Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

Я в Крыму

Евгений Водолазкин. Лавр

Под большим впечатлением от "Лавра" петербургского филолога-медиевиста и писателя Евгения Водолазкина.
Автор говорит не о прошлом (или современном), но о вечном (и потому настаивает на том, что "Лавр" - "неисторический роман", как обозначено на обложке книжки). Время в романе - при чёткой хронологической привязке начала и конца повествования к 6948 (1440) и 7028 (1520) годам соответственно, при постоянном движении сначала к дате конца света - 7000 (1492), а потом - от неё и далее, одновременно и не имеет значения, и определяет собой структуру текста. Способствуют этому и постоянные "прозрения будущего", и как бы случайные оговорки, в результате которых под стаявшим снегом XV столетия обнаруживаются пластиковые бутылки, и современные речевые обороты вперемежку с древнерусскими фразами и цитатами то из "Александрии", то из "Физиолога", то из "Пчелы", и как бы отстранённая позиция автора - филолога и современника, периодически сообщающего нам, что было и чего не было "в Средневековье". Способствуют этому и настойчивые возвращения к темам конца света и смерти - "глобальному" и "локальному" переходу к тому состоянию, когда "времени уже не будет". Да, жизнь главного героя происходит во времени - от рождения к смерти - но одновременно и как бы вне его (и точно так же - в пространстве, но и над ним). На пути к самому себе герой меняет имена и лица - и при этом остаётся самим собой, даже не узнавая себя. Эпизоды его жизни разворачиваются в линию и тут же замыкаются в круг, а круг оказывается спиралью, новым витком на пути к той Жизни, которая побеждает любую смерть и которой подвластны и время, и пространство.
Как и в древнерусских житиях, о причастности к этой Жизни можно догадаться по некоторым косвенным признакам: от способности ходить по водам и слышать друг друга на любом расстоянии, провидеть будущее и исцелять больных до чего-то не поддающегося описанию но очевидно ощущаемого людьми, которые всё время тянутся к Лавру - и не только потому, что он дарит им надежду и облегчение.
На своём долгом пути герой - целитель, юродивый, паломник, монах, схимник, отшельник - постоянно окружён множеством людей и одновременно одинок. Отсутствие формальных обозначений прямой речи при сохранении глаголов речи создаёт ощущение бессловесного, молчаливого диалога. Ещё в большей степени он окружён вещным миром, описанным с кропотливой дотошностью, местами - вопиюще натуралистично. Через внешние детали и обстоятельства, складывающиеся в метафору пути, описываются перемены, происходящие во внутреннем мире героя. О цели и смысле этого движения мы узнаём многое, о результатах - можем только догадываться.
Для ограниченного временем и пространством здесь, увы, иного и не дано...
...Там, под землёй, происходило не вполне обычное движение и раздавались особого рода голоса, не нарушавшие строгости и покоя. Святые говорили словами псалмов и строками из своих житий, памятных Арсению с детства. Тени от подносимых свечей перемещались по высохшим лицам и полусогнутым коричневым кистям. Казалось, что святые приподнимали головы, улыбались и едва заметно манили руками.
Город святых, прошептал Амборджо, следя за игрой теней. Они представляют нам иллюзию жизни.
Нет, также шёпотом возразил Арсений. Они опровергают иллюзию смерти.
Я

Семь песен о Боге

Были в Консерватории на премьере оратории Бориса Гребенщикова и Андрея Микиты "Семь песен о Боге". Очень понравилось!!! Очень талантливо, бережно и красиво сделано, одновременно и узнаваемо, и необычно. В каждой из семи песен - свой дух и своя энергетика и в то же время всё вместе действительно объединяется в единое целое. Почти полтора часа на одном дыхании - потрясающее ощущение. А главное - давно знакомые слова приобретают новое звучание, а заодно и какие-то новые смыслы. С текстами БГ это не так уж и удивительно, но всё же...
На бис исполнили "Дубровского". А хотелось - "Серебро Господа моего..."
Если кто-то пропустил и чувствует, что зря, - 9 января в ММДМе второе исполнение :).
Из того, что не понравилось: первое отделение с византийскими молитвенными песнопениями в исполнении афонского хора, прекрасное само по себе, здесь было явно лишним. Вообще недолюбливаю эту странную привычку объединять небольшие произведения с чем-то ещё: ведь очевидно же, что отвлекает и дробит впечатление.
А ещё откровенно не понравился финал оратории: показалось, что последняя песня сильно проигрывает предыдущим. И очень жаль.
Говорят, в сети бушуют споры и ломаются копья...
"Бог есть Свет и в Нём нет никакой тьмы".
И о чём тут спорить?

UPD.
Я

ОПК уровнем выше?

Пока с одной стороны нам предлагают заменить нетолерантное и неполиткорректное название курса "Библия и культура" на более соответствующее духу современного мультикультурализма "Религия и культура", с другой поступают предложения предусмотреть в собственных стандартах возможность чтения курсов "Язык русского Православия", "Интерпретация библейских текстов" и расширить практику учить иностранцев русскому языку на материале Евангелия (если честно, как филолог я не очень понимаю, как это, но, говорят, есть опыт).
Парадоксальным образом предложение исходит от Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями МП, что не то чтобы настораживает, но как-то зело изумляет.
Признáюсь честно, я - как, впрочем, и всегда - против и того, и другого.
Я, например, никогда не сумею быть толерантной к гей-парадам на улицах моего города. Или к переносу на эти самые улицы нравов и традиций горного аула. Да что уж там, признаюсь честно, мне с трудом даётся толерантность по отношению к тому, что существенная часть населения моего города (да и некоторая часть родного первого гума) говорит не по-русски.
С другой стороны, всякая попытка залезть откуда бы то ни было в профессиональный учебный план тоже сразу вызывает у меня исключительно желание принять боевую стойку. Ну доколе можно, право слово!
Вот недавно все обсуждали статистику: почему православные родители отдают в школе детей не на ОПК, а на курс светской этики. Казалось бы, простой вывод лежит на поверхности: духовность не насаждается сверху, а исподволь воспитывается, причём поколениями. Она приобретается не в результате прослушанных курсов - ибо не является знанием, которое можно перенять. Она впитывается порами души, тяготеющей к идеалу, если являет себя хотя бы в стремящихся к идеалу формах. Навязывание и регламентация умертвляют духовные порывы, набитая оскомина не даёт ощутить настоящего вкуса, замыленный взор не видит неба.
Успех антирелигиозной пропаганды в СССР существенной частью основан в том числе и на обязательности "Закона Божия" как учебного предмета, необходимости приносить справки о присутствии на исповеди и прочих результатах сращения Церкви с государством.
"Царство Мое не от мира сего" (Ин. 18:36).
При этом - чтобы быть до конца правильно понятой - речь идёт не о конкретных курсах, которые могут быть сколь угодно хороши, а только лишь о способах насаждения сверху и без разбору.
Потому что с другой стороны прекрасно, что у зарубежников уже почти четверть века Андрей Николаевич Горбунов (он же - протодиакон отец Андрей) читает "Библию и культуру", что на кафедре ОСиЯ ведут постоянные специальные курсы по языкам Библии, на кафедре русского языка - по языку славянских переводов Библии, а на английской кафедре - про язык и стиль Библии короля Иакова. Прекрасно потому, что - по, так сказать, сверхзадаче - всё это есть часть профессиональной подготовки, а не миссионерский проект...
Наряду с разными другими курсами (если что, это я не только про КСЕ).
А если глобально, то, может быть, всё-таки стóит задуматься, почему на Патриарха студентов приходится сгонять, а на Цукерберга - совсем наоборот?
Я

Текущее

Два дня подряд была на секциях факультетского "Дня науки". Вчера - на литературоведческой древнерусской (и было хорошо), сегодня - на междисциплинарном XVIII веке (и было очень хорошо, хотя где же, где же, где же вы, "осьмнадцативечники"-литературоведы???).
***
Предельная усталость сказывается, оказывается (простите!), не на работе. И не дома.
Почему-то очень трудно оказалось стоять на 12 Евангелиях. При том, что я очень люблю эту службу, всегда стараюсь на ней быть...
Давно не была на ней у себя в Трёхсвятительском. Год назад я ходила на неё в Херсонес. Через год, Бог даст, тоже, похоже, будет Херсонес.
Завтра надеюсь попасть к выносу Плащаницы. Пожелайте вырваться и не грохнуться в обморок.
В Субботу должно уже стать легче...
***
А вот днём, пожалуй, была весна.
А вечером - просто дождь...
С Новым годом!!!

Дева днесь Пресущественного рождает!

Со светлым праздником Христова Рождества!
И пусть на улице дождь и слякоть - главное, чтобы в душе у каждого были свет рождественской звезды и та вера, которая зовёт поклониться Тому, Кто нашего ради спасения в вертепе родися и во яслех возлег…

Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение!
А в Татьянинском на утренней пел детский хор и было как-то по-особенному празднично :).
Счастливого Рождества!
Я

Христос Воскресе!

Христос воскресе!
На ночную службу сходили в небольшой старинный Всехсвятский храм. Было удивительно: очень много народа, но всё прекрасно слышно, пение и возгласы звучат как бы со всех сторон. Снова и снова "Воскресение Христово видевше", и тропарь Пасхи, и "Светися, светися, Новый Иерусалиме": и правда - каждый раз, как в первый.
Ещё с вечера мы с подругой наготовили еды, поэтому по возвращении осталось только быстро накрыть на стол и... С утра, естественно, первым делом продолжили, да и в течение дня неоднократно приступали.
День провели в удивительном покое. Сначала прогулялись по храмам: были в Покровском на Большой Морской и во Владимирском на горке, ещё послушали и спели тропарь. Во второй половине дня два часа катались по городу на велосипедах. На набережной - музыка, уже почти сезон. Второе воскресенье я здесь и второе воскресенье погода просто сказочная. На неделе бывает по-разному, и весьма, а вот в выходной - просто чудо как хорошо.
Почему-то возникло удивительное ощущение, как будто уже некоторое время - отпуск и ничегонеделание. Вчерашние пары, кажется, были почти что в другой жизни.
И во всём и везде разлиты слова Пасхальной радости:
- Христос воскресе!
- Воистину воскресе!
С Праздником Жизни и Спасения!!!
Я

12 Евангелий

И снова Страстная в Севастополе, и снова 12 Евангелий в Херсонесе.
Именно эта служба для меня - самое сердце Страстной. На ней стараюсь побывать всегда - как бы ни затягивала суета повседневности. А здесь получается, что только на ней - всё остальное время занятия: и под вынос Плащаницы, и под литургию Великой Субботы.
И, чем более суетно проходят дни вокруг, тем сложнее перестроиться, настроиться, вникнуть. И почему-то некоторое время ещё мешают шёпот за спиной, непривычные акустика и дикция.
А ведь совсем не это важно.
Завален камнем вход ко Гробу Твоему, Господи...
Я

Элизабет Гилберт. Есть, молиться, любить.

Занятная книжка - но и не более того. Для меня - слишком женская и слишком американская.
Хотя идея заманчива и прекрасна - "в минуту жизни трудную" оставить всё, оторваться от привычного быта и атмосферы и провести год в совсем другом мире, поделив его на три части между тремя разными странами, не оставляет мысль о том, что путь к себе не требует многочасовых перелётов и смены часовых поясов, а уложить в порядок мысли и встретить любовь можно и не на краю света. А стало быть, экзотический антураж скорее мешает внутреннему содержанию и отвлекает от главного (если, конечно, главное - это именно поиск себя, а не пропаганда индуистских или индонезийских духовных практик).
Хотя идея, скажу ещё раз, заманчива и прекрасна.
Особенно, пожалуй что, сейчас...