Category: театр

Category was added automatically. Read all entries about "театр".

Рабочее

"Король Лир" в Мастерской Петра Фоменко

А у Фоменок поставили отличнейшего "Короля Лира"!
Нет, не так.
Был момент, когда я была почти уверена, что по итогам дня напишу постинг о том, что сегодня я впервые в жизни опоздала в театр. Был момент, когда я малодушно была готова сдаться и повернуть обратно, удержало меня только то, что я не очень хорошо помнила, насколько ровно начинают у Фоменок. И в результате я впервые в жизни вбежала в театр в 19:02 с вопросом, всё ли уже безнадёжно, но оказалось, что ещё не было второго звонка. Так что да здравствует стремление к цели и побеждённое малодушие :).
Премьера "Короля Лира" состоялась 12 февраля с.г., спектаклю месяц с хвостиком и он однозначно стоит того, чтобы его увидеть. Чудесная Корделия (Дарья Коныжева) очень нежна и пряма, Гонерилья (Полина Кутепова) и Регана (Серафима Огарёва) властны, самолюбивы и страстны, граф Кент (Юрий Буторин) - супергерой, которым всё время любуешься, Эдгар Глостер (Юрий Титов) мастерски перевоплощается в бедного Тома, сам Лир (Карэн Бадалов) фантастически хорош во всех своих ипостасях, а Шут (Александр Мичков) - вообще выше всяческих похвал. Спектакль смотрится на одном дыхании, хотя и длится больше трёх с половиной часов, вот разве что в середине первого ряда местами страшненько, потому что часть действия происходит у тебя на голове и одновременно у тебя же под ногами :).
Одним словом, спешите видеть!
Рабочее

"Лейли и Меджнун" в Бакинском театре марионеток

Сходили с коллегами на "Лейли и Меджнуна" в Бакинский театр марионеток. Я давно слышала об этом театре от коллег, но сама не бывала там ни разу и очень рада, что наконец удалось посмотреть там очень красивый и яркий спектакль.
В основе небольшого (14 сцен общей продолжительностью меньше часа), но очень насыщенного спектакля - мугамная опера Узеира Гаджибекова (1907) на сюжет великой поэмы Физули. Почти каждая сцена - шедевр пластики, света и чувства, невероятно красиво решено сценическое пространство, камерность зала способствует тому, что ты в какой-то момент забываешь, что сидишь в окружении зрителей (я, правда, сидела с краю и окружением это назвать сложно, но всё равно) и переносишься на сцену, оказываясь среди героев трагической истории любви. Очень интересно наблюдать за взаимодействием кукловода и куклы, я впервые видела спектакль марионеток и чрезвычайно впечатлена. Никогда не подумала бы, что в этом формате можно настолько передавать эмоции и чувства, а главное - что у кукол возможна такая абсолютная точность поз.
В общем, один единственный недостаток - всё очень быстро закончилось :(((.
Рабочее

"Ашуг Гариб" в Театре оперы и балета (Баку)

Мы с коллегой сходили на мугамную оперу Зульфугара Гаджибекова "Ашуг Гариб" в Театр оперы и балета.
Я ещё в один из прошлых раз подбивала коллег на неё сходить, но тогда неожиданно отменили спектакль и пришлось отложить до лучших времён. А теперь всё сложилось :).
Впечатление непростое, но в целом нам понравилось. Опера была написана в 1916 году и представляет собой, насколько я понимаю, попытку синтезировать местные музыкальные и вокальные традиции с элементами классической (прежде всего - итальянской) оперы. Получается довольно интересно, мне особенно понравились женские хоры, в которых этот синтез показался мне наиболее органичным. Помимо собственно музыкальной составляющей спектакль очень красиво оформлен: костюмы, декорации, свет очень эффектны. Единственное, что осложняет впечатление: народ в зале активно общается, сидит в телефонах, снимает со вспышкой, а сидящая передо мной девушка пыталась снимать видео, расположив телефон так, что загородила мне центр сцены, пришлось нашипеть довольно злобно, подействовало :).
Спектакль на удивление недлинный, так что мы уже благополучно добрались на такси до дома и перевариваем впечатления :).
Рабочее

«Макбет» Олега Меньшикова в Театре имени Ермоловой

С любопытством посмотрела премьеру прошлого года - «Макбет» в Театре имени Ермоловой. Олег Меньшиков создал очень яркий и эффектный спектакль и сам он в нём - конечно, звезда даже не первой, а просто абсолютной величины.
Очень понравились световые решения - практически весь спектакль происходит на перекрёстке лучей. Шикарны эпизоды с ведьмами, когда в зал со сцены ползёт густой болотный дым. Включения репортажных фрагментов тоже любопытны, хотя после мирзоевского «Бориса Годунова» уже невольно воспринимаются как вторичные. Последний эпизод Макдуфа с Макбетом, когда вместо поединка мы видим (псевдо)спокойный диалог, - просто супер. В общем, даже театральный охранник и его отсутствующий у Шекспира монолог не вызывают возражений. А отсылки к другим известным шекспировским текстам сделаны очень органично. Ну и, конечно, несмотря на цену билетов, смотреть Меньшикова из первого ряда очень классно.
Пожалуй, у меня только один вопрос: зачем в первом акте леди Макбет играют три мужика (ко второму акту, в этом смысле гендерно адекватному, и суперской сцене сумасшествия леди Макбет вопросов нет).

А ещё...
А ещё я сегодня приняла последний в эту сессию экзамен (экзаменов я на этот раз приняла немного, поэтому статистикой хвастаться не буду).
И учёный совет родного факультета единогласно переизбрал меня в должности доцента на следующие пять лет :).
Рабочее

"И дольше века длится день" (Гоголь-центр)

Сходили в Гоголь-центр на потрясающий камерный спектакль по роману Чингиза Айтматова "И дольше века длится день".
В спектакле участвуют люди и куклы, причём совершенно потрясающие куклы, позы которых иногда оказываются выразительнее любых слов, а взаимодействие актёров с ними оказывается одновременно и удивительно безыскусным внешне, и одновременно потрясающе гармоничным, так что в какой-то момент начинает казаться, что они - одно целое. На сцене появляются подлинные вещи из музея ГУЛАГа - кусок колючей проволоки, кайло, арестантская миска. Создаётся настолько ощутимая атмосфера, что в какой-то момент ты сам начинаешь чувствовать себя на допросе, и это тебе в глаза бьёт свет от лампы следователя. Тем более, что слова, которые он произносит... разве они не звучат снова в наши дни?
В жизни всякое может быть в смысле исторических событий. Но мало ли что было и как было! Важно вспоминать, нарисовать прошлое устно или тем более письменно так, как требуется сейчас, как нужно сейчас для нас. А все, что нам не на пользу, того и не следует вспоминать.
Полуторачасовой спектакль, конечно, не может вместить все события и сюжетные линии романа (именно поэтому я бы скорее назвала бы спектакль "Буранный полустанок"), мне, конечно, очень жаль подробной истории контактов с внеземной цивилизацией планеты Лесная Грудь, которая не ведёт войн - и от которой земляне решают отгородиться обручем из военных ракет, готовых уничтожить всё живое, приближающееся к Земле...
Ещё больше мне жаль совсем опущенной легенды о манкуртах - в том числе и потому, что сейчас трудно переоценить её злободневность.
И ещё, наверное, я бы финальный текст читала бы вслух (желательно - в абсолютной темноте), а не давала бы слайдом.
То пошла на подъем первая боевая ракета-робот по транскосмической заградительной операции "Обруч". В сарозеках было ровно восемь часов вечера. Вслед за первой рванулась ввысь вторая, за ней третья и еще, и еще... Ракеты уходили в дальний космос закладывать вокруг земного шара постоянно действующий кордон, чтобы ничего не изменилось в земных делах, чтобы все оставалось как есть...
Поезда в этих краях все так же шли с запада на восток и с востока на запад...
А по сторонам от железной дороги в этих краях лежали великие пустынные пространства - Сары-Озеки, Серединные земли желтых степей.
Рабочее

«Бесприданница» (Мастерская П.Фоменко)

Была в Мастерской Фоменко на «Бесприданнице». Признаюсь, несколько разочарована.
С одной стороны, спектакль вполне атмосферный, чуткий к авторскому тексту. Очень хорош Евгений Цыганов в роли Карандышева, на мой взгляд, именно он - украшение спектакля. Но совсем не понравился Илья Любимов - Паратов, а именно он должен стать нервом и пружиной спектакля, без этого даже общая хорошая игра не произведёт должного впечатления. Наверное, моя проблема в том, что любого Паратова я всегда невольно сравниваю с Михалковым, который для меня именно и прежде всего Паратов, и здесь сравнение настолько не в пользу Любимова, что трудно сдержать некоторую досаду.
И вообще было ощущение, что сегодня как-то с самого начала всё не задалось, все вместе и чуть ли не каждый в отдельности не поймали нужного настроения, что ли. У меня самой так иногда бывает на семинаре или лекции, потом очень трудно выбраться и очень часто всё разлаживается и дальше.
Рабочее

Стремительным Сапсаном...

...я отбыла на выходные в Санкт-Петербург :))).
У меня тут большая культурная программа, а ещё я надеюсь выспаться и прополоскать мозги невским ветром.
В планах хорошая музыка, хорошая драматургия и прогулки куда глаза глядят (тем более, что завтра дождя здесь, вроде бы, не обещают, а в воскресенье обещают чуть-чуть).
На выезде из Москвы тучи, но в Тверской области и далее везде снова голубое небо.
В Питере сухо и тепло, иностранцы гуляют по Невскому в костюмах, наши - всё-таки в куртках.
Я привычно игнорирую метро и иду пешком до гостиницы на Гривцова, в которой я останавливаюсь не первый раз, по дороге забредаю в Мак за Гостиным двором поужинать, добираюсь до знакомого двора, заселяюсь в номер, где на этот раз у меня аж даже двухъярусная кровать

(вот кстати опрос: вы бы спали внизу или наверху?) и, разумеется, вайфай :).
И ещё вопрос, на сей раз серьёзный: дорогие питерцы и гости культурной столицы, каков, по-вашему опыту, оптимальный маршрут от Мариинки до Московского вокзала, когда надо оперативно успеть на поезд? Вот прямо совсем оперативно.
Рабочее

"Чаадский" (Геликон-опера)

Посмотрела в Геликоне оперу Александра Маноцкова "Чаадский" в постановке Кирилла Серебренникова.
Спектакль представляет собой синтез фрагментов из "Горя от ума" и из сочинений П.Я.Чаадаева, причём комедия постепенно перерастает в драму человеческой жизни, голос Чаадаева постепенно начинает доминировать и герой, не понятый обществом, действительно сходит с ума (в конце звучит монолог из гоголевских "Записок сумасшедшего"), потому что остаться в своём уме в этой ситуации невозможно.
Музыка местами любопытна, сценография занимательна (атланты забавны, но без мытья буфетчика Петруши голышом я бы, кажется, вполне могла бы обойтись, как и без коитуса Молчалина и Лизы). Фантастически хорош Молчалин (Дмитрий Янковский), который угодливо поёт фальцетом на протяжении практически всего действия и обретает баритон только когда пытается приударить за Лизой. А вот Лиза, кстати, не понравилась, но речь не об актёрской игре, а о режиссёрской задумке. Очень интересны княжны - и в сценическом, и в музыкальном плане. Скалозуб скорее странен, но отторжения не вызывает. Интерпретация, одним словом, достаточно вольная, но, на мой взгляд, не противоречащая по большей части источнику: и композитор, и режиссёр по-своему стремятся актуализировать звучание определённых реплик, расстановку сил, типажи и т.д.
"Горе от ума" сейчас, конечно, звучит и без того достаточно пронзительно, а подобранные цитаты из Чаадаева иногда, кажется, гораздо больше, чем костюмы, переносят в современность: "Прекрасная вещь — любовь к отечеству, но есть еще нечто более прекрасное — это любовь к истине".
Рабочее

Notre Dame de Paris, французская версия (ГКД, 2018)

Были сегодня на великом мюзикле "Notre Dame de Paris": французы привезли в Москву и показывают неделю в Государственном Кремлёвском дворце. Свою печальную историю про то, как ГКД в начале апреля аннулировал купленные мною в конце декабря прошлого года билеты и посоветовал мне купить билеты заново, в три раза дороже и не у них, я рассказывала на ФБ. Наверное, если бы я внезапно собралась бы в апреле, я бы не пошла за такие деньги, но мы уже настроились, предвкушали и собирались, так что я и правда купила билеты заново, хотя и осталась в чрезвычайном, признаться, недоумении. Но зато мы сидели в пятом ряду партера :-).
Впечатление чрезвычайно сильное. Я невероятно люблю "Notre Dame", я влюбилась в него с первого услышанного исполнения, это было в Севастополе в самом начале нулевых, это была не очень хорошая кассета не с лучшим звуком, но мы все были потрясены навсегда. С тех пор я несколько раз его переслушивала в записи, сходила, разумеется, на русскую версию в Театр оперетты. Но мимо французской аутентичной версии пройти, конечно же, не могла :). Ни одна запись никогда не сравнится с ощущениями в зрительном зале, с живым звуком, с живыми танцами, со сценической картиной въяве, с живыми эмоциями, в конце-то концов.
Поскольку мы явно сидели... кхм... не совсем в своём ценовом диапазоне, скажем так, иногда было забавно наблюдать реакцию соседей. Барышня рядом со мной периодически с кем-то чатилась в смартфоне, а её кавалер в конце первого акта любопытствовал, кто убил Феба, а в конце второго интересовался, кого же повесили. Но нам это практически не мешало наслаждаться каждым номером.
В конце на аплодисментах Гренгуар крикнул по-русски в зал: "Спасибо, Моску!" и был приветствуем ответным "Merci!"
Il est venu le temps des cathédrales...
Я в Крыму

"Похождения повесы" Игоря Стравинского в Камерном музыкальном театре имени Б.А.Покровского

Сходила сегодня в Камерный музыкальный театр имени Бориса Покровского на оперу Игоря Стравинского "Похождения повесы". Любопытно, что я в этом театре в третий раз - и каждый раз была разная организация сценического пространства. В этот раз она оказалась, пожалуй, в гораздо большей степени традиционной, но артисты активно выходят в зал, в некоторых сценах в драматическое действие включается оркестр, поэтому пространство всё равно "работает" иначе, чем при обычной оперной постановке, в которой оркестровая яма почти всегда - непреодолимый барьер между залом и сценой.
Постановка костюмная и достаточно эффектная сценографически. На сцене как бы оживают изображения (как известно, опера написана по мотивам серии гравюр Уильяма Хогарта; сюжеты серии и либретто довольно существенно отличаются, но "изобразительное" происхождение положено в основу сценического воплощения спектакля, так что всё, что происходит на сцене, оказывается то ли реальностью, то ли сном, то ли игрой воображения, на некоторое время оживившего статичные полотна).
Опера довольно любопытная, хотя для меня, как известно, всё, что после Верди, - это уже не совсем опера :-). Пели по-русски (хотя либретто написано по-английски и первоначально опера исполнялась на языке оригинала) и, наверное, в данном случае это правильно. Это одна из старых постановок театра (премьера состоялась в 1978 году), возобновлённая в декабре 2010 года.
Борис Покровский о своём видении этой оперы говорил так: "Где же эта страшная сила, которая забирает энергию и талант человека, уничтожает его, превращает в тряпку? Эта сила всегда рядом: тень дьявола. Она существует в каждом человеке.
<...>Заблуждение Ника в том, что он думает, что кроме силы зла ничего нет (а фитилёк добра - существует). Заблуждение Тома - что счастье в бурной жизни (а цели, пользы - нет). Заблуждение Трулава - что ограниченность спасает, сохраняет человека. Заблуждение Энн - что всё вокруг прекрасно и вё само образуется.
<...>
"Похождения повесы" - абсолютно современная опера. Она о современной жизни
".

А Никольская всё-таки изумительно красива этим Новым годом :).