Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

Я

Понедельник - день тяжёлый

Сегодня был очень длинный день, к вечеру казалось, что утро было уже неделю назад.
В девять утра у меня по расписанию экзамен в ЧФ, но утром дистанционный сайт лежал категорически (да и сайт ЧФ тоже). Я задавила мысль выставить автоматы, выдала первой очереди билеты ВКонтактике и мы решили через полчасика созвониться по привычке в Discord'е (экзамен я там отказалась принимать только потому, что он не встал у меня на компьютер, только на телефон, а с телефона раздавать билеты неудобно), но через полчасика героические усилия техподдержки сайт реанимировали, так что мы всё провели на вполне официальной платформе. Теперь мне остался только один экзамен в московской группе - и с сессией будет фффффффффсё!
Кстати, одна барышня отвечала из машины.
- Вы, - говорю, - не рулите, я надеюсь?
- Нет, - смеётся она, - но у меня дома совершенно нет возможности.
Вот так и живём :(.
Потом собралась и поехала на работу. Из приятного: в метро мне таки компенсировали 54 поездки, не потраченные за период самоизоляции (только-только в середине марта новые 60 поездок прикупила). Честно говоря, как-то я не очень верила в возврат всего, а оно вон же оно как :-).
А потом приехала на работу - и сплошное мельтешение всего. Вернулась домой к восьми, шесть часов за рабочим компом, а дел несделанных всё равно страшная куча.
Всё-таки я не знаю, как у вас, но у меня очень серьёзно упала производительность труда. И это, видимо, второе существенно неприятное последствие - после килограммов.
Как бы мне бы завтра бы поработать бы продуктивнее бы...
Эх!
Я

"Защита кур совой" (с)

Сегодня у нас в филиале прошла первая часть защит курсовых работ.
Обычно я не попадаю на это мероприятие, потому что раньше оно естественным образом проходило в очном формате, а потом, когда мы уже начали осваивать отдельные дистанционные внедрения, у меня некоторое время не было там курсовых. А в этом году - аж сразу две :).
Поскольку это третий курс, которому в следующем году идти на диплом, мы старались создать довольно боевую обстановку, так что по времени, мне кажется, было дольше, чем наша обычная защита дипломов, хотя мы и там любим поговорить и обычно не торопимся.
Поймала себя на том, что я сама плохо формулирую стандартные формальные вещи про актуальность, цели-задачи, предмет-объект и, видимо, передаю эту нелюбовь своим подопечным. Мне всё это всегда отдаёт чем-то мертворождённым, потому что, как хорошо сказала однажды моя студентка, "не могу же я сказать, что мне просто нравится читать и разбирать любимого автора". И я даже не про то, что у нас нет целей, задач, предмета и объекта (хотя актуальность филологического исследования обычно, конечно, уступает вещам типа изобретения вакцины от коронавируса) - они есть, но для того, чтобы их определять неформально, надо дорасти до определённого уровня исследования, и этот уровень точно выше обычной ученической курсовой работы за третий курс.
"Вот мы все умрём, и что останется в истории от Вашей курсовой работы? - изрядно заостряя проблему, спросил мой коллега.
Честный ответ, конечно: ничего.
Вот меня, помнится, в интервью как-то спросили, что я считаю своим главным научным достижением.
Ни на секунду не задумавшись, я совершенно искренне ответила: "Ничего!"
Курсовая работа, да и диплом - это, на мой взгляд, пока ещё из серии препарировать лягушек. Их задача - показать, что человек учится и научается анализировать тексты, применять филологический инструментарий, работать филологическим скальпелем, если угодно. Да, есть дипломы - научные открытия, но мы сейчас не о них.
Вот когда человек решит пойти в науку или преподавание, в кандидатской диссертации (всё равно ещё в большей степени квалификационной, чем научной работе) он не формально, а фактически обозначит и актуальность выбранной темы в долженствующей быть ему широко известной научной парадигме, структурирует цели и задачи, разделит предмет и объект.
А в докторской уже, наверное, и про практическую значимость можно написать.
Потому что раньше, в подавляющем большинстве случаев, это не очень честно.
А в науке надо быть честным.
Я

И паки дипломное

Сегодня произошло всё-таки главное событие этого семестра - на заседании ГЭК нашей кафедры защитились на "отлично" четыре моих дипломницы!!!
Даша, Света, Даша, Марина - вы необыкновенные молодцы, вы всё отлично сделали, вы хорошо выступали, прекрасно держались, были на высоте и вообще вы просто супер и я вами горжусь!
У меня никогда раньше не было больше трёх дипломников в один год, а в последние годы - один или два, поэтому я, признаюсь, изрядно волновалась в течение года. В то же время при выходе на финишную прямую уже стало понятно, что работы получились - однако на финишной прямой выдыхать было ещё явно рано. У каждой был свой путь и свои препятствия на этом пути, но со всеми мы благополучно справились. Я очень люблю наблюдать, как студенты растут, постепенно по-настоящему становясь филологами, погружаясь в проблематику своего исследования, как иногда удивляются, на последнем курсе открывая свою первую курсовую, как учатся видеть в тексте детали, как проникают всё глубже в поэтику, как оттачивают язык и стиль. За три года сотрудничества мы стали по-настоящему командой: и сегодня, мне кажется, все поддерживали всех :-).
Ну и, конечно, прекрасно, что мы продолжаем давно заведённую традицию: за дипломы - только "отлично"!
Ура! Ура!!! Урааааааа!!!!!!!!!!!
Collapse )
Я

Экзамен

Я сегодня освоила приём экзаменов в BBB: севастопольские журналисты сдавали XVIII век. Поскольку их 21 человек (сдавало 20), потребовалась обкатка новых общих принципов.
Билет студенты выбирали из диапазона, обозначенного в чате, выбором номера из имеющихся (писали сообщения с номером в общий чат, чтобы было видно, какие номера выпадают), формулировки вопросов выбранного билета я высылала им в личный чат.
Чтобы минимизировать время на подготовку, я разбила группу на подгруппы (5 человек пришли в девять утра, потом по четыре человека каждый час - в 10, 11, 12 и 13). Пару раз я справилась с предыдущей группой, пока следующая ещё готовилась, один раз ответы предыдущей группы иссякли ровно к тому моменту, когда истекло время подготовки для следующей группы, один раз я задержалась в предыдущей группе дольше обычного. Это был непрофильный экзамен, для профильного, видимо, подгруппы больше, чем из 4-х человек, планировать не стоит.
Дальше всё было, как и ожидалось: микрофоны подключились у всех, камеры - только у 2/3 примерно. Интересно, люди, которые рассказывают мне, что камеры у них нет вообще, всерьёз считают, что я мамонт, который не в курсе, что в любом смартфоне камера встроенная? Интересно, люди, которые рассказывают мне, что они пытаются подключить камеру, но у них не получается, всерьёз считают, что я понятия не имею, как в BBB выглядит реальная попытка включить камеру? Ну, смешно...
Ах, ну да: это вообще-то та платформа, на которой у них с марта занятия идут.
Но я, в общем, не придираюсь: я считаю, что умение оперативно найти (или труд заранее подготовить) и убедительно представить слушателю нужную информацию - это тоже вполне хороший навык. А читал человек текст или не читал, я умею устанавливать независимо от наличия или отсутствия видеосвязи.
Но в целом не сильно хуже, чем на обычном экзамене, по-моему. И не дольше, чем я бы делала это в аудитории.
Ну, так сказать, с почином! Сессия началась :-).
Я

Госэкзамен

Эх, вчера вечером мы с коллегой должны были бы сесть в самолёт и отправиться на госэкзамен в ЧФ. И сегодня должны были как минимум навестить Большую Морскую, Приморский бульвар, какой-нибудь из ресторанчиков типа Black Sea, а может быть и Херсонес. Но это должно было быть в другой жизни.
Вместо этого мы сегодня с утра включили видеоконференцию BigBlueButton, где у нас прошёл госэкзамен.
Пожалуй, очень хорошо, что у нас в этом году всего шесть выпускников, потому что периодически возникающие технические трудности продлевают мероприятие довольно существенно, так что мы начали в десять, а закончили почти в четыре. Мы, конечно, всегда долго принимаем госы, но сегодня всё-таки, кажется, было дольше обычного.
Из студентов, к счастью, проблемы были только у одной девочки, у нас периодически у кого-то отключался звук или шумел фон и со всеми включёнными камерами у нескольких человек становилось совсем нехорошо. Всё-таки среднестатистический компьютер среднестатистического преподавателя (как, впрочем, и среднестатистический компьютер среднестатистического студента) на такие нагрузки не очень рассчитан. А вот скажите, кто знает: BBB, получается, тяжелее Zoom'а? Или если бы все мои слушатели МФК включали бы видео, было бы то же самое? (Вопрос непраздный, лето впереди, однако.)
Но мы всё преодолели и со всем справились, за что я искренне благодарю председателя, членов и секретаря комиссии, руководителя нашей программы - модератора конференции и группу технической поддержки Филиала МГУ в Севастополе. Особенно мне понравилось, как нас перемещали в комнату для дискуссий и обратно, это было сильно :-))). Коллеги, вы - отличные, вместе мы - сила!
Теперь 2 июня у нас защиты, но это, я считаю, уже почти праздник :-). Так что можно смело сказать, что самое трудное у нас уже позади!
С чем - и с Днём Филолога тоже - я нас всех и поздравляю!!!
Я

Дипломное

Итак, все пять дипломов благополучно вычитаны, доправлены, прошли антиплагиат и отправлены на кафедру и рецензентам.
Вот сейчас наступает то самое время, когда кажется, что наверняка мы где-то не заметили очевидного :(((.
Кстати, должна заметить, что про себя с дипломником я всегда говорю "мы": мы дописали, мы благодарим, мы шлём, мы просим :-). Так было всю жизнь, как про детей :-).
Неделя в результате получилась довольно диковатая, поскольку в какие-то моменты я читала и правила почти круглосуточно, но наконец-то можно выдохнуть по этому поводу.
До дедлайна в последнем случае - двое суток, а в первом было аж пять дней, о как!
До защиты - 10 дней у одной барышни и 12 - у всех остальных.
Уфффффффффффф!!!
Я

Как я проктором побывала

Сегодня я участвовала в прокторинге на олимпиаде школьников.
С одной стороны, могу сказать, что, вроде как, гораздо проще, чем в оффлайне: помимо того, что не надо ехать туда-сюда, ещё и нет той беготни, когда надо запустить в корпус несколько сотен человек, проследить, чтобы они попали в свою аудиторию, проверить документы у толпы и т.д. С другой - народу при равном числе участников требуется существенно больше: если три преподавателя вполне могут наблюдать аудиторию в 120 человек, то один проктор нормально наблюдает за десятью участниками. С третьей - в отличие от обычной олимпиады, когда, пока пишут, можно выйти покурить, поболтать или поесть, тут ты всё время сидишь перед экраном, не вставая с кресла и не выключая камеры.
Запуск за час, при всей кажущейся странности (10 человек в принципе можно запустить за 20 минут) вполне оправдан, потому что это ровно то время, которое нужно тем, у кого проблемы со связью, осознать и решить эти проблемы. У меня был молодой человек, который никак не мог зайти, мы с ним бились минут сорок, наверное, он выходил из браузера, перезагружал компьютер, в итоге в какой-то момент у меня возникла идея порекомендовать ему зайти не с компьютера, а с телефона, и всё получилось. А тем, кто благополучно зашёл за час, всегда можно разрешить погулять пока, не отключаясь и не теряя контакта :-). Ну и, конечно, всегда найдутся те, кто прибежит за три-пять минут до начала. И те, кто опоздает на 20 минут и будет удивляться, что его не пускают в виртуальную комнату.
В какой-то момент, когда мои оставшиеся дипломники стали присылать мне чистовые варианты своих дипломов, я пожалела, что у меня ноут, а не как у Гоша компьютер с двумя мониторами. Хотя, признаться, отвлекаться больше, чем на мессенджер или почту, всерьёз не получается.
На последнем часе мероприятия мой ноут явно стал греться, и это меня тревожит, потому что у меня нет другой техники, а впереди госы, защиты и лето. Но когда участники стали сдавать работы и отключаться, он перестал страдать и печалиться и всё нормализовалось.
В общем, проктор должен иметь специально подготовленную для этого дела технику, доложу я вам :-).
А я тем временем приобрела новый опыт. И это в принципе хорошо или по крайней мере любопытно, я считаю :-).
Я

Семестроокончательное

А у меня сегодня закончился учебный семестр. Как ни странно это для весеннего семестра, в котором у меня в основном XVIII век, он опять закончился Симеоном Полоцким :-). Потому что последней лекцией в этом семестре у меня была лекция МФК.
Про МФК могу сказать, что это был довольно любопытный опыт, особенно если учитывать, что 2/3 курса я прочитала в Zoom'е. Слушателей обычно бывало где-то 25-26 и в основном это был именно стабильный состав и, кажется, вполне заинтересованный народ. Вопросы задавали почти после каждой лекции, письма писали, параллели проводили и вообще довольно много любопытствовали, что приятно. Сегодня в конце лекции наговорили мне тёплых добрых слов, что было совсем-совсем приятно. Не могу сказать, что я всем довольна, не могу сказать, что у меня всё получилось, наверное, мне было бы всё-таки гораздо проще дочитать курс целиком в аудитории, поскольку слушателей, не спаянных общностью академической группы, всё-таки лучше видеть живьём, чем не видеть вовсе, но что же делать, если жизнь диктует свои законы :-).
Любопытно, но в каждой из моих групп у меня сложилось на дистанте по-разному. Вот моя московская семинарская группа, с которой мы перешли в Discord, так работала на семинарах, что у меня почти не было ощущения удалёнки (хотя работали мы в голосовом чате, даже без видео): режим обсуждения был практически один в один с аудиторным. А в севастопольской группе мне гораздо хуже удавалось народ разговорить, чем это было на обычных парах (хотя тоже удалённых, но там была дистанция между мной и группой и не было дистанции между студентами в группе, которые все вместе сидели в аудитории напротив меня). С лекциями же вообще, как я понимаю, менее заметна разница, только мне самой труднее, потому что сложно не иметь возможности ориентироваться на реакцию аудитории. Но очень хочется надеяться, что, несмотря на разные слухи и мнения, новый учебный год мы всё-таки начнём не на дистанте :-))).
Я

+

Вчера умер Евгений Иванович Игнатов...
...Когда-то, когда все мы были на два десятка лет моложе, мы начали работать в открывающемся Черноморском филиале МГУ. Он - на географическом факультете, я - на филологическом.
Мы редко виделись, но всегда очень тепло встречались. Евгений Иванович всегда поражал меня удивительным оптимизмом, активностью (впрочем, пассивный географ - это, наверное, оксюморон), лёгкостью. Мне кажется, он был очень заботливым завкафом.
Я буду вспоминать наши встречи на филиальской лестнице (географы, как и мы, на третьем этаже), наши посиделки на Ломоносовских, позже - сеансы видеоконференций учёного совета. Они всегда напоминали мне о том, как два десятка лет назад мы стояли у истоков первого тогда зарубежного филиала МГУ, как горели надеждами и вкладывались в этот проект сердцем и душой.
Нас совсем немного осталось от тех лет.
Из московских завкафов в начале учебного года нас оставалось двое - тех, кто начинал в филиале с самого начала.
Теперь - только я...
Я

Про всё и сразу

У меня в этом году пять дипломов. Я в начале года обычно говорю студентам, что к майским праздникам мы должны иметь практически законченный текст, который остаётся ещё чуточку подредактировать. К майским праздникам, конечно, так практически никогда не бывает, но всё-таки и защиты у нас в начале июня :-).
На сейчас у меня:
-- один полностью готовый диплом, в котором я сделала последнюю правку и осталась уже чистая ловля блох;
-- два диплома, к которым студентам осталось написать введение и заключение, после чего - моя последняя правка и ловля блох;
-- один диплом, к которому студентке надо написать введение и заключение и ещё всякого поправить в основном тексте, но этот основной текст в принципе готов на 80%;
-- один диплом, в котором я пока не видела некоторые разделы.
На мой взгляд, почти за месяц до защиты это в общем-то хорошие результаты.
***
С курсовыми, которых у меня тоже пять (впрочем, может оказаться, что и шесть), дела, признаться обстоят похуже: там один на 80% готовый текст, а все остальные в общем-то в работе.
Зато (и вот за это я люблю научную работу со студентами) вчера читала небольшой кусочек про Кирилла и Марию Радонежских, полезла в текст уточнить какую-то мелочь, наткнулась на место, на которое раньше никогда не обращала внимания, а сейчас, вот ровно сейчас оно нам в тему с таким неожиданным и небанальным поворотом легло. Пишу студентке: подумайте, мол, вот про это. И так интересно бывает, когда они всерьёз понимают, что ты им это говоришь не как на экзамене, когда ты знаешь правильный ответ, что ты тоже вот так сходу не знаешь, что бы это значило, и это нормально, потому что это не экзамен, потому что это пусть маленькая, но своя научная работа с пусть маленьким, но долженствующим быть самостоятельно пройденным путём.
***
Сегодня ходила выкидывать мусор, забирать заказ из Озона в постамате, снимать деньги в банке и в овощную палатку - круг примерно минут на 40 по району. Народу на улицах много, я бы сказала - всё-таки существенно больше, чем в прошлые наши вылазки в магазинные окрестности. Есть ощущение, что становится всё больше людей, которым сидеть дома невыносимо.
А до того, как я вылезла на улицу, у нас прошла страшенная гроза с ливнем стеной как из ведра и жутким ветром. Мы всей семьёй переживали за нашу ворону и её потомство, но, кажется, обошлось.
Через 2 часа после грозы МЧС прислало смс. Я вот думаю, это они так медленно думают или ещё что-то надвигается?