Category: наука

Category was added automatically. Read all entries about "наука".

Я в Крыму

Акунин-Чхартишвили. Другой путь

Прочитала второй «серьёзный» («“Серьезными” я называю романы невежливые, то есть не старающиеся понравиться читателю» - это прекрасное определение я почерпнула из личного блога писателя, когда готовилась к последнему докладу) роман Бориса Акунина - «Другой путь».
Читала с бóльшим интересом, чем «Аристономию»: всё-таки мне про любовь как-то любопытнее, чем про Путь с Большой Буквы :).
Но дело не в этом.
Подумалось, что в этом романе мне не хватало «духа эпохи». Читая сам трактат, далеко не сразу обращаешь внимание на то, что его автор - человек первой половины и середины XX века, а не наш с вами современник, в художественной части, вроде бы, в изобилии встречаются приметы времени, актуальные политические интриги, типажи прописаны вполне в соответствии с мировоззрением середины 1920-х, а вот люди, которые получаются из всего этого (не люблю в данном случае слово «персонажи»), - какие-то над- и вневременные. И, пожалуй, надо было прочитать «Другой путь», чтобы понять, что и здесь происходит то же самое, что и в «Огненном персте». Но в древнерусском цикле, на мой взгляд, очевидная игра. А здесь что?
И Мирра Носик с Антоном Клобуковым, и Филя Бляхин, предающий белую поповну Софочку Гиацинтову, и Панкрат Рогачов, «отрубивший» от себя троцкистку Веру Бармину, но не способный перестать о ней беспокоиться, и академик Кузевич с его «несбывшимся», и Иннокентий Бах с его выбором между Верой и Любовью, и десятки других проходящих перед читателем судеб, завершённых и незавершённых, долженствующие быть иллюстрациями к рациональному трактату об иррациональном, все, в общем-то, о том, что жизнь богаче любой теории, разнообразнее любых умопостроений и полнокровнее любого трактата.
Я в Крыму

(no subject)

Есть люди-аудиовизуалы и люди текста.
Давеча позвонила коллега: получила письмо с просьбой предоставить некоторую информацию и спрашивает, можно ли ответ сейчас дать по телефону и не отвечать по электронной почте.
Тут-то я и задумалась над разными типами людей.
Я, признаться, чем дальше, тем больше предпочитаю телефону электронную почту. Я терпеть не могу скайп, выхожу туда крайне редко и практически исключительно по работе, при этом в скайпе у меня всегда отключена видеокамера. Зато я могу долго болтать в gmail'овском чате или чате ФБ и не ленюсь писать длинные электронные письма.
Я практически не смотрю видеоролики и не слушаю аудиозаписи в ленте друзей. Однажды с совещания, на котором меня не было, коллега прислала мне аудиозапись основного выступления - казалось бы, идеальный вариант, а я с трудом заставила себя включить и прослушать. На компьютерах, на которых я работаю, по умолчанию выключен звук. Совершенно не понимаю аудиокниг (впрочем, вру, отчасти понимаю, но просто я не вожу машину и редко готовлю еду несколько часов кряду). Я не могу работать под музыку, даже хорошую - она мешает мне сосредоточиться.
Это всё, разумеется, категорически не касается живого звука и живого общения :-))).
Зато тексты, тексты, тексты - это моё всё ;-).
А вы?
Я в Крыму

...а завтра лето кончится...

Как известно, местоположение первого гума определяется формулой "между цирком и наукой" ;).
Сегодня с утра был такой туман, что всё было, как в жизни: цирк видно, а науки не видать...
Последнее заседание ЦПК, последнее зачисление, последний день работы приёмной комиссии.
Завтра - первый день семестра.
...Помнится, как-то мы с коллегой в хорошей приёмнокомиссионной компании с особым чувством пели "Перекаты":
К большой реке я сегодня выйду,
А завтра лето кончится...
Я в Крыму

Научная конференция "Повесть временных лет: поэтика и история текста". К 900-летию ПВЛ (1113 - 2013)

Сегодня у нас на факультете прошла научная конференция к 900-летию ПВЛ "Повесть временных лет: поэтика и история текста".

Дата, конечно, в научном отношении небесспорная, но в качестве ориентира абсолютно приемлемая. К сожалению, не все заявленные докладчики смогли прийти и выступить. Мне очень жаль, что не было И.Н.Данилевского, А.В.Каравашкина и А.С.Демина, я их всех очень люблю и с удовольствием послушала бы, но жизнь наша сейчас такова, что не всегда можно быть уверенным даже в сегодняшнем дне. Впрочем, надеюсь, у нас ещё не одна прекрасная встреча впереди :).
Алексей Аркадьевич Пауткин во вступительном слове вспомнил, как И.Н.Данилевский в одной из дарственных надписей назвал его "соповестником", и именно так и обратился к собравшимся.
На двух заседаниях - утреннем и вечернем - состоялось 12 докладов.
Collapse )
Отчёт на сайте факультета.
Я в Крыму

Эффективен ли эффективный контракт

Все знают, что с сентября вузы страны начнут переход на так называемый эффективный контракт. Министерские комментаторы пытаются убедить народ в том, что в переводе на русский язык это будет означать прежде всего повышение зарплат, народ же, уже изрядно опасающийся всяческих производных от слова эффективность, на всякий случай опасается, что, как всегда, будут бить. Кто в этом споре прав, а кто виноват, покажет время, но какие-то прогнозы строить можно.
Как во многих горе-реформах последнего времени, на бумаге предлагаемая новация смотрится даже красиво. Речь идёт о том, чтобы дифференцировать зарплату в зависимости от количества и качества как самой деятельности, так и её результатов. Так, сейчас все доценты получают одинаково, а вот в будущем у каждого появится возможность "отличиться". Если я просто прихожу в аудиторию и читаю лекцию - мой коэффициент будет, допустим, равен единице - некоему минимуму, положенному мне как доценту. Если я демонстрирую презентации, использую интерактивные формы обучения и контроля и под. - мой коэффициент вырастает до 1,5. Если я делаю это всё по-английски - до 2. Если я привлекаю к сотрудничеству коллег из иных научных или образовательных учреждений и мы проводим коллективный семинар - до 2,3. Если это коллеги из западных вузов - до 3. Если читаемый мною курс - не просто "а и бе сидели на трубе", а междисциплинарный - до 3,5. Если при этом я пишу две статьи в год в высокорейтинговые журналы из "Web of Science" - то можно и до 5 добраться. И каждый, таким образом, кузнец своего счастья.
Правда же, хорошо?
Почему же народ волнуется?
Мне кажется, что главным образом - по той простой причине, что министерские реформаторы никак не уяснят себе вполне очевидную вещь: нельзя сравнивать бульдога с носорогом. Ведь уже громко и позорно просчитались с так называемыми "неэффективными" вузами: нельзя по одним и тем же критериям оценивать ФизТех и МАРХИ. Но, похоже, выводы не делаются, так что продолжим наступать на грабли. Можно ли разработать единые критерии оценки эффективности всех образовательных программ чохом: естественнонаучных, прикладных, гуманитарных, творческих и т.д.? Кажется очевидным, что нет. Но нам, боюсь, попытаются доказать, что можно.
Ведь вроде и понятно, что презентация или ролевая игра - не везде панацея, что странно читать древнерусскую литературу по-английски или что ТОДРЛ или "XVIII век", невзирая ни на какой импакт-фактор, - престижные в гуманитарной среде научные сборники. Но похоже, что с введением эффективного контракта мне волей или неволей придётся нарисовать аниме-презентацию "Святослав бросает копьё в древлян", перепереть "папорзи" и "стрикусы" на язык Шекспира и лорда Байрона, а также послать статью про неверных жён в русских стихотворных фацециях в американский журнал "Культура и секс". Вот только я не очень понимаю, почему в результате считается, что я стану эффектней эффективней?
Никто не спорит с тем, что уравниловка в зарплатах вредна. Никто не отрицает, что прозрачность системы материального стимулирования важна: прекрасно, когда каждый чётко знает, что он должен сделать, чтобы ему платили больше. Вот только возможно ли экстренно выработать и тут же ввести систему небесспорных критериев?
Я уж не говорю про то, что система планируется как бы саморегулирующаяся: чтобы мне платили больше, надо, чтобы кому-то платили меньше. Им там, в заоблачных министерствах, кажется, что это естественным образом приведёт к здоровой конкуренции: все начнут стремиться к совершенству. А мы тем временем видим, что, например, происходит в стране, когда "эффективность" учителя и школы ставится в прямую зависимость от результатов ЕГЭ по предмету.
Но, опять же, ничему не учит...
Улыбаясь

Квакль и Очень Точная Наука. Учебнопланное эпическое повествование из жизни кваклей

В последнее время у Квакля появилось странное хобби - составлять учебные планы. Составив учебные планы по филологии для родного факультета и филиалов, которым это было нужно, Квакль не смог вовремя остановиться и оказался привлечённым к доведению до ума учебных планов по совсем другим специальностям - причём отнюдь не только гуманитарным, в одном подразделении Альма Матери, к которому Квакль уже давно прикипел всеми фибрами организма.
Будем, однако же, справедливы к сотрудникам означенного подразделения: Квакль, разумеется, не валял им планов от фундамента и под ключ, но на завершающем этапе терпеливо ходил между Большим Домом, делавшим замечания, и компьютером, где в терминальном доступе висело оно, под заботливым кваклевским присмотром очищавшееся от сорняков и приобретавшее не то чтобы гармоничный, но, по крайней мере, не слишком противоречивый внутренне вид.
Так было окучено планов пять, пока не случилось страшноэ.
Последним оказался план по Очень Точной Науке.
Первый взгляд на план привёл Квакля в шок. Особенное восхищение вызвала подготовка и защита магистерской диссертации, на которую отводилось 720 часов и одновременно - одна неделя. При попытке понять, при каких условиях физически возможны такие недели, Квакль преисполнился неизбывного уважения к Очень Точной Науке и окончательно решил для себя положительно вопрос о том, совместимы ли чудеса и научное знание.
Надо ли говорить, что стандарту план не соответствовал практически совсем. От слова никак.
За ночь Квакль привёл первый в соответствие со вторым и даже наутро проверил это дело в Большом Доме. Большой Дом в целом остался удовлетворён.
Придя на рабочее место, Квакль обнаружил электрическое письмо, из которого следовало, что Квакля забыли предупредить о том, что буквально пару дней назад стандарт по Очень Точной Науке кардинальным образом поменялся.
Юстас позвонил Алексу Квакль набрал Центр: выяснилось, что до соответствующего Управления Большого Дома эта новость тоже уже докатилась.
За следующую ночь Квакль вернул всё взад. Но пункта, что в некоторых неделях бывает 720 часов, в новом стандарте, всё-таки, по-прежнему не было. Поэтому возвращать пришлось творчески. При том, что Квакль - специалист совсем по другим, отнюдь не настолько точным наукам - да и вообще, честно говоря, так до конца и не ясно, наукам ли.
Осталась пара небольших вопросов про ту часть плана, которая магистратура. Квакль позвонил Лицу, Ответственному За План.
- Не!!! - замахало руками на Квакля прямо по мобильному телефону Лицо, - мы магистратуру вообще не делали. От слова совсем. Утверждать будем только бакалавриат.
- Но это невозможно! Так не бывает! И потом: там есть какие-то предметы, кто-то же их вносил? - почти в отчаянии спросил Квакль.
- Это НЕВЕДОМО! - сказало Лицо, и связь прервалась.
Квакль звонил, писал, страдал. Параллельно этому Квакль писал доклад, делал доклад, вёл секцию, согласовывал изменения в Реестре профилей, печатал перечни к сессии и т.д. В общем, жил обычной, спокойной и размеренной жизнью.
Решили делать более или менее как есть.
Первого апреля, в воскресенье, Кваклю снова написало Ответственное Лицо.
Смысл письма сводился к тому, что магистратуру надо сделать по-другому, а в неделю желательно бы вернуть если не 720 часов, то уж, по крайней мере, сотню-другую.
Как раз в момент получения письма Квакль, придя с Дня открытых дверей родного факультета, собирался прочитать кусок диплома своей дипломницы, переделать по последним требованиям методического совета любимого филиала две свои программы, почитать присланную на отзыв диссертацию и т.д. В общем, пожить обычной, спокойной и размеренной жизнью. Воскресенье же, всё-таки.
Квакль снова писал и страдал. Эпистолярное наследие Квакля обогатилось парой шедевров, которые спустя лет двести, несомненно, будут продаваться на крупнейших мировых аукционах за миллиарды.
Знаете, по итогам всего этого дела у Квакля только один маленький вопрос.
Не надо 720 часов в неделю. Но по блату-то часов бы 250, а?
P.S. Напоминаем: эпические повествования из жизни кваклей - особый литературный жанр. Все совпадения с событиями реальной действительности являются случайными, и автор, а в особенность Квакль, не несут за это никакой ответственности.
Улыбаясь

То ли выходное, то ли предрабочее

В преддверии завтрашнего первого послепраздничного рабочего дня скажу: я ЗА новогодне-рождественские выходные (лучше бы, конечно, рождественско-новогодние, но в вопросы календаря углубляться не стóит, ибо себе дороже).
И, конечно же, думая про то, как я продуктивно научно поработаю в эти дни, я уже давно знаю, что по большей части буду отдыхать :).
***
Гош вплотную засажен (причём не только моими усилиями) за олимпиаду "Ломоносов". Скажите мне: а есть ли дети, которые всё делают заранее и по собственной инициативе, а? Если есть, лучше не говорите, впрочем :).
У меня, тем временем, тоже послезавтра дедлайн, а я ещё... Ну да не обо мне ведь речь...
Эх!
***
Что-то похоже, что существенную часть года мне суждено будет провести в кресле стоматолога. Причём вовсе не экстренно, но зато системно и наверняка дорого. Изъявления сочувствия принимаются с благодарностью.
***
Сегодня снилось, что мне не выдали загранпаспорт, потому что у меня в анкете всё не так. Проснулась с мыслью: но как же Баку??? Надо бы пойти проведать, как оно на самом деле.
***
В процессе создания электронной хрестоматии по древнерусской литературе вчера почему-то торкнуло из Даниила Заточника:
Мудрого мужа посылая — мало ему объясняй, а неразумного посылая — и сам не ленись вслед идти.
А ведь как точно...
***
Эх, надо бы посмотреть на завтра не только презентацию для ректорского дня открытых дверей (нет, её не ректор будет показывать, она вкупе с моим ноутбуком будет оживлять наш столик в фойе). Что-то я там с работы брала 30-го декабря-то, а?
И что-то там я хотела продуктивно научно поработать?
Я

К языковому барьеру

Наряду с рейтингами, естествознанием для всех, трудоустройством выпускников и много чем - увы! - у нас теперь ещё одна любимая фишка.
Это преподавание отдельных предметов на иностранном языке.
Я, честно скажу, не помню, как выглядел этот пункт Устава в предыдущей его версии. Сдаётся мне, без второго предложения:
63. Обучение в Университете ведется на русском языке. По решению ученого совета Университета отдельные занятия могут проводиться на иностранном языке.
Сдаётся мне также, что лет через... десять?.. этот пункт будет, напротив, без первого предложения.
Мне вот, знаете, что интересно?
Даже у нас на факультете существует разное отношение к преподаванию дисциплин на основном иностранном языке. Скажем, англичане читают теоретический курс английского языка по-английски, а немцы - по русски. И не потому, что немцы хуже знают немецкий, чем англичане английский. Просто подходы разные.
Но это - на профильном факультете.
А вот кто бы мне объяснил, зачем в русскоязычной аудитории читать по-английски теорию вероятностей, сопромат, общую химию, анатомию беспозвоночных, климатическую географию?
А когда придумаете, скажите: а древнерусскую литературу зачем?
Нет никаких сомнений в том, что выпускник университета должен прекрасно владеть как минимум одним современным европейским языком (лучше - минимум двумя) . В том числе - не только уметь заказать чашечку кофе, но и читать научную литературу, писать статьи, выступать с докладами. Всему этому следует, в идеале, учить на занятиях по иностранному языку (надеюсь, не возникнет идеи потребовать общую программу по дисциплине "Иностранный язык" для всех факультетов - а то, право, посмеёмся), но это должно быть прежде всего что-то вроде языка для профессиональных целей. При этом, если брать не сферический университет в вакууме, а наш родной, то, конечно, приходится учитывать, что большинство негуманитариев (да и гуманитарии - частично) выходят сейчас из школ с очень слабым языком, поэтому начинать приходится не с профцелей, а по-прежнему с погоды и семьи. Но лекции по спецпредметам на языках этой проблемы, очевидно, не решат.
Это я не теоретически рассуждаю, это я бумажку очередную получила. Там надо всё это перечислить: поротно, повзводно, пофакультетно. Народ, похоже, из отпусков выходит, им, видимо, интересно.
И, да, на всякий случай: такое ощущение, что у них в головах, кажется, иностранный язык = английский язык. Так что почитать древнерусскую литературу на суахили вряд ли удастся.
Я

И про науку

Сегодня на работе был обретён приказ.
Про то, что супер-пупернаучные успехи студенческие теперь будут отмечаться Специальным Сертификатом Установленного Образца.
И обладатели Сертификата имеют право на всякое разное хорошее, из которого первым пунктом идёт:
"стать резидентами студенческого бизнес-инкубатора".
Занавес!