Category: музыка

Category was added automatically. Read all entries about "музыка".

Рабочее

"Воскрешение Лазаря"

В культурном центре "Покровские ворота" сегодня состоялся очень душевный концерт "Воскрешение Лазаря".
Иван Соколов, Мария Батова и Юлия Кабакова играли и пели Шуберта.
Темой концерта стали смерть - и жизнь. Известную песню "Смерть и девушка" дополнила редко исполняемая песня "Юноша и смерть". Развитие тема получила в песнях "У гроба Ансельмо", "Песнь Орфея, когда он спускался в ад", "Todesmusik", дополнилась очень яркими и глубокими природными образами в песнях "На вечерней заре", "Ночь и сны", "У потока", "Молодая монахиня" и завершилась очень трогательной мелодекламацией "Прощай, о милая земля". Помимо песен были исполнены все шесть "музыкальных моментов" и Arpeggione Sonata. Про арпеджион я, признаюсь, услышала впервые (зато мы помогли организаторам локализовать во времени Иоганна Георга Якоби, потому что мы филфак) и сама соната мне очень понравилась.
А на бис исполнили произведение, которое даже не стали особым образом представлять слушателям, - "Ave Maria".
Спасибо организаторам за это музыкальное чудо!
Была рада развиртуализироваться с давно читаемыми людьми :).
Рабочее

Органный концерт в Мраморном фойе ДК МГУ

Сегодня совершенно неожиданно меня вытащили на органный концерт в Мраморном фойе ДК МГУ. Меня туда несколько раз вполне целенаправленно звали и раньше, но как-то всё время не получалось: то командировки, то вечерние пары, то просто срочные дела. А сегодня совершенно неожиданно сложилось.
Был совместный концерт Органного класса МГУ и кафедры органа и клавесина РАМ имени Гнесиных. Электронный орган в Мраморном фойе звучит несколько непривычно: я всё-таки практически всегда слушала соборные или концертные классические органы. Играли очень разную собственно органную музыку XVII-XX веков от Нивера и Баха до Вьерна и Ниренбурга и даже одно переложение для органа из Рахманинова. В целом мы решили, что старое нам понравилось больше, особенно сильное впечатление произвела не слышанная ранее 1-ая сюита из Третьей органной книги Гийома Габриэля Нивера: я бы, признаться, никогда бы не подумала, что это добаховская музыка, в средних частях там какой-то совершенный космос.
А последним пунктом программы очень символично стали две пьесы титулярного органиста (1900-1937) Notre-Dame de Paris Луи Вьерна из его цикла "24 пьесы-фантазии": "Лунный свет" и "Гимн солнцу" - вещи, очень сложные и даже, я бы сказала, вычурные технически и весьма проникновенные.
Вот так мы отлично провели вечер и получили большое и искреннее удовольствие, не выходя за пределы университетского кампуса :).
Рабочее

"Иоланта" П.И.Чайковского в Большом (Новая сцена)

Сводила сегодня маму на "Иоланту" в Большой. Это её самая любимая опера и мы периодически ходим на неё в разные места, а вот в Большом слушаем - так получилось - впервые.
Некоторой неожиданностью (хотя, признаться, мы просто невнимательно читали программу) оказалось, что сначала исполняется симфоническая сюита "Щелкунчик" (с другой стороны, в программе было написано, что она исполняется в спектакле, кто бы мог подумать, что она просто приставлена к опере в начале). Я не очень люблю такие "добавки", поскольку люблю ходить на определённые вещи и не осложнять впечатление, однако, когда мама сказала, что раньше "Иоланта" шла в одном флаконе с "Петрушкой", я решила, что лучше "Щелкунчик" :).
Оперу, как я поняла, ставил Сергей Женовач, там очень занятные костюмы и очень оригинальные сценические решения (единственное, что напрягало, - так это то, что, опять же, под "Щелкунчика" Иоланта всё время махала руками, но к опере это не имеет никакого отношения). Иоланту прекрасно пела Анна Нечаева, их дуэт с Водемоном (Нажмиддин Мавлянов) растрогал меня почти до слёз, понравился Александр Касьянов (мавританский врач Эбн-Хакиа), весьма благороден Вячеслав Почапский (король Рене), впечатляют хоры (особенно финальный): в общем, спектакль производит весьма приятное впечатление и тепло принимается публикой.

А с утра я приняла предпоследний экзамен (теперь мне остался последний - в иностранной группе - под занавес сессии) и отчиталась на кафедре в связи с переизбранием в должности. Мне кажется, это самый спокойный конкурс в моей жизни, особенно если учитывать, что я сейчас снова не очень умею строить планы :).
Рабочее

Вертеп Павла Карманова в ГКЗ "Зарядье"

Сегодня я была в Зарядье на Вертепе Павла Карманова.
Представление позиционируется как музыкальная мистерия на сюжет рождественской народной драмы «Смерть царя Ирода».
Рождественские церковные песнопения и чтения и народные колядки и песни, исполняемые ансамблем древнерусской духовной музыки «Сирин» и отчасти детским вокальным ансамблем «Веретенце», звучат в сопровождении симфонического ансамбля «Персимфанс». Мне показалось, что спектакль очень неровный, некоторые части, на мой взгляд, неорганичны абсолютно (по крайней мере, смысл включения элементов рок-музыки так и остался для меня покрытым тайной), некоторые фрагменты длинноваты и затянуты, но в некоторых случаях возникает синтетическое звучание совершенно невероятной силы за счёт того, как под пение, привычное нам a cappella, подкладывается симфоническая музыка. Чередование мужских и женских хоровых партий, дополняемое общими хорами, тоже чрезвычайно ярко сделано.
В общем, сначала я некоторое время привыкала, потом прониклась, были моменты, когда я была в восторге, были - когда я была скорее озадачена. Сцена с Иродом сначала вызвала у меня скорее неприятие, а под конец даже от души понравилась. А ещё мне очень любопытно, что по этому поводу думают профессиональные фольклористы :).
Рабочее

Юбилейный концерт БГ в Крокусе

БГ - 65, и по этому поводу мы были на его юбилейном концерте в "Крокусе".
В отличие от прошлого раза, на этот раз мы пришли в целом заранее, так что очередь в танцпол заняли минут за сорок пять до официального начала концерта, поэтому спустя эти три четверти часа, когда зрителей неспешно начали пускать в зал, мы даже оказались в первом ряду танцпола, правда, изрядно с краю. Но видно было отлично и потанцевать тоже можно было вполне себе нормально. А вообще-то нам по-прежнему страшно хочется совпасть с каким-нибудь клубным концертом, причём желательно в Питере :-).
Сегодняшний концерт состоял из двух частей с не меньше чем получасовым перерывом и продлился до начала двенадцатого, причём первая часть длилась чуть более часа, а вторая - больше полутора. После "Поколения дворников и сторожей" мы сбежали: народ остался ждать выхода на "бис", но нам показалось, что БГ, которому явно нездоровилось как минимум в плане суровой простуды, выложился более чем полностью, и единственное, что ему сейчас нужно, - это отдыхать.
Первая часть была, как мне показалось, более лирически-медитативной. Мне как-то очень хорошо зашли "Последний поворот" ("Мне нож по сердцу там, где хорошо, я дома там, где херово") и "Пришёл пить воду" (не только слишком актуальное "Служители любви вобьют тебя в землю крестом", но особенно - внезапно пронзившее "Когда соль теряет силу, она становится яд").
А во второй части были и "2-12-85-06", и "Звезда Аделаида", и "Рок-н-ролл мёртв, а я - ещё нет", и "Бой-баба", и "Паисий Пчельник", и "Стаканы", конечно же - было ощущение, что там вот прямо таки всё-всё-всё, и практически каждую песню народ принимал восторженным воплем.
С днём рождения, Борис Борисович! Мы Вас любим!
Рабочее

"Кармина Бурана" в Мариинке, "Тень" в Театре комедии и золотая осень в петровском ботаническом саду,

или Как провести субботу так, чтобы всё успеть :).
Я ведь говорила, что у меня насыщенная культурная программа? Но, подозреваю, никто не предполагал, насколько :).
Для начала я и правда выспалась, поставив будильник на десять утра и проснувшись минут за десять до будильника. На втором этаже кровати даже немножко покачивает :).
А потом я отправилась завтракать в город, а к полудню догуляла до Мариинского театра: на основной сцене сегодня днём исполняли мою любимую кантату Карла Орфа "Кармина Бурана". Это из тех произведений, что я люблю время от времени слушать живьём в хорошем исполнении. Было просто замечательно ещё и потому, что на дневной концерт ставят только её, так что ничто не перебивает впечатления. И оркестр, и оба хора, взрослый и детский, и солисты очень порадовали, так что, даже выйдя на улицу, я довольно долго мурлыкала под нос "O Fortuna", вспоминала дивные эпизоды мимической и актёрской игры в монологах "Еgo sum abbas" и "Olim lacus colueram", в общем, получила очень большое удовольствие.
Днём я поехала гулять в Ботанический сад на Петроградке. Золотая осень очень ему к лицу, нашуршалась листями от души, наблюдала все возможные оттенки зелёного, жёлтого, коричневого и красного, видела прекрасные розы в розарии и пока что удивительным образом не слишком замёрзла, хотя температура сегодня уже явно не поднималась выше +10. Наверное, ещё душевнее в это время в моём любимом Павловске, но за город я в этот раз не попадаю.
А вечером в Театре комедии имени Н.П.Акимова я смотрела легендарную "Тень" - спектакль, на который уже очень давно собиралась. Я люблю Шварца совершенно безоговорочно, а Шварца в этом театре - особенно. Постановка прекрасна, игра актёров - на высшем уровне, все роли очень характерные, мимика и пластика просто невероятные. Конечно, "Тень" не вытеснила с надёжного первого места их же абсолютно фантастического "Дракона", но понравилась очень и, несомненно, относится к тем спектаклям, которые безоговорочно must see.
Так что вернулась в номер я, набродив за день 16 километров, совершенно счастливая.
Рабочее

Субботнее

Сегодня в первой половине дня у нас на кафедре прошёл камерный круглый стол, посвящённый выходу в свет первых восьми томов "Истории государства Российского" Н.М.Карамзина. Как сказал Дмитрий Павлович Ивинский, наш организатор и вдохновитель, мы специально проводим это собрание не весной, когда "История" вышла, а осенью, когда бóльшая часть общества уже должна была "Историю" дочитать :).
К сожалению, так получилось, что далеко не все первоначально планировавшие смогли принять участие в наших штудиях, так что в результате нас осталось пятеро, что, впрочем, не помешало нам с удовольствием обменяться суждениями на разные темы вокруг карамзинского сочинения. В.Л.Коровин говорил о категориях несчастья и злодейства в "Истории государства Российского", Д.П.Ивинский затронул некоторые контексты пушкинских откликов на труд Карамзина, А.Б.Криницын коснулся некоторых аспектов, связанных с восприятием Карамзина и его произведений Достоевским, а В.А.Воропаев подробно рассмотрел отношение к Карамзину Гоголя. Я выбрала в качестве темы доклада проблему "литературности" и "историчности" в древнерусских летописях и "Истории государства Российского"; не могу сказать, что получилось так, как хотелось, но какие-то вещи, о которых надо бы поотчётливее подумать, появились и здесь (не уверена, впрочем, что будет время заняться этим всерьёз, разве что надо будет что-то писать в продолжение наших грантовых трудов).
А вечером я отправилась в концертный зал "Зарядье", где ансамбль и хор Кёльнской музыкальной академии исполнили ораторию Генделя "Соломон". Получила огромное удовольствие: прекрасная музыка, хорошее исполнение, душевная энергетика (хотя в зале, надо сказать, слева от меня кашляли и чихали, справа спали, а сзади иногда пытались то разговаривать, то хлопать, когда не надо, но спасло меня то, что я сидела в первом ряду и сцена прямо передо мной позволила мне абстрагироваться практически полностью от всего, что вокруг). Очень понравились хоры и то, как потрясающе сливается оркестровая музыка с голосами, вообще произведение удивительно высокой гармонии.
Встретила большое количество знакомых, прямо даже почувствовала себя на светском рауте :-).
Рабочее

Вручение дипломов

А мы сегодня провели факультетское вручение дипломов!
Поскольку в конференц-зале первого гума ремонт, то мы попросились к юристам в 4-й корпус. Огромное спасибо прекрасным коллегам с юридического факультета, которые были с нами, несмотря на субботу, открыли, подключили, осветили и сопроводили музыкой наш праздник! Вы все - замечательные!!!
Я всегда очень нервно переживаю подобные мероприятия, но, на мой взгляд, всё прошло прекрасно: бодро и динамично, так что никто не успел устать, одновременно празднично и по-домашнему (мне в последнее время очень нравится атмосфера факультетского вручения).
Мне все снова советуют подрабатывать ведущим мероприятий :-))).
Спасибо коллегам, которые сделали этот чрезвычайно непростой выпуск, за все усилия, труды, поддержку и надёжность!
Дорогие выпускники, пусть у вас всё будет только отлично!!! Пусть жизнь радует, пусть всё получается, пусть мечты сбываются!!! Успехов и свершений!!!
Мы это сделали!!! We did it!!!
Yeeeeeeeeeeeeeeees!!!
Рабочее

"Чаадский" (Геликон-опера)

Посмотрела в Геликоне оперу Александра Маноцкова "Чаадский" в постановке Кирилла Серебренникова.
Спектакль представляет собой синтез фрагментов из "Горя от ума" и из сочинений П.Я.Чаадаева, причём комедия постепенно перерастает в драму человеческой жизни, голос Чаадаева постепенно начинает доминировать и герой, не понятый обществом, действительно сходит с ума (в конце звучит монолог из гоголевских "Записок сумасшедшего"), потому что остаться в своём уме в этой ситуации невозможно.
Музыка местами любопытна, сценография занимательна (атланты забавны, но без мытья буфетчика Петруши голышом я бы, кажется, вполне могла бы обойтись, как и без коитуса Молчалина и Лизы). Фантастически хорош Молчалин (Дмитрий Янковский), который угодливо поёт фальцетом на протяжении практически всего действия и обретает баритон только когда пытается приударить за Лизой. А вот Лиза, кстати, не понравилась, но речь не об актёрской игре, а о режиссёрской задумке. Очень интересны княжны - и в сценическом, и в музыкальном плане. Скалозуб скорее странен, но отторжения не вызывает. Интерпретация, одним словом, достаточно вольная, но, на мой взгляд, не противоречащая по большей части источнику: и композитор, и режиссёр по-своему стремятся актуализировать звучание определённых реплик, расстановку сил, типажи и т.д.
"Горе от ума" сейчас, конечно, звучит и без того достаточно пронзительно, а подобранные цитаты из Чаадаева иногда, кажется, гораздо больше, чем костюмы, переносят в современность: "Прекрасная вещь — любовь к отечеству, но есть еще нечто более прекрасное — это любовь к истине".
Рабочее

Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех...

Два дня подряд думаю, насколько удивительные вещи открывает нечастое, в общем-то, совпадение кануна Благовещения со Страстной Пятницей и самого Благовещения с Великой Субботой (в прошлый раз это было в 2007-м, и на Пасху тогда шёл снег, однако).
Самая невероятная радость ("Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою") и самая невероятная же боль ("Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына") волею календаря переплетаются, оказываются рядом. Страстная Пятница окрашивает радость Благовещения в траур самой горькой из всех возможных потерь, тишина Великой Субботы побуждает более пронзительно ощутить главный смысл Благовещения.
Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет, Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным, предходят же Сему лицы ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии херувими, и шестокрилатии серафими, лица закрывающе, и вопиюще песнь: Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия!