Category: кино

Category was added automatically. Read all entries about "кино".

Рабочее

(no subject)

Пишут, что Эммануэль Макрон призвал "объединить наши надежды вместо того, чтобы противопоставлять наши страхи", и, на мой взгляд, это абсолютно гениальная формула сегодняшней мировой политической повестки дня.
Я

О литературе, обществе, интернете и кино

Некоторое время назад студенты взяли у меня интервью для ВКонтактного сообщества "PhilFace. Филфак МГУ в лицах".
Часть первая. О древнерусской литературе, поступлении и интернете.
Часть вторая. Об обществе, кино и современной литературе.
Когда перечитывала, подумалось, что давно уже никто не спрашивал просто про жизнь :-). Как в своё время Тадей :-).
С Новым годом!!!

Вместо того, чтобы активно проводить новогодние праздники...

... в прогулках, встречах с друзьями, зимних видах спорта и культурных мероприятиях, я с прошлого года болею и пока ещё могу похвастаться, кажется, только положительной динамикой. Ну, например, в том плане, что вчера у меня были кашель, насморк и всё болело, а сегодня - только кашель и насморк :).
Я, как известно, редко болею простудными заболеваниями, но уж когда они меня настигают...
В общем, с часу дня 31 декабря прошлого года я не выходила на улицу и вообще понятия не имею, что там происходит за окном, но, как сообщают, снега так и не дали.
Вчера я посмотрела свой любимый фильм "Чародеи" (1982): он давно для меня был самый-самый новогодний и несмотря на то, что сейчас многие его технические несовершенства бросаются в глаза, я всё равно каждый раз вспоминаю те самые первые ощущения от него, которые затмили даже "Иронию судьбы".
Сегодня я посмотрела большую часть (примерно с середины третьей серии) английского сериала "Джейн Эйр" (1983) с Тимоти Далтоном - это, кажется, единственный сериал, который я могу пересматривать с удовольствием, хотя знаю его практически наизусть, потому что очень люблю.
В ночь на сегодня мне приснилась тема доклада на одной из конференций этого года, уточнив некоторые моменты решила, так сказать, последовать за перстом судьбы.
Ещё я читаю, листаю ленту и чешу кота.
Что там говорится про то, как встретишь Новый год? Я надеюсь, это ведь не всерьёз говорится, да?
Я в Крыму

"Покаяние" (1984) Тенгиза Абуладзе

Сегодня в кинолектории Аркадия Малера при духовно-просветительском центре "Богоявление" смотрели и обсуждали фильм Тенгиза Абуладзе "Покаяние".
Я помню, насколько сильное впечатление произвёл на меня этот фильм при первом просмотре в поздние восьмидесятые. И должна сказать, что сейчас это впечатление ничуть не меньше. Более того, обращаешь внимание на новые детали, явно упущенные при первом просмотре (в том числе и потому, что мне было лет на тридцать меньше), а лекция Аркадия и дальнейшее обсуждение позволило углубить некоторые детали и символические образы.
Для меня оказалось неожиданностью, что Варлама и Авеля играет один актёр, это, конечно, косвенно свидетельствует о моей невнимательности, но и демонстрирует совершенную гениальность исполнителя. Чрезвычайно любопытным оказалось замечание о том, что грузинской фамилии Аравидзе не существует, в переводе это значит "Никто". Пожалуй, ещё более рельефно высветились моменты, связанные с метафорой земли: Сандро и Нино в сне Нино пытаются спрятаться в земле на свежевспаханном поле, Сандро произносит "они нас из под земли достанут", превращая видение в метафору, а их дочь считает смыслом своей жизни сделать так, чтобы Варлам не упокоился в земле.
И всё-таки я всегда иначе понимала финал фильма. Аркадий интерпретировал самоубийство Торнике как показатель того, что путь, предложенный героиней, не выход и ведёт в тупик, а кольцевую композицию - в том плане, что, услышав слова "зачем нужна улица, которая не ведёт к храму", она решается на месть. Мне кажется, что кольцевая композиция свидетельствует о том, что вся эта история - ещё одно видение в многослойном наборе видений этого фильма.
- Это улица Варлама. Не эта улица ведёт к храму, - говорит героиня страннице.
Метафора дороги как духовного пути актуальна в том числе и для осмысления пути не только индивидуального, но и родового, и судьба трёх поколений Аравидзе демонстрирует именно этот тезис: к правильной цели ведёт не эта дорога. Каждый из трёх представителей трёх поколений это осознаёт, поскольку каждый приходит к пониманию не того пути: Варлам в его безумной боязни солнечного света, Авель, в конечном счёте выбрасывающий труп своего отца, и Торнике, кончающий с собой. На пороге этого "не того пути" героиня как раз оказывается способна остановиться и вернуться к своим тортам, т.е. не идти "улицей Варлама".
Я в Крыму

"Легенда о Коловрате"

Что делает обычный человек, в середине дня субботы завершивший рабочую неделю, в которой было 42 аудиторных часа?
Правильно, идёт в кино!
В Москве мои последние недели перед командировкой были настолько суматошные, что на "Легенду о Коловрате" я не выбралась, поэтому мы с подругой запланировали её здесь на сегодня и с успехом реализовали план.
И мы должны сказать, что фильм нам понравился.
Очень красиво снятое кино-легенда, съёмки отличные, картинка замечательная, цвета впечатляют, совершенно невероятная золотая осень, ещё более дивная белоснежная зима, шикарные панорамные кадры. Смотреть фильм, конечно же, надо на большом экране.
Актёры играют прекрасно, каждый образ очень логичен, вплоть до второстепенных персонажей, каждый на своём месте. Костюмы тоже производят впечатление, отсутствие вечной грязи, ассоциирующейся со Средневековьем у некоторых российских режиссёров, радует чрезвычайно.
Но главное, конечно, не это. Фильм - не историческое кино как таковое (на чём, как я понимаю, создатели категорически настаивают, и правильно делают), фильм - легенда, он передаёт не столько события, сколько их дух, и передаёт настолько хорошо, что, честно говоря, трудно к чему-то придраться.
Collapse )
UPD. Моя рецензия на фильм в "Фоме"
Я в Крыму

Человек человеку - кто?

В последнее время, читая ленту, я всё чаще думаю о том, как легко мы привыкли делиться и делить. На правых и виноватых. На своих и чужих. На чёрное и белое.
Как легко стали уже даже не осуждать - судить.
Как совсем перестали уже даже не слушать - слышать.
Как моментально заводимся с пол-оборота и как решительно рубим сплеча.
Как, не задумываясь, научились отказывать другому в человечности.
Для меня нашумевшая история последних дней - прежде всего об этом.
О том, как многим невозможно увидеть во враге человека - даже если речь идёт о враге семидесятипятилетней давности. Настолько невозможно, что простая попытка вызывает шквал лютой ненависти: "Не сметь!!!"
О том, как просто решить проблему чужой вины. Не ушёл в Сопротивление, не дезертировал из немецкой армии - виноват. Ведь были те, кто ушёл. Да, были. Всегда есть люди, способные на подвиг, и всегда есть просто обычные люди. Легко нам, сидя на диване, рассуждать о том, как им надо было идти против системы. Первая колонна marschiert, вторая колонна marschiert. Наверное, тем, кто непринуждённо рассуждает об этом, действительно кажется, что уж они-то - герои без страха и упрёка. Дай Бог им никогда - нет, не не обмануться - не оказаться в ситуации, предоставляющей возможность проверить, так ли это.
О том, что периоды, когда мы задумываемся о людях, у нас удивительным образом гораздо короче периодов, когда мы увлечены идеей величия.
О том, что порох сухой и его много - достаточно поднести спичку, и мало не покажется никому...
Я в Крыму

"Матильда", или The tsar не настоящий

Наверное, не случайно этот киногод начался "Викингом" и заканчивается "Матильдой". Оба фильма претендуют на то, что они исторические, хотя на самом деле не имеют никакого отношения к истории; история там не ночевала, даже не заходила взглянуть одним глазком из любопытства. Оба фильма - про более чем ключевые для России фигуры: про первого правителя христианской Руси (правда, 99% времени фильма происходит до того, как он становится христианином, а Русь - христианской) и про последнего её правителя (правда, 99% времени фильма происходит до того, как он становится правителем), ныне оба прославлены нашей Церковью как святые. Оба фильма - вроде бы, про выбор. И оба - про то, что все мы сейчас пытаемся смотреть в прошлое, как в зеркало, чтобы увидеть там себя сегодняшних, потому что в обоих фильмах герои говорят, как мы, ведут себя, как мы, всего лишь потому, что мы уже неспособны даже представить себе иной уровень общения, чем при первой встрече сразу начать расстёгивать на женщине платье.
Collapse )
Полагаю, надо объясниться и в том, зачем я туда пошла.
Видите ли, я терпеть не могу разговоров о том, что надо что-то запретить, и ненавижу попытки кого бы то ни было запугать.
В знак протеста против того и другого мне не страшно потратить деньги на билет и полтора часа времени.
Я в Крыму

"Аритмия"

Посмотрели фильм "Аритмия".
Я, собственно, не собиралась, но прочитала в сети, что это чуть ли не лучшее, что снято в России в последнее время. Пожалеть - не пожалела, фильм достаточно сильный. Действительно, как все согласно пишут, про жизнь как она есть, про повседневную реальность, данную, так сказать, каждому из нас в ощущениях. Разные квартиры, разные люди, разные ситуации, болезнь и горе, страх и одиночество, жалобы и оптимизация - с одной стороны. Необходимость принимать решения и нести за них ответственность по нескольку раз в день, не столько работа, сколько служение - с другой. На этом разломе легко потерять семью, любовь, будущее.
Collapse )
Я в Крыму

Иоасаф Белгородский

О том, что сегодня память святителя Иоасафа, епископа Белгородского, я вспомнила, конечно же, только увидев на аналое знакомую икону.
Впервые мне её показала Вера Львовна, жена Николая Ивановича Либана, в один из моих визитов к ним домой.
- А ты знаешь, что Николай Иванович по материнской линии - потомок святителя Иоасафа?
- Нет, - честно сказала я, но совершенно не удивилась: биография и жизнь Николая Ивановича всегда были настолько удивительными, что в определённый момент мы все к этим чудесам даже как-то привыкли.
Потом мы долго рассматривали икону и Вера восклицала:
- А смотри-ка: похож! Ведь похож!
Спустя некоторое время, уже после смерти Николая Ивановича, мы с Верой даже засобирались в Белгород - съездить поклониться мощам святителя. Но суета заела, как это обычно бывает, а жаль.
Святый отче Иоасафе, моли Бога о нас и об упокоении раба Божия Николая!
Я в Крыму

То ли бытовое, то ли ассоциативное, даже не знаю, право...

Пока лента дебатирует о высоком киноискусстве, духовности и готовности отдать жизнь за честь, у нас на этаже внезапно ощутимые проблемы с канализацией, которые не дают отвлечься от мысли, что запах соответствующего вещества не зависит ни от чего, кроме степени удалённости от места его концентрации.