Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

Рабочее

"Эпиграфические итоги 2017 года" в ВШЭ

Пятая эпиграфическая конференция, которая должна была состояться в конце декабря и была отменена из-за смерти Андрея Анатольевича Зализняка, прошла сегодня и была посвящена его памяти.
Я довольно далека от эпиграфики, но было весьма любопытно. Пожалуй, больше всего меня вдохновил доклад Марины Анатольевны Бобрик про надпись на фреске Пантократора в новгородском Спасе на Ильине, где в цитате из псалма именительный падеж и изъявительное наклонение заменяются на звательный падеж и повелительное наклонение: не Господь призрh, а Господи, призри. В результате получается молитва, фреска включается в общехрамовое действо, очень любопытная вещь, особенно для второй половины XIV века. Если бы ещё кто-нибудь рассказал бы мне про то, насколько возможно/частотно в древнерусских текстах "из небесе" вместо "с небеси", а?
Алексей Алексеевич Гиппиус и Савва Михайлович Михеев порадовали знаменитым летним граффити из Благовещения на Городище, в котором легко читается многообещающее "про Одина", и во многом анонсом прочего прекрасного, что, к моему расстройству, будет обсуждаться подробнее в феврале, пока меня не будет в Москве; правда, А.А. обещал, что и потом, видимо, ещё не раз к этим находкам вернётся.
У Александра Владимировича Лаврентьева было любопытное сообщение про позолоту куполов Владимирского Успенского собора в контексте политико-экономических реалий середины XIV века: мы с одной из моих студенток движемся отчасти в эту сторону, надо будет про это подумать.
В общем, как обычно: была рада всех видеть, есть над чем подумать, а вырваться из предсеместровой текучки мне всегда полезно :-).
Улыбаясь

День филолога

Традиционно первая пятница декабря, в этом году она же - первый день декабря, ознаменовалась на филологическом факультете МГУ традиционным праздником - Днём филолога!
Прежде всего я хочу сказать большое спасибо всем организаторам и вдохновителям сегодняшнего замечательного праздника Денису Сергеевичу, Екатерине Михайловне, Маше, Серёже и Оле за то, что они подарили нам это чудо, за затраченные усилия, за феерическое вдохновение, за радость ощущения себя единством, за всё, что они сделали для нас!
Я хочу поблагодарить Капустник: ребята, вы знаете, что я - ваш всегдашний почитатель, но сегодня было особенно невероятно здорово и прекрасно! Вы были жемчужиной этой программы, вы - невероятные молодцы!
Большое спасибо французскому театру с его чудесной постмодернистской Красной Шапочкой, Марии Иосифовне Олевской, к числу почитателей таланта которой я себя всегда отношу, а сегодня, признаюсь честно, песне про молодую француженку и Блинова я сопереживала изо всех сил, замечательному ансамблю "Братыня", вспомнившему не только атмосферу фольклорных экспедиций, но и Татьяну Борисовну Дианову, Денису Сергеевичу с его замечательным финальным вокальным номером и, конечно, ансамблю "Буран", в удовольствии потанцевать под который я, как водится, себе не отказала.
С праздником, дорогие коллеги и друзья!
Спасибо всем вам за то, что вы есть, за то, что все вы такие замечательные, за то, что мы - вместе!
Я в Крыму

Конференция "Аксиологические проблемы в художественной литературе"

Сегодня сделала доклад на конференции кафедры теории литературы "Аксиологические проблемы в художественной литературе". Конференция была посвящена памяти замечательного филолога-теоретика Валентина Евгеньевича Хализева.
Поскольку на этот раз я заявила тему, связанную с аксиологией истории в творчестве Бориса Акунина, то я оказалась в секции, посвящённой русской литературе XX - начала XXI века. Мне, конечно, не привыкать бывать в самых разных секциях, но всегда занятно наблюдать, насколько разные бывают реакции на те или иные темы в зависимости от того, специалисты в какой области сидят в аудитории.
Приятно удивила высокая явка докладчиков: из 13 заявленных докладов состоялось 11, причём приехали коллеги из других городов: Тюмень, Уфа, Пермь, Сургут, Нижний Новгород. В наше время такая высокая посещаемость всё больше становится редкостью, хотя раньше нормы научной этики однозначно требовали выступать, если заявился на конференцию: всё-таки трудности финансирования научной деятельности и загруженность на любом месте работы берут своё.
Предметом обсуждения стало творчество Е.А.Колтоновской, В.Ф.Ходасевича, И.Чиннова, Л.Андреева, В.С.Маканина, Татьяны Толстой и А.И.Солженицына, Анны Неркаги, К.Исигуро, аспекты были самые разные, аудитория заинтересованно слушала и живо участвовала в обсуждении, так что, как мне кажется, всё получилось очень хорошо. Единственное, что было грустно: ведущим приходилось ограничивать обсуждение и довольно строго следить за регламентом.
Я, пожалуй, несколько продвинулась в сторону обобщающей статьи по литературной части проекта Бориса Акунина "История Российского государства", хотя работы ещё довольно много. Но поскольку доклад я писала пару недель, а не только лишь в последнюю ночь, мне кажется, сегодня выступление у меня получилось вполне удачным.
Улыбаясь

Санкт-Петербург и "Портрет Дориана Грея" в Мюзик-холле

Сегодня я начала с того, что от души выспалась :). С утра немного дождило, а ещё с вечера все хором велели мне отправляться смотреть музей Гранд Макет Россия, так что планы были уже предопределены. Макет и правда любопытный, производит впечатление: ездят поезда и машины, работают экскаваторы и комбайны, вертятся крылья мельницы и даже курочки клюют зёрнышки. Периодически наступает ночь, зажигаются фонари и даже показывают салют. Дети там в совершенной ажитации и восторге. По мне так всё-таки там слишком много народу (видимо, желательно ходить в будни). Фотографии покажу, когда вернусь.
Выйдя из музея, я увидела, что дождик кончился, и отправилась гулять на Елагин. Там очень уютный парк, поздняя осень ему чрезвычайно к лицу, очень умиротворяюще тихонько бродить по аллеям. Народу немного, тишина, благодать. Фотографии тоже будут, и тоже из дома.
К концу моей прогулки размокропогодилось, впрочем, уже и так пора было возвращаться, начало смеркаться, да я и слегка подмёрзла после полутора часов прогулки в дельте Невы.
А вечером я отправилась в питерский Мюзик-холл на октябрьскую премьеру - хоррор-мюзикл "Портрет Дориана Грея". Собственно, именно вокруг этого спектакля и организовалась эта моя питерская поездка: у этого театра я уже верный зритель и поклонник. Спектакль очень хорош, музыка Владимира Баскина хорошо передаёт основные настроения знаменитого романа Оскара Уайльда, а актёры создают очень верные характеры. Очень колоритен лорд Генри, трогателен художник Бейзил, сцены высшего общества чрезвычайно ярки и оригинальны, а заманчивость и одновременно разрушительность порока демонстрируется эффектными и контрастными пластическими сценами. Партия Дориана очень интересна, хотя, на мой взгляд, некоторая вычурность костюмов не всегда идёт ему на пользу. И, конечно же, прекрасно преображение портрета: что ни говори, а этому спектаклю новейшие технические возможности только на пользу :). Очень удачная постановка, на мой взгляд, достаточно чуткая к первоисточнику, что немаловажно.
А тем временем завтра я вернусь в Москву ;).
Я в Крыму

"Грех не беда..." ("Горе от ума"), фешн-комедия в театре "А - Я"

Сходила в театр "А - Я" на "Горе от ума". Авторы называют жанр пьесы "модной комедией", переодевают героев в эксклюзивные костюмы, как бы современные (хотя и не все), производящие впечатление феерического показа мод. Весь текст Грибоедова укладывается в час сорок насыщенного динамичного действия. Актёры создают потрясающие типажи, используя и мимику, и пластику, и хореографию, режиссёр выстраивает знакомый с детства мир, осовременивая (овневременняя, простите!) его, стремясь показать, что и конфликт, лежащий в основе действия, и борьба характеров понятны и узнаваемы в любые времена, а человеческая природа меняется гораздо меньше, чем костюмы и предметы бытового окружения.
Из ярких находок, очень понравившихся: Фамусов и Чацкий хором произносят два своих ключевых монолога ("Вот то-то, все вы гордецы..." и "И точно, начал свет глупеть..."), в результате они друг друга не слышат уже в процессе и эта сцена динамично перетекает в сцену, ключевым в которой оказывается образ Фамусова с заткнутыми ушами ("Не слушаю, под суд, под суд!"). Правда, эта находка в спектакле используется дважды и второй раз не идёт на пользу: последний монолог ("Не образумлюсь... виноват!") Чацкий произносит, чередуя реплики с Фамусовым ("Брат, не финти, не дамся я в обман..."), в результате они, по-очереди подбегая к Софье, почти всерьёз заставляют её забиться под стол или под лавку, что придаёт, конечно, сцене в большей степени комический характер, но сильно снижает привычный нам градус эпизода.
В общем, очень живой и яркий спектакль, провела время с удовольствием!
Я в Крыму

То ли бытовое, то ли ассоциативное, даже не знаю, право...

Пока лента дебатирует о высоком киноискусстве, духовности и готовности отдать жизнь за честь, у нас на этаже внезапно ощутимые проблемы с канализацией, которые не дают отвлечься от мысли, что запах соответствующего вещества не зависит ни от чего, кроме степени удалённости от места его концентрации.
Улыбаясь

"Мама меня любит" в театре "А - Я"

Открыла совершенно новый для себя театр - Детский музыкально-драматический театр "А - Я".
Была неожиданно приглашена на спектакль "Мама меня любит" - очень трогательный, одновременно смешной и грустный спектакль о детстве и детских воспоминаниях. Фрагменты реальных мемуаров писателей, актёров, музыкантов на сцене трансформируются в историю трёх поколений одной семьи, перемежаются хитовыми песнями пятидесятых - восьмидесятых (по большей части - в шикарном исполнении певца и пародиста Константина Хрустачева в роли Звезды - "человека из радио, телевизора и кино"), обставляются типичным антуражем советских квартир этого же времени и всё вместе оказывается попыткой поделиться детством как переживанием, как образом жизни, как типом мышления.
История детства у каждого из героев своя (и даже Володя Ульянов оказывается просто мальчиком 8-11 лет и только лишь будущим памятником), вроде бы, продиктованная временем (и потому каждый рассказ - не только о себе, но и об эпохе). А с другой стороны, детство объединяет: вспоминая себя детьми, герои как бы уравниваются, поколенческие дистанции пропадают.
Спектакль идёт в небольшом театральном зале Москонцерта на Пушечной, народ реагирует очень живо, принимает очень тепло. Спектакль - премьера осени прошлого года и видно, что актёры играют его с искренним удовольствием.
Теперь хочу к ним на "Горе от ума", на "Ревизора" и на рок-оперу "Три мушкетёра" :-))). Пока не совпадаем по возможностям, но у нас всё впереди!
Я в Крыму

Такого шального дня не было в моей сумасшедшей жизни давно

Сегодня с утра я вела секцию на карамзинской конференции и там же выступала с докладом.
Collapse )
В середине дня мы пытались прогнать сегодняшний День филолога хотя бы один раз целиком, но по разным причинам получалось только отдельными частями :). Местами было нервно, местами уже даже смешно, наконец, стало понятно, что оно всё равно обязательно как-то будет, и это главное, так что в принципе можно уже и успокоиться.
Collapse )
Я в Крыму

Мюзикл "Анна Каренина" в Театре оперетты

Сходила на мюзикл "Анна Каренина" и должна признаться, что, на мой взгляд, это лучшее, что я видела, не считая, конечно, легендарного Notre Dame de Paris (а я люблю этот жанр и посмотрела их немало). Автор либретто - Юлий Ким, композитор - Роман Игнатьев, в ролях уже хорошо известные московским зрителям звёзды мюзиклов, шедших в последние лет десять на сцене Театра оперетты. Блестящая сценография, мультимедийные эффекты, костюмы, зрелище совершенно феерическое, но дело даже не в этом. Конечно, строгие критики найдут много недостатков по сравнению с текстом великого романа, но для меня здесь получился практически идеальный перевод на язык другого искусства: с соблюдением большинства нюансов и грамотным выстраиванием ключевых сцен. Пожалуй, мне не хватило только сцены Каренина и Вронского у постели больной Анны (аналогичный эпизод помещён после неудачного выхода Анны в театр и гораздо слабее и сам по себе, и за счёт контекста). Роскошно светское общество и атмосфера слухов и сплетен, дивен крестьянствующий Левин, мил Стива Облонский, но Анна, Вронский и Каренин просто выше всяческих похвал. Несколько раз была тронута до слёз (особенно сценами Анны с Серёжей), отлично сделан эпизод из первой части, где параллельно происходят объяснения Каренина с Анной и Вронского с матерью, второе отделение по ощущениям практически всё совершенно потрясающее.
Настоятельно рекомендую, одним словом :).
Я в Крыму

"Географ глобус пропил" (Пермский академический Театр-Театр)

Посмотреть "Географа" в Перми я собиралась давно - кажется, с тех самых пор, как узнала о его существовании. Его даже однажды привозили в Москву, но тогда я лопухнулась и вовремя не подсуетилась насчёт билетов. А потом страничка спектакля долго висела у меня в закладках, но мы никак не совпадали по расписанию. И вот наконец случилось: 7 июля я поняла, что вполне могу запланировать его на 30 сентября - и купила билет. И билет на самолёт. И гостиницу тоже забронировала.
Местами мысль об авантюрности этого проекта не давала мне покоя, вчера даже был какой-то момент, когда у меня возникло ощущение, что я никуда не еду. Но потом всё относительно рассосалось, да и здоровое ощущение того, что всех дел не переделаешь, иногда помогает решиться.
Должна вам сказать, что это совершенно замечательный спектакль. Разумеется, книжка всё равно и глубже, и многослойнее. Но здесь явно нет тех перекосов, которые очевидны в фильме. Служкин Сергея Деткова в меру смешон и в меру серьёзен, всё, что происходит на сцене, одновременно и комично, и философично, быт и смысл уравновешивают друг друга. Ловила себя на том, что все, все без исключения совершенно точно попадают в образ (даже в тех случаях, когда этот образ изначально вроде бы отличается от того, который сложился у меня). Спектакль длится три с половиной часа, но этого как-то практически не замечаешь.
Финал, как представляется, чуть-чуть идилличнее, чем в романе, но спектаклю, наверное, это простительно.
И если в первой части, на мой взгляд, ещё можно найти некоторые затянутости и перегибы, то вторая часть - поход - прекрасна от начала и до конца и в сценографическом, и в режиссёрском, и в актёрском исполнении. Ну, местами можно придраться к дикции и громкости, но мне из середины первого ряда партера было всё слышно :).
Зал был абсолютно полон (при том, что спектакль идёт уже больше трёх лет). Рядом со мной сидели дамы, явно смотревшие его не первый раз. Но, судя по реакции зала на некоторые места, было довольно много людей, которые роман не читали - как ни странно.
Страшно, невероятно довольна, признаться :). Чем и делюсь :).