Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

Я в Крыму

Конференция "Аксиологические проблемы в художественной литературе"

Сегодня сделала доклад на конференции кафедры теории литературы "Аксиологические проблемы в художественной литературе". Конференция была посвящена памяти замечательного филолога-теоретика Валентина Евгеньевича Хализева.
Поскольку на этот раз я заявила тему, связанную с аксиологией истории в творчестве Бориса Акунина, то я оказалась в секции, посвящённой русской литературе XX - начала XXI века. Мне, конечно, не привыкать бывать в самых разных секциях, но всегда занятно наблюдать, насколько разные бывают реакции на те или иные темы в зависимости от того, специалисты в какой области сидят в аудитории.
Приятно удивила высокая явка докладчиков: из 13 заявленных докладов состоялось 11, причём приехали коллеги из других городов: Тюмень, Уфа, Пермь, Сургут, Нижний Новгород. В наше время такая высокая посещаемость всё больше становится редкостью, хотя раньше нормы научной этики однозначно требовали выступать, если заявился на конференцию: всё-таки трудности финансирования научной деятельности и загруженность на любом месте работы берут своё.
Предметом обсуждения стало творчество Е.А.Колтоновской, В.Ф.Ходасевича, И.Чиннова, Л.Андреева, В.С.Маканина, Татьяны Толстой и А.И.Солженицына, Анны Неркаги, К.Исигуро, аспекты были самые разные, аудитория заинтересованно слушала и живо участвовала в обсуждении, так что, как мне кажется, всё получилось очень хорошо. Единственное, что было грустно: ведущим приходилось ограничивать обсуждение и довольно строго следить за регламентом.
Я, пожалуй, несколько продвинулась в сторону обобщающей статьи по литературной части проекта Бориса Акунина "История Российского государства", хотя работы ещё довольно много. Но поскольку доклад я писала пару недель, а не только лишь в последнюю ночь, мне кажется, сегодня выступление у меня получилось вполне удачным.
Улыбаясь

Санкт-Петербург и "Портрет Дориана Грея" в Мюзик-холле

Сегодня я начала с того, что от души выспалась :). С утра немного дождило, а ещё с вечера все хором велели мне отправляться смотреть музей Гранд Макет Россия, так что планы были уже предопределены. Макет и правда любопытный, производит впечатление: ездят поезда и машины, работают экскаваторы и комбайны, вертятся крылья мельницы и даже курочки клюют зёрнышки. Периодически наступает ночь, зажигаются фонари и даже показывают салют. Дети там в совершенной ажитации и восторге. По мне так всё-таки там слишком много народу (видимо, желательно ходить в будни). Фотографии покажу, когда вернусь.
Выйдя из музея, я увидела, что дождик кончился, и отправилась гулять на Елагин. Там очень уютный парк, поздняя осень ему чрезвычайно к лицу, очень умиротворяюще тихонько бродить по аллеям. Народу немного, тишина, благодать. Фотографии тоже будут, и тоже из дома.
К концу моей прогулки размокропогодилось, впрочем, уже и так пора было возвращаться, начало смеркаться, да я и слегка подмёрзла после полутора часов прогулки в дельте Невы.
А вечером я отправилась в питерский Мюзик-холл на октябрьскую премьеру - хоррор-мюзикл "Портрет Дориана Грея". Собственно, именно вокруг этого спектакля и организовалась эта моя питерская поездка: у этого театра я уже верный зритель и поклонник. Спектакль очень хорош, музыка Владимира Баскина хорошо передаёт основные настроения знаменитого романа Оскара Уайльда, а актёры создают очень верные характеры. Очень колоритен лорд Генри, трогателен художник Бейзил, сцены высшего общества чрезвычайно ярки и оригинальны, а заманчивость и одновременно разрушительность порока демонстрируется эффектными и контрастными пластическими сценами. Партия Дориана очень интересна, хотя, на мой взгляд, некоторая вычурность костюмов не всегда идёт ему на пользу. И, конечно же, прекрасно преображение портрета: что ни говори, а этому спектаклю новейшие технические возможности только на пользу :). Очень удачная постановка, на мой взгляд, достаточно чуткая к первоисточнику, что немаловажно.
А тем временем завтра я вернусь в Москву ;).
Я в Крыму

То ли бытовое, то ли ассоциативное, даже не знаю, право...

Пока лента дебатирует о высоком киноискусстве, духовности и готовности отдать жизнь за честь, у нас на этаже внезапно ощутимые проблемы с канализацией, которые не дают отвлечься от мысли, что запах соответствующего вещества не зависит ни от чего, кроме степени удалённости от места его концентрации.
Я в Крыму

Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе

Сходили в Пушкинский музей на выставку «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе». На сей раз вообще никакого ажиотажа, тихо-спокойно покупаешь электронные билеты и беспокоишься только о том, как разойтись с очередью в ХХС :-). Но на "Кропоткинской" открыт только дальний от музея выход, а он с другой стороны Волхонки :). К тому же, как везде сейчас, всё в строительных заборах и экскаваторах с тракторами, так что заборчики для очереди просто теряются в нагромождении символов сокрушительного размаха нашего нынешнего мэра.
Выставка приятна и спокойна, хотя я лишний раз поняла, что это совсем не мои художники и не мой период. Впрочем, не могу не признать, что "Саломея" Тициана всё-таки очень хороша, "Тайная вечеря" Тинторетто притягательна, но моим личным открытием стало "Воскресение Христа" Веронезе, на которое я почему-то раньше не обращала никакого внимания, а сегодня подумала, что вот это вот и есть оно - то самое пасхальное "веселыми ногами" :).
Улыбаясь

Рафаэль: поэзия образа

Сходили сегодня вечером на выставку Рафаэля в Пушкинском. Просто повезло: 15 ноября открылась новая продажа электронных билетов, 16 ноября я узнала об этом из френдленты и можно было ещё успеть :). На этот раз распродавали последние сеансы: 19:30 и 20:30, причём на 19:30 билеты уже были не на все дни :). При нашей любви выходить заранее мы были на месте где-то за час, поэтому спокойно обменяли бланк электронного заказа на билеты, а потом немножко прогулялись в ожидании своего времени, но пришли всё равно минут за 20 - а нас сразу и пропустили, потому что народу было уже не очень много (на Айвазовского, помню, пускали только минута в минуту).
Мне очень понравилась выставка: и расположение, и свет - всё позволяет зрителю извлечь максимум из каждой вещи. Ну разве что к расположению текстов может быть некоторая претензия: всё-таки биография уместнее в начале, а не в середине :).
Большое впечатление произвёл на меня женский портрет ("Немая") из Национальной галереи Марке в Урбино: как-то она совершенно завораживает, мне кажется, я могла бы смотреть на неё долго-долго - не так, как на картину, а как на живого человека, пользуясь тем, что он тебя не замечает, а при этом тебе интересно за ним наблюдать. Никогда не ловила себя на таком чувстве с портретами: удивительно, ему более пятисот лет, а он так задевает что-то в душе.
Из рисунков очень тронуло погрудное изображение молодой женщины в профиль из Галереи Уффицци: очень изящное и в то же время детальное изображение, поражающее плавностью линий, округлостью форм, гармонией теней и бликов, на мой взгляд, гораздо тоньше и гениальнее находящегося рядом вполне себе полноценного портета Элизабетты Гонзага, в котором почему-то практически не чувствуется души.
В общем, хорошо провели вечер, чем очень довольны :).
P.S. А пока гуляли, дошли взглянуть на злополучный памятник Владимиру. Должна сказать, что, на мой взгляд, всё там по-прежнему нормально с панорамными планами, и с Кремлём, и с Пашковым домом, не такой уж он гигантский, как иногда изображается с определённых ракурсов. Да, конечно, не произведение искусства, но от памятников, кажется, этого уже давно ждать не приходится :).
Я в Крыму

Мюзикл "Анна Каренина" в Театре оперетты

Сходила на мюзикл "Анна Каренина" и должна признаться, что, на мой взгляд, это лучшее, что я видела, не считая, конечно, легендарного Notre Dame de Paris (а я люблю этот жанр и посмотрела их немало). Автор либретто - Юлий Ким, композитор - Роман Игнатьев, в ролях уже хорошо известные московским зрителям звёзды мюзиклов, шедших в последние лет десять на сцене Театра оперетты. Блестящая сценография, мультимедийные эффекты, костюмы, зрелище совершенно феерическое, но дело даже не в этом. Конечно, строгие критики найдут много недостатков по сравнению с текстом великого романа, но для меня здесь получился практически идеальный перевод на язык другого искусства: с соблюдением большинства нюансов и грамотным выстраиванием ключевых сцен. Пожалуй, мне не хватило только сцены Каренина и Вронского у постели больной Анны (аналогичный эпизод помещён после неудачного выхода Анны в театр и гораздо слабее и сам по себе, и за счёт контекста). Роскошно светское общество и атмосфера слухов и сплетен, дивен крестьянствующий Левин, мил Стива Облонский, но Анна, Вронский и Каренин просто выше всяческих похвал. Несколько раз была тронута до слёз (особенно сценами Анны с Серёжей), отлично сделан эпизод из первой части, где параллельно происходят объяснения Каренина с Анной и Вронского с матерью, второе отделение по ощущениям практически всё совершенно потрясающее.
Настоятельно рекомендую, одним словом :).
Я в Крыму

Самара: день третий

Третий день конференции был тоже невероятно хорош :).
Был чрезвычайно концептуальный доклад Ильи Игоревича Саморукова про объект и нарратив в искусстве, любопытный доклад О.В.Воробьевой из "ППФ Страхование жизни" про геймификацию как бизнес-стратегию в работе с персоналом, самый лучший доклад блистательного Аркадия Львовича Гринштейна про "Ночь на Земле" Джима Джармуша. Но потрясением дня стал для меня доклад Марии Николаевны Крючковой про технологию перформанса. Поскольку доклад представлял собой рассказ о личном опыте художника - организатора перформанса, должна признать, что я впервые по-настоящему осознала этот вид искусства и, пожалуй, пересмотрела своё к нему отношение, до этого достаточно скептическое.
Вторую половину дня я опять загуляла в гостях, на закате была выгуляна в Загородном парке и потчевана прекрасным видом на Волгу. Правда, потом нас несколько подвёл общественный транспорт и я стала опасаться, что в моей жизни наконец-то случится опыт опоздания на поезд, мне вызвали такси, по дороге мы останавливались на всех светофорах, какие возможны, но я вполне успела за сумкой, доставленной утром в камеру хранения, и за десять минут до отправления уже сидела в купе.
Дорогой Аркадий Львович, спасибо Вам за всё! Я уже начала скучать :).
До свидания, Самара! Я непременно вернусь!
Улыбаясь

Два дня в Перми

Ну что же, про то, что было помимо театра, тоже стоит рассказать.
В первый день я отправилась гулять по набережной, потому что я везде и всегда люблю набережные. Показалось, что Кама гораздо шире, чем мне помнилось с моего прошлого пребывания (в первый раз в Перми я была лет двенадцать, наверное, назад, с пленумом филологического УМО, на котором выступала с каким-то докладом и ездила, как обычно, на сутки). Золотая осень вдоль рек как-то особенно прекрасна, поэтому погуляла с удовольствием: прошла и низом, и верхом. Набережную, как я поняла, в последнее время обустраивают: когда я обедала, девушки-официантки как раз обсуждали, что на новых её участках ещё не были.

Collapse )
В альбоме - больше.
Улыбаясь

Мюзикл "Онегин" (Санкт-Петербург)

Впечатлённая "Мастером и Маргаритой", отправилась в Питер на мюзикл "Онегин" от той же команды.
В зале был аншлаг, спектакль - премьера этого сезона (отчасти может быть именно этим объясняется ощутимая несбалансированность звука: местами оркестр перекрывает солистов, местами слов в принципе не слышно). Авторы сразу признают, что представляют зрителю творческую интерпретацию классического сюжета, начинается спектакль с того, что старый Онегин в доме скорби (в Париже?) ждёт письма от Татьяны и испытывает муки совести, вспоминая о том, что он - убийца.
Выше всяческих похвал Татьяна (Вера Свешникова), колоритна няня (Манана Гогитидзе), очень попадает в образ Ольга (Анастасия Азеева-Шведова) - у неё чрезвычайно хорош первый дуэт с Ленским (Антон Авдеев). Кстати, Авдеев-Ленский явно выигрывает у Авдеева-Мастера, на мой взгляд. Пластика, хореография, сценография, эффекты и костюмы впечатляют, спектакль очень красив. Онегин (Иван Ожогин) не произвёл сильного впечатления, и, на мой взгляд, в большей степени отходит от своего прототипа.
Главная же новация - образ Демона (Сергей Худяков), при неоспоримых достоинствах исполнителя (эффектные позы, потрясающая пластика и мимика - особенно бесподобная в сцене, когда няня поёт песенку про чертёнка) кажется мне всё-таки чуждой прототексту и потому излишней. Впрочем, сцене сна Татьяны он придаёт должную инфернальность, а вот Онегин в ней же почему-то не прогоняет нечистую силу.
Но, конечно же, авторы мюзикла имеют право на своё видение, а результат в целом вполне удачен, так что не будем придираться :).
После мюзикла вышла посмотреть на Петропавловку и немного прогулялась.
А поскольку я забыла дома расчёску, по дороге на дневной Сапсан я снова помянула недобрым словом г-на мэра моего города, разогнавшего мелкую торговлю в переходах московского метро, а по приезде в Питер порадовалась, что для города на Неве этот пример пока ещё не стал заразительным.
Через полчаса Красной стрелой поеду обратно :). А пока привет вам из Питера :).