Category: кино

Category was added automatically. Read all entries about "кино".

Я

"Отец" (2020)

Посмотрели с детьми "Отца" с Энтони Хопкинсом.
Фильм очень классно сделан и Энтони Хопкинс в нём совершенно блистательно играет. Попытка показать деменцию "изнутри" настолько удаётся, что в какой-то момент, кажется, каждый не очень молодой зритель ловит себя на "сдвиге" (молодым проще объяснить себе, что это просто непонятно, а нам кажется ощутимым холодное дуновение старости на щеке). Такая старость, признаться, - один из страшных моих страхов, поэтому для меня этот фильм был особенно жутковат местами. Жизнь, в которой сбывшееся чередуется с несбывшимся, замыкаясь в круг, а недостоверность данности уступает убедительности воображения, показывается в фильме с разных сторон, и отчаяние, и жестокость, и отсутствие выбора намеренно не окрашиваются в однозначные тона, недаром слоган фильма: "Nothing is as it seems", и многозначность этой фразы в контексте фильма обрастает новыми смыслами.
Nothing is as it seems...
Я

Год рождения

Увидела на ФБ замечательный флешмоб: сказать, в какой год вы родились, не называя собственно цифру.
Я всегда любила вспоминать, что родилась в один день с Теодором Драйзером, но он ровно на сто лет раньше меня.
В год моего рождения умерли Виктор Максимович Жирмунский и Александр Трифонович Твардовский.
Ровно за полгода до меня родилась Фёкла Толстая, а ровно через четыре месяца после меня - Сергей Бодров-мл.
Нобелевскую премию по литературе в год моего рождения получил Пабло Неруда.
Выяснилось также, что в год моего рождения фирма Intel выпустила свой первый микропроцессор, фирма Sharp - карманный микрокалькулятор, в СССР запустили орбитальную станцию Салют-1 и впервые посадили марсоход на Марс, а в Японии изобрели караоке.
На Бродвее была поставлена рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда", в Швеции появился квартет "ABBA", а в Британии сложился классический состав группы "Queen".
Стенли Кубрик снял "Заводной апельсин", Пьер Паоло Пазолини - "Декамерон", Роман Полански - "Макбет", Лукино Висконти - "Смерть в Венеции". Леонид Гайдай снял "12 стульев", Александр Серый - "Джентльменов удачи", Владимир Рогов - "Офицеров", Алексей Герман - "Проверку на дорогах", Эльдар Рязанов - "Стариков-разбойников",
Московский метрополитен открыл "Площадь Ногина"и "Третьяковскую" и стал насчитывать 89 станций (сейчас их 241).
Человеком года в год моего рождения стал президент США Ричард Никсон.
Как-то так :-)
Я

"Человек с Земли" ("The Man from Earth", 2007)

Посмотрели с детьми "Человека с Земли" - фильм Ричарда Шенкмана про человека, который оказывается кроманьонцем, прожившим 14 тысяч лет. Действие происходит в одной комнате: в разговоре с коллегами, пришедшими его проводить и узнать причину его внезапного отъезда, Джон Олдмен признаётся им в своём происхождении и рассказывает отдельные эпизоды из своей жизни. На слушателей наибольшее впечатление производит его рассказ о том, как через некоторое время после смерти Будды Джон отправляется проповедовать его моральное учение, которое впоследствии получает известность как христианство. До этого Джон был шумером, вавилонянином, финикийцем, после - дружил с Ван Гогом, получил с десяток учёных степеней, переболел всеми известными болезнями, побывал в самых разных странах, а в одном из племён Новой Гвинеи его и сейчас почитают как бога.
Обстановка не меняется, разве что по ходу сюжета из квартиры Джона выносят почти всю мебель, пожертвованную им перед отъездом в благотворительную организацию. Зритель наблюдает за реакцией друзей Джона на его невероятный рассказ, она у каждого своя и проявляется в мимике, взглядах, жестах, в позе и движениях. Никто из них так до конца и не понимает, что происходит. На мой взгляд, эпизод со смертью неожиданного сына всё-таки излишне прямолинеен, без него фильм только выиграл бы, сохранив этот баланс между возможным и невозможным.
Я

Неожиданности МФК

В рамках подготовки последней лекции МФК обнаружила два мультфильма про Афанасия Никитина, 2011 и 2017 годов. В аннотациях к обоим указывается, что снято по "Хожению за три моря". В первом напарником Афанасия оказывается Таракан, во втором - Квакун, в обоих фигурирует Шахерезада, у меня только один вопрос: чего я не знаю про "Хожение за три моря"? Нет, есть второй: как теперь с этим заснуть?
Как про это рассказывать, я не спрашиваю, у меня ещё есть время об этом подумать.
Нет, мультики местами даже прикольные, я просто неожиданно на них наткнулась, они по 25 минут каждый, я думала, я с этим быстро справлюсь и дальше пойду, а оно вон оно как.
***
Задание по курсу для получения зачёта предполагает эссе о своих впечатлениях по поводу какого-нибудь произведения первой четверти XXI века на древнерусский сюжет.
На курсе есть некоторое количество слушателей из Китая.
Я уже получила два реферата про "А зори здесь тихие" (надеюсь, потому что рассказывала про Бориса Васильева в одной из первых лекций), один про древнерусскую музыку, один про автобиографическую трилогию Горького, один про «Символическое значение земли Росс в "Игоревском походе"» и один про "Легенду № 17". Не спрашивайте :-). Пока я методично возвращаю обратно и копирую задание.
Хотела спросить: вы в этой борьбе на кого в принципе ставите?
Я

"Паразиты" (2019)

Посмотрели оскароносный южнокорейский фильм "Паразиты" (2019, режиссёр Пон Чжун Хо). Вполне добротное кино, хорошо сделанное, ярко снятое, отлично сыгранное, ну и на острую тему, о чём, конечно, все уже давно написали. Заострённые контрасты (не только социальные), зеркальные отражения, мотив игры и переодевания, образы-символы, зыбкая граница между комедией и трагедией, между простым жестом и многозначным смыслом - всё это держит в напряжении все два с лишним часа. Очень понравилось, как сыграли актёры, даже трудно выделить кого-то особенно, настолько яркие и живые получились характеры. Хороша и операторская работа, особенно с делением кадров то по вертикали, то по горизонтали, символизирующим границы - казалось бы, только намеченные, но совершенно непреодолимые.
В общем, мне понравилось гораздо больше, чем "Земля кочевников" (впрочем, "Земля кочевников" Оскара ещё пока не получила).
Я

Nomadland (2020)

Посмотрели с детьми "Землю кочевников". Фильм озадачивает и очень не похож на привычное американское кино. История обычной жизни среди обычных людей, большинство из которых не являются настоящими актёрами и играют сами себя. Нарушение всех стереотипных представлений о сюжете (его нет), романтике дорог (героиня замерзает в холодном трейлере и ходит до ветра на обочине пустой автострады), обретении любви (пути Ферн и Дейва расходятся, без надрыва и горечи, просто устремляются в разные стороны), финале (он открыт), амплуа (есть ощущение документального кино, усиливающееся за счёт реальных людей в кадре). Очень красивые пейзажи (по мне так как раз про романтику дорог именно они, но большинство зрителей, как я поняла по комментариям, и их считают депрессивными).
Героиня понимает, что не может жить в доме, в четырёх стенах, спать на обычной кровати и оставаться на одном месте. Её жизнь непроста и вряд ли описывается в категориях комфорта и удобства, точно так же как вряд ли речь идёт о какой бы то ни было свободе. Ферн и окружающие её кочевники - в основном люди, имеющие тяжёлый опыт утрат, а одиночество - это не только (и даже не столько) свобода. И есть, куда заехать, и есть, куда вернуться, но нельзя встретиться, не расставшись, и нельзя приобрести, не отказавшись.
"Встретимся на дороге!"
Я

Когда с понедельника по среду оказался дистант...

...четверг становится более диким, чем обычно бывают понедельники :-).
Я тут половину недели провела в дистанционных мероприятиях: в понедельник и вторник мы, как известно, олимпиадили, а по средам у меня дистанционно две пары в ЧФ и МФК. Сегодня выбралась на работу, было ощущение, что надо всё, всем и сразу. В какой-то момент сказала коллеге, что обычно у меня ощущение, что я строю карточный домик, а он всё время рушится, а сегодня у меня ощущение, что я сама нахожусь в карточном доме, который всё время рушится. Нет, мы, конечно, что могли, разрулили, а что не могли - записали в список дел, но всё же...
За ближайшие три дня надо написать пару докладов, ибо, начиная со следующей недели, по субботам я выступаю на конференциях: 28 марта у нас в Zoom'е, а 3 апреля очно в РГГУ. А писать доклады в последнюю ночь я уже стара :-). В апреле я ещё заявилась на факультетские Ломоносовские чтения, но там можно ещё пару недель про это не очень интенсивно думать. А ещё мне надо бы погрузиться в кино- и мультчасть моего МФК, и там довольно большой список не только на пересмотреть, но и на посмотреть (или хотя бы бегло проглядеть), а на это нужно время даже при условии скорости X2 (боюсь, что сериалы я иначе не потяну, а игнорировать разговор о них я сочла неправильным).
В общем, планов громадьё, с ресурсами хуже, но должны бы прорваться, ибо деваться, как обычно, некуда :-).
Я

Как обычно в это время на правах рекламы :-).

Если вы - студент НЕ филологического факультета МГУ и выбираете в этом семестре МФК или если вы - студент филологического факультета МГУ, но у вас есть знакомые с других факультетов, которые выбирают в этом семестре МФК, то по средам с 15:10 до 16:40 пока что целиком и полностью в Zoom я планирую читать МФК "Древняя Русь в литературе, театре и кинематографе первой четверти XXI века*".

Аннотация по ссылке: https://lk.msu.ru/course/view?id=2106
Я

А любите ли вы делать новые курсы?

А я тут решила почитать-таки (для начала в качестве МФК) новый курс про Древнюю Русь в литературе, театре и кинематографе первой четверти XXI века. Думаю, со временем трансформирую его в обычный факультетский КПВ (просто у МФК 24 аудиторных часа, с них начинать легче, а потом можно до 36 развить, когда станет ясно, что как идёт).
И вот сижу я между делом и материал подбираю, презентации делаю, картинки ищу, за мыслями охочусь. И поймала себя на том, что это какой-то совсем по-своему увлекательный процесс. Не такой, как при рядовом обновлении каких-то частей уже читаного курса, не такой, как при написании докладов и статей. И не такой, как когда читаешь что-то и думаешь, как напишешь про это статью или сделаешь доклад. Это процесс какой-то более широкий. Возникает ощущение, что прямо целые горизонты открываются: и вот туда можно посмотреть, и туда. И ужасно мне этот процесс нравится, честно говоря.
И ужасно хочется уже начать выносить это в аудиторию, потому что в проговаривании тоже многое открывается, и обращаешь внимание на то, чего не хватает или чего, наоборот, перебор. Я вот свою ежегодную часть магистрантского курса только сейчас более или менее органично чувствовать стала, а ведь уже шесть лет читаю. А ту часть, которую читаю магистрантам не каждый год набирающейся программы, не люблю, кажется, потому, что она из-за нерегулярности чтения недообкатана.
В общем, долго у нас в профессии совершенство формируется :-).
Я

Tolkien (2019)

Посмотрели с детьми американский биографический фильм 2019 года про молодого Толкиена. Сначала, признаться, мне показалось скучновато, но потом мы втянулись и нам очень понравилось. Местами очень пробирает, прямо до слёз, особенно ближе к концу, когда Джон уговаривает мать Джеффри Смита издать поэмы её погибшего сына и обещает написать к ним предисловие, она сначала не хочет, потом колеблется, а потом говорит: "Предисловие будет прекрасным".
Конечно, фильм не во всём соответствует биографии (но всё сделано, на мой взгляд, довольно мягко и отклонений совсем немного). Любопытно, как нам показывают пробуждение в сознании Толкиена Средиземья: в пересказанных матерью древних мифах и обычае целовать деревья, в любви Эдит к "Кольцу нибелунга" и истории с тем, как не хватило ни денег на билет, ни соответствия дресс-коду, в воспалённых галлюцинациях в окопах первой мировой, в придуманном, но очень трогательном адъютанте Сэме ("сэр, Вы должны встать!"), в школьном братстве, разрушенном войной, - той боли, которой отзывается, как мне показалось, уход Фродо с эльфами в финале "Властелина колец".
Очень рекомендую, одним словом.