В общем, мне понравилось. Почти 500 человек в Zoom'е, больше ста смотрели трансляцию в You-Tube, также велась трансляция и на FB, но до её включения в общую статистику у организаторов уже не дотягивались руки.
Новонайденных в этом году грамот немало: 10 на Дмитриевском 3, 4 на Воздвиженском 7 и кость на Троицком 16, про которую был уже сделан отдельный доклад пару недель назад на новгородском семинаре, правда, с тех пор выяснилось, что всё там не так, как виделось изначально, и речь идёт не о продаже предприимчивой женщиной по имени Куна двух сороков соболей, а об установлении размера выкупа за невесту, когда родня невесты (куны или куницы) просит 112 гривен, родня жениха (соболя) пытается сбить цену до 50, но потом вроде как сговариваются на 80. (Вот это я понимаю - торговля, и все предложения по ходу разговора прямо фиксируются! А мы-то думали что ничего не сказать, на листочке написать и показать - это в новейшее время придумали, да?)
Поскольку запись висит на You-Tube и будет ещё явно много где, я даже не буду пытаться пересказывать содержание, тем более, что лингвистические детали мне всё же даются с трудом и я боюсь явно наврать, поэтому просто расскажу о том, что произвело на меня наибольшее впечатление (хотя, конечно, тут трудно выбрать, ибо всё очень здорово, конечно же).
Было много любопытного, особенно попытки гипотетически, со всеми необходимыми оговорками, но всё-таки восстановить возможное содержание фрагментов, дошедших до нас примерно наполовину, а то и того меньше.
Была замечательная грамота, разорванная ("поскепанная", как все мы помним) поперёк строчек, а не вдоль, поскольку текст написан поперёк волокон, как практически никогда не писали в Новгороде, но как написаны 3 из 4 московских берестяных грамот. Про эту грамоту ничего не понятно кроме того, что она представляет собой "приказ", а рядом с местом, где её нашли, была найдена печать великого князя Московского Симеона Гордого, так что явно имеет место московский след, по поводу чего Д.В.Сичинава очень точно заметил: "приехали и приказывают".
Была грамота с довольно сложным текстом про проблемы с запрудой (точнее, как, похоже, сказано в тексте, с "запрудной водой"), итог обсуждения которой АА подвёл словами: "Боюсь, запрудная вода мне б не наделала вреда".
Была замечательная грамота со словом

Но самое дивное - это, конечно, единственная большая целая грамота № 1131, которая позитивно начинается (нет, написание имени Александр - а вроде как, кажется, это оно - смущает, конечно, но ведь видали мы всякое):

уже гораздо менее позитивно продолжается:

Но тут ещё кажется, что, может быть, дальше станет, яснее... Ан нет!

Этот текст, конечно, раззадорил всех. И, опять же, должна сказать, предложения в чате Zoom'а не надо пытаться расслышать и интерпретировать - они видны, их можно сохранить, к ним можно вернуться, и это тоже несомненный плюс удалённого формата.
Высказывались самые разные идеи: что писал ребёнок (в том числе - на черновике какой-то грамоты, откуда сохранилось обращение), что это на каком-то другом языке (ассоциации у всех были ожидаемо финно-угорские), что это шифр (и вот это было бы любопытно, но, кажется, в чате же справедливо заметили, что для шифра символов маловато), что это древнерусское хомовое пение, я, конечно, не смогла удержаться от шутки про кота, легшего на клавиатуру, но, пожалуй, больше всего меня пока что вдохновляет идея, высказанная А.Л.Топорковым уже в постлекционном обсуждении о том, что это заговор от нечистой силы (точнее, как поправила меня Анна Александровна Иванова, речь идёт об особом типе текстов, в которых человек устанавливает особые договорные отношения с различными хозяевами природных локусов), который довольно часто представляет собой именно абракадабру.
Огромное спасибо Алексею Алексеевичу и всем прекрасным организаторам сегодняшнего мероприятия за дивный научный праздник!
Next year in Zoom?
:-)