Квакль-бродякль (kvakl_brodakl) wrote,
Квакль-бродякль
kvakl_brodakl

Categories:

Слово о полку Игореве (МХАТ имени М.Горького)

На Малой сцене МХАТа имени М.Горького сегодня премьера: питерский режиссёр Игорь Ларин поставил "Слово о полку Игореве" в прозаическом переводе Д.С.Лихачёва. Ну вот я и пошла...
Скажу вам так, други мои: это примерно то, что было бы, если бы Слово реально сплагиатили с Задонщины. Я уже потом в программке прочитала, что "МХАТ - это национальный театр, исповедующий такие ценности, как традиционализм, православная культура, любовь к Родине". Христианство равномерно распределено по всему тексту. После затмения Игорь произносит патетическую (надо ли говорить, что отсутствующую в Слове) речь о том, что знамения посылаются нам Богом, перед битвой - тоже какую-то подобную речь, так что уже начинаешь ждать что-нибудь про то, что кто к нам с мечом того-сего... ах, нет, это мы сами в половецкую степь пошли. При этом это не мешает воинам Игоря насиловать красных девок половецких (вот это реально красиво сделанная сцена, очень пластично и эффектно). В финале решающей битвы Всеволод внезапно говорит Игорю, что можно сбежать и спастись, но ведь это неправильно и мы так не поступим? Не поступим, не по-божески это, отвечает Игорь и надевает на себя натуральные кандалы. Позже Овлур уговаривает Игоря бежать, а тот такой: и раньше не мог бросить своих, и сейчас не могу! А до этого Овлуру является... Бог? ангел? и велит передать Игорю, что князю Игорю в плену не быть (и плохо говорящий по-русски Овлур с акцентом повторяет это по словам). Но главное происходит в конце: Игорь становится на колени и что твой Раскольников кается во всём и со слезами в голосе вопрошает, как ему теперь жить и почему же он не умер маленьким в бою или в плену. А потом ещё один герой Слова о полку Игореве - монах (sic!) выходит и объясняет, что это всё потому, что мы нагрешили и Бог наказывает нас за грехи, но паче меры наказания нет, а потому "здравы будьте, князья и дружина, побарая за христаны на поганыя полки, аминь!"
Ещё, конечно, беда, что я помню текст практически наизусть, поэтому периодически вздрагивала. Так, почему-то не Всеволод Игорю, а Игорь Всеволоду говорит что его кони уже оседланы у Курска, на что Всеволод уже отвечает, что зато его куряне - опытные воины. Обращения к князьям начинаются с Ярослава Осмомысла, абсолютно игнорируя Всеволода Большое Гнездо и Рюрика и Давида Ростиславичей. Само обращение к галицкому князю читается с интонацией типа: высоко сидишь, да? горы подпёр, да? стреляешь султанов за землями??? Кончака надо стрелять за раны Игоревы, Кончака!!! Плач Ярославны читается несколькими актрисами и был бы почти хорош, если бы не шёл под фольклорный плач про деточку, который куда-то собралси (мы на семинарах специально обсуждаем, что плач жены по мужу и плач матери по сыну - это два разных плача, а тут вон оно как).
И ещё, конечно, очень много патетики.
В общем, мне понравилась первая битва с половцами и золотое слово Святослава (но Святослав при этом был как-то нелепо одет и зачем-то нарочито махал полами покрывала, в которое был завёрнут).
Кстати, что из всего этого собственно про Слово понял народ в зале, для меня осталось загадкой. На выходе у какой-то зрительницы брали интервью, я услышала, что больше всего её впечатлило, как актёры всё это выучили.
Tags: театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments