?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Действие очередного акунинского романа из литературного конвоя к "Истории российского государства" происходит в середине - второй половине XVIII века, от поздней Елизаветы до ранней Екатерины. В центре внимания оказывается вопрос о том, возможны ли в России либеральные просвещённые реформы, ответ на него даётся ожидаемо отрицательный. Если в Верхнем Ангальте герою вполне удаётся провести преобразования, способствующие превращению небольшого государства в своеобразный земной рай демократического равноправия и социальной справедливости, то попытка применить этот опыт в России приводит его к полному краху и в конце концов - к смерти, причём формально герой гибнет от рук злодея-антагониста, но фактически его губит собственная приверженность принципам абсолютного добра и человеколюбия и природа тех, кого он пытался облагодетельствовать.
Герой романа - восторженный, экзальтированный мечтатель, который верит в то, что мир можно переустроить по заветам Локка и Руссо чуть ли не в одиночку, получает возможность проверить не столько даже свои способности к миропреобразованию (опыт участия в ангальтском правительстве показывает, что они у него есть), а в некотором роде применимость этих принципов в России. Выбор в качестве ключевой точки сюжета событий 1767 года - начала Уложенной комиссии, на которую Луций Катин возлагает огромные надежды по либерализации российской политической жизни и в которой разочаровывается даже до начала её работы, - позволяет Акунину показать, что самый громкий политический проект Екатерины II был обречён с самого начала именно из-за того, что российскому менталитету (причём не только подданных, но и самой власти) ценность прав и свобод даже не чужда (в чуждости есть элемент неравнодушного отторжения) а просто непонятна какой-то иноприродной странностью. Недаром мотив непонимания становится одним из ключевых: Луция прекрасно понимают лишь немногочисленные единомышленники в Ангальте, но всё же к нему прислушивается даже первоначально недоброжелательно настроенный ангальтский совет, однако в России его не слышат ни дворяне, будь то синбирские избиратели или депутаты-"панинцы", а уж тем более "орловцы", ни выборные представители от купечества, ни крестьяне. Ко всем им он, наделённый ораторским талантом, напрасно обращается с речами, долженствующими зажечь слушателей если не рационально, то хотя бы эмоционально, но ни одна из этих речей не имеет успеха и любой из этих контактов в конечном счёте заканчивается жестоким разочарованием, а в конечном счёте - смертью.
В целом "Доброключения..." показались мне гораздо лучше сильно разочаровавшего меня "Орехового Будды": стилизацию можно в целом признать удачной, а некоторую схематичность характеров объяснить попыткой следовать Лабрюйеру, хотя, конечно, скорее хочется упрекнуть автора в том, что идея (или даже идеология) стала слишком застить собой литературность. Но "Боху и Шельме", "Вдовьему плату" и маленькому шедевру - пьесе "Убить змеёныша" новый акунинский роман явно проигрывает, в том числе - и чуть ли не полным отсутствием характерной для автора иронической игры.
...Хотя не могу не признать, что после минувшей субботы что-то в этом тексте отзывается довольно остро...

Метки:

Comments

( 5 комментариев — Оставить комментарий )
philtrius
29 июл, 2019 19:24 (UTC)

Охъ, это старая наша бѣда — относиться къ мыслямъ беллетристовъ объ исторiи серьезнѣе, чѣмъ онѣ того заслуживаютъ.

kvakl_brodakl
29 июл, 2019 19:35 (UTC)
Наверное, Вы правы :-).
livejournal
29 июл, 2019 21:10 (UTC)
Анна Архангельская: Борис Акунин. Доброключения и расс
Пользователь pvych_dvych сослался на вашу запись в своей записи «Анна Архангельская: Борис Акунин. Доброключения и рассуждения Луция Катина» в контексте: [...] ivejournal.com/936162.html?fbclid=IwAR23OMon0yDNESoruE7g4gjhkpDAf4l6VruZrFcs-NJEHnkhSeTT5ijm9Bc [...]
brain__storm
30 июл, 2019 11:09 (UTC)
Судя по описанию это похоже на ненаучную фантастику или агитку.
В Ангальте на момент рождения героя скорее всего еще не восстановилась численность населения после 30-летней войны. И специалистов по борьбе с ведьмами в тех местах было много. А известный просветитель К. Мэзер (это в другой стране, но тоже известный персонаж) умер за 5 лет до рождения героя.
Ну и вообще "либеральные ангальтцы" середины 18 века - это или очень наивно или сознательное натягивание совы на глобус.

Edited at 2019-07-30 11:11 (UTC)
kvakl_brodakl
30 июл, 2019 19:26 (UTC)
Скорее всё-таки это агитка :-).
( 5 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

Я
kvakl_brodakl
Квакль-бродякль

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Мои стихи и проза

Разработано LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek