Квакль-бродякль (kvakl_brodakl) wrote,
Квакль-бродякль
kvakl_brodakl

Categories:

"Достоевский. Экспедиция" на Малой сцене Театра Луначарского (Севастополь)

Благодаря моим чудесным коллегам я сегодня побывала на удивительном спектакле в Русском драматическом театре имени А.В.Луначарского в Севастополе. Он позиционируется как иммерсивный, хотя, на мой взгляд, не все способы "погружения", которые используются по ходу первого - так сказать, "активного" действия, когда мы ходили по подвалам и служебным помещениям театра вслед за Проводником и нам встречались Игрок, Подросток, князь Мышкин, выплескивающие на нас свои пронзительные монологи, когда мы, по очереди передавая друг другу топор, читали вслух сцену убийства Алёны Ивановны Раскольниковым, когда Проводник спрашивал нас, что такое счастье и зачитывал фрагменты ответов на этот вопрос из реального интернет-чата - одинаково хороши и эффективны (я, например, совершенно не поняла, причём тут всё-таки Борис Рыжий, его стихи в начале и история его жены в конце, а также несколько заскучала во время, на мой взгляд, излишне продолжительного разговора о счастье в длинном техническом подвальном коридоре). Во втором действии, уже вполне традиционном и разыгрывающемся собственно на Малой сцене, перед нами разворачивается невероятно пронзительная и трогательная история Настеньки и Мечтателя из "Белых ночей", которую невозможно воспринимать без слёз (и очень отвлекало, что сидевшие за мной тётеньки перешёптывались и хихикали), и это второе отделение - истинная жемчужина спектакля, оно играется настолько великолепно, что после него ты выходишь абсолютно переполненный и впечатлённый и абсолютно нет сил и возможности сразу вернуться в окружающую реальность, даже для того, чтобы обсудить впечатления, это можно сделать только по некотором времени, когда острота ощущения чуть-чуть отпустит...
Наверное, у меня есть одно принципиальное возражение по структуре: перед началом спектакля его позиционировали как путь самого Достоевского из подполья, ада, Мёртвого дома - наверх (что соотносится и с пространством действия, вначале проходящего в подвальных - андеграундных, по определению создателей, - помещениях, а потом - на Малой сцене, находящейся четвёртом этаже) и по содержанию (от игры, убийства, самоубийства - через монолог Мышкина о счастье - к истории всепрощающей, абсолютно альтруистической, жертвенной любви). Но "Белые ночи" - это очень ранний Достоевский, и ставить эту историю в кульминационную точку метафоры пути, на мой взгляд, неправильно принципиально (хотя я, признаться, гораздо больше люблю именно раннего Достоевского, может быть, именно потому, что, заглянув за грань и пережив опыт, едва ли посильный для человека, он стал погружаться в такие бездны человеческой природы и выворачивать их перед читателем с такими анатомическими подробностями, которые, на мой взгляд, скорее убивают веру в человека и человечество - но, впрочем, к спектаклю всё это не имеет никакого отношения).
Как вы поняли, я временно перебралась в Севастополь. У нас тут Ломоносовские чтения, на которые я собралась ещё зимой, и сейчас, признаться, это очень кстати, поскольку в последнее время я как-то слишком устала. Я прилетела вчера вечером, живу на этот раз в экзотических задворках автовокзала (до гостиницы очень удобно идти, но, как оказалось вчера, крайне проблематично доехать), тут весна, яркое солнце, цветы, хотя ещё всё-таки прохладно. В середине дня я добралась до городского кладбища и посидела у Виталия Генриховича: в декабре не доехала, поэтому теперь не стала откладывать. По сегодняшней погоде подумалось, что раньше мы бы наверняка пошли бы гулять после пленарки, радовались бы весеннему солнышку и шутили бы про всё вокруг, а теперь я тереблю в пальцах белую розу и мысленно пытаюсь ему рассказать, как мне его не хватает, и вот теперь мне столько, сколько ему было, когда мы познакомились, и вот уже пятый год я приношу цветы на его могилу, и это всё-таки ужасно несправедливо...
Tags: путевые заметки, театр
Subscribe

  • Ну ж был денёк...

    А у нас сегодня первая часть магистерских показов. Началось всё со спокойного показа ФИПЛа, где и участников было немного, и сессионный зал один, и…

  • Про цветовую дифференциацию... простите, цифровую идентификацию личности

    Рейтинговые списки абитуриентов в этом году будут без фамилий. Пункт 79 Порядка приёма в вузы в 2021 году гласит: "В конкурсном списке фамилия, имя,…

  • Сочинение

    А сегодня у нас прошло сочинение. Как ни странно, в этом году было существенно больше, чем обычно, абитуриентов, для которых известие о том, что в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments