Квакль-бродякль (kvakl_brodakl) wrote,
Квакль-бродякль
kvakl_brodakl

Categories:

Алексей Иванов. Пищеблок

С удовольствием прочитала новый роман Алексея Иванова.
Мне раньше казалось, что у него получаются как бы два цикла - "исторический" ("Сердце Пармы", "Золото бунта", отчасти - "Тобол") и "современный" ("Географ глобус пропил", "Общага-на-крови", "Блуда и МУДО", "Ненастье"). Когда я читала "Псоглавцев", у меня возникла мысль, что это (не очень удачная) попытка объединить историческую линию с современной. Прочитав "Пищеблок", я подумала о другом: это всё скорее о том, как древнее мистическое нечто прорастает в реальную жизнь. В каждом романе это решается по-разному, в "исторических" романах это прорастание кажется более естественным, хотя важно понимать, что ламии или хумляльты "Сердца Пармы" в принципе так же иноприродны русским князьям или священникам, как вампиры "Пищеблока" - реальности волжского пионерского лагеря 1980-го года. И в то же время - удивительным и парадоксальным образом соприродны, как отзываются сплавщики "Золота бунта" не только в стихах "Дальний путь. Серый дождь над росстанью...", но и в десятиклассниках, отправившихся в поход со Служкиным в "Географе". Алексей Иванов с разных сторон подходит к проблеме "многослойности реальности", показывая, как разные бытийные и временные пласты проникают друг в друга и отражаются друг в друге. А в результате фактически любой роман оказывается притчей о вневременном и надиндивидуальном, если угодно (впрочем, с таким же успехом можно сказать: о всегдашнем и общечеловеческом).
Tags: книжки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments