Квакль-бродякль (kvakl_brodakl) wrote,
Квакль-бродякль
kvakl_brodakl

Category:

"Покаяние" (1984) Тенгиза Абуладзе

Сегодня в кинолектории Аркадия Малера при духовно-просветительском центре "Богоявление" смотрели и обсуждали фильм Тенгиза Абуладзе "Покаяние".
Я помню, насколько сильное впечатление произвёл на меня этот фильм при первом просмотре в поздние восьмидесятые. И должна сказать, что сейчас это впечатление ничуть не меньше. Более того, обращаешь внимание на новые детали, явно упущенные при первом просмотре (в том числе и потому, что мне было лет на тридцать меньше), а лекция Аркадия и дальнейшее обсуждение позволило углубить некоторые детали и символические образы.
Для меня оказалось неожиданностью, что Варлама и Авеля играет один актёр, это, конечно, косвенно свидетельствует о моей невнимательности, но и демонстрирует совершенную гениальность исполнителя. Чрезвычайно любопытным оказалось замечание о том, что грузинской фамилии Аравидзе не существует, в переводе это значит "Никто". Пожалуй, ещё более рельефно высветились моменты, связанные с метафорой земли: Сандро и Нино в сне Нино пытаются спрятаться в земле на свежевспаханном поле, Сандро произносит "они нас из под земли достанут", превращая видение в метафору, а их дочь считает смыслом своей жизни сделать так, чтобы Варлам не упокоился в земле.
И всё-таки я всегда иначе понимала финал фильма. Аркадий интерпретировал самоубийство Торнике как показатель того, что путь, предложенный героиней, не выход и ведёт в тупик, а кольцевую композицию - в том плане, что, услышав слова "зачем нужна улица, которая не ведёт к храму", она решается на месть. Мне кажется, что кольцевая композиция свидетельствует о том, что вся эта история - ещё одно видение в многослойном наборе видений этого фильма.
- Это улица Варлама. Не эта улица ведёт к храму, - говорит героиня страннице.
Метафора дороги как духовного пути актуальна в том числе и для осмысления пути не только индивидуального, но и родового, и судьба трёх поколений Аравидзе демонстрирует именно этот тезис: к правильной цели ведёт не эта дорога. Каждый из трёх представителей трёх поколений это осознаёт, поскольку каждый приходит к пониманию не того пути: Варлам в его безумной боязни солнечного света, Авель, в конечном счёте выбрасывающий труп своего отца, и Торнике, кончающий с собой. На пороге этого "не того пути" героиня как раз оказывается способна остановиться и вернуться к своим тортам, т.е. не идти "улицей Варлама".
Tags: фильмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments