Квакль-бродякль (kvakl_brodakl) wrote,
Квакль-бродякль
kvakl_brodakl

Category:

"Легенда о Коловрате"

Что делает обычный человек, в середине дня субботы завершивший рабочую неделю, в которой было 42 аудиторных часа?
Правильно, идёт в кино!
В Москве мои последние недели перед командировкой были настолько суматошные, что на "Легенду о Коловрате" я не выбралась, поэтому мы с подругой запланировали её здесь на сегодня и с успехом реализовали план.
И мы должны сказать, что фильм нам понравился.
Очень красиво снятое кино-легенда, съёмки отличные, картинка замечательная, цвета впечатляют, совершенно невероятная золотая осень, ещё более дивная белоснежная зима, шикарные панорамные кадры. Смотреть фильм, конечно же, надо на большом экране.
Актёры играют прекрасно, каждый образ очень логичен, вплоть до второстепенных персонажей, каждый на своём месте. Костюмы тоже производят впечатление, отсутствие вечной грязи, ассоциирующейся со Средневековьем у некоторых российских режиссёров, радует чрезвычайно.
Но главное, конечно, не это. Фильм - не историческое кино как таковое (на чём, как я понимаю, создатели категорически настаивают, и правильно делают), фильм - легенда, он передаёт не столько события, сколько их дух, и передаёт настолько хорошо, что, честно говоря, трудно к чему-то придраться.
По ходу дела могу заметить, что я бы, пожалуй, сделала бы историю посольства Фёдора Юрьевича к Батыю более близкой к древнерусскому тексту: на мой взгляд, было бы правильно показать эту дипломатическую игру, когда Батый требует всё большего и наконец обращается к Фёдору со знаменитым: "Дай мне, княже, ведети жены твоей красоту". Тогда и вспыльчивость Фёдора не выглядела бы спонтанной, и психологический рисунок эпизода мог бы получиться более глубоким.
История, известная по знаменитой "Повести о разорении Рязани Батыем", рассказывается иначе: Евпатий Коловрат сопровождает Фёдора в его посольстве, а не Ингваря в Чернигове, Ингварем вообще пожертвовали, пятидневная осада Рязани остаётся за кадром и явно длится существенно меньше, но в данном случае это не имеет принципиального значения, поскольку дух рязанской трагедии передан вполне достоверно. Радостный, светлый, прянично-сусальный город-образ превращается в пепелище, по нему - и по всей привычной, обыденной, повседневной русской жизни - катком проходит огромная батыева армия, поскольку на ханской карте уже обозначена великая будущая империя. Рязань, как и другие русские города, вроде бы готовится к беде (недаром фильм начинается с упоминания битвы на Калке, которая воспринималась именно как начало "свершения преждереченного", как предвестие грядущего Апокалипсиса).
- Что, батюшка, война? - тревожно спрашивает Юрия Рязанского молоденькая дочь.
И князь отвечает:
- Посмотрим...
А после просит участников посольства к Батыю выиграть хотя бы пару дней, чтобы успеть отремонтировать одну из городских башен.
Очень хорошо показано, как евпатиевы посланники пытаются убедить других князей объединить усилия перед лицом страшной опасности и получают ответ:
- Я дам тебе свежего коня, но моё войско нужно мне в моём городе.
Авторы фильма делают ещё более контрастной разницу в численности войска.
- Сколько, говоришь, людей у твоего десятника?
- Два десятка!
- Два десятка - чего? Тысяч?
- Два десятка ратников. Но каждый стóит сотни!
На мой взгляд, перевод на современный язык древнерусской воинской формулы "Один бьётся с тысячей, а два - с тьмою" вполне адекватный :).
Самое потрясающее, что в фильме удивительным образом передано основное настроение "Повести о разорении Рязани", невероятно сложное и редко до конца понятное современному читателю. Это рассказ о страшном горе, об огромной трагедии, который при этом удивительным, даже парадоксальным образом оказывается исполнен оптимистической надежды. Эта надежда в фильме показана в более зримых, конкретных образах - в спасающихся на санях под парусом детях, с которых начнётся новая Рязань, в намёке на Ледовое побоище пять лет спустя в финальных кадрах - наверное, это более прямолинейно, чем в древнерусском тексте, но у кинематографа всё же свои законы.
Мне кажется, что в плюс фильму ещё и то, что он показывает героизм в обыденности. Дело вовсе не в слогане о том, что героем может стать каждый (Евпатий - в фильме ли, в древнерусском тексте ли - всё-таки, не "каждый", а профессиональный воин, окружённый такими же профессиональными воинами; "каждые" воют после того, как в сожжённой Рязани Евпатий и его люди убивают ордынцев, посланных добивать оставшихся в живых, что, когда монголы вернутся, они будут мстить за своих и убьют их). Но война вторгается в обычную повседневность, ломает привычную жизнь и в конечном счёте не оставляет выбора тому, кто пытается остаться человеком. И невозможность победы не означает обязательного поражения: об этом, собственно, и говорят и древнерусская повесть, и фильм.
И ещё - как это и бывает в жизни - потрясающие постоянные переходы от смешного к страшному. Например, когда перед началом последнего сражения происходит комический диалог:
- Какой сегодня день?
- Пятница.
- Мне нельзя умирать в пятницу.
- Тогда - суббота.
Или когда один из воинов Евпатия умирает с забавной частушкой на устах:
Все пошли — и я пошел.
Все нашли — и я нашел.
А сегодня поутру
все помрут — и я помру.
Батый, с моей точки зрения, просто прекрасен. Кстати, весь фильм ждала, когда же он будет есть обещанную в критических рецензиях картошку, - не дождалась :). Опять же, можно сколько угодно говорить про антиисторизм, но легенда мыслит не фактами, а образами, а образ, мне кажется, можно считать практически стопроцентным попаданием. Кадр со спины, показывающий вьющегося по плащу дракона, - шедевр. Конфликт менталитетов, духа разных культур показан чрезвычайно удачно. В монголах - организованность, жёсткий порядок, работающая вертикаль. В русских - стихийность, природное начало (и снежная буря, и медведь оказываются чрезвычайно уместны), естественный героизм в безнадёжной ситуации. В несомненную заслугу фильму я бы поставила и то, что в нём нет отрицательных персонажей и сюжет (а ведь наверняка был такой соблазн) не сводится к борьбе добра со злом, это конфликт культур, менталитетов, личностей, и целью оказывается именно полноценно показать обе стороны.
По мне так совершенно немотивирована периодическая амнезия Евпатия, происходящая от ранения при первой встрече с монголами ещё ребёнком 13 лет назад, без этой сюжетной странности фильм ничего не проиграл бы, а может быть даже и выиграл бы, но даже это я вполне готова простить.
В том числе - и за шикарную финальную сцену между Евпатием и Батыем.
UPD. Моя рецензия на фильм в "Фоме"
Tags: ссылки, фильмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments