?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Легенда о Коловрате"

Что делает обычный человек, в середине дня субботы завершивший рабочую неделю, в которой было 42 аудиторных часа?
Правильно, идёт в кино!
В Москве мои последние недели перед командировкой были настолько суматошные, что на "Легенду о Коловрате" я не выбралась, поэтому мы с подругой запланировали её здесь на сегодня и с успехом реализовали план.
И мы должны сказать, что фильм нам понравился.
Очень красиво снятое кино-легенда, съёмки отличные, картинка замечательная, цвета впечатляют, совершенно невероятная золотая осень, ещё более дивная белоснежная зима, шикарные панорамные кадры. Смотреть фильм, конечно же, надо на большом экране.
Актёры играют прекрасно, каждый образ очень логичен, вплоть до второстепенных персонажей, каждый на своём месте. Костюмы тоже производят впечатление, отсутствие вечной грязи, ассоциирующейся со Средневековьем у некоторых российских режиссёров, радует чрезвычайно.
Но главное, конечно, не это. Фильм - не историческое кино как таковое (на чём, как я понимаю, создатели категорически настаивают, и правильно делают), фильм - легенда, он передаёт не столько события, сколько их дух, и передаёт настолько хорошо, что, честно говоря, трудно к чему-то придраться.
По ходу дела могу заметить, что я бы, пожалуй, сделала бы историю посольства Фёдора Юрьевича к Батыю более близкой к древнерусскому тексту: на мой взгляд, было бы правильно показать эту дипломатическую игру, когда Батый требует всё большего и наконец обращается к Фёдору со знаменитым: "Дай мне, княже, ведети жены твоей красоту". Тогда и вспыльчивость Фёдора не выглядела бы спонтанной, и психологический рисунок эпизода мог бы получиться более глубоким.
История, известная по знаменитой "Повести о разорении Рязани Батыем", рассказывается иначе: Евпатий Коловрат сопровождает Фёдора в его посольстве, а не Ингваря в Чернигове, Ингварем вообще пожертвовали, пятидневная осада Рязани остаётся за кадром и явно длится существенно меньше, но в данном случае это не имеет принципиального значения, поскольку дух рязанской трагедии передан вполне достоверно. Радостный, светлый, прянично-сусальный город-образ превращается в пепелище, по нему - и по всей привычной, обыденной, повседневной русской жизни - катком проходит огромная батыева армия, поскольку на ханской карте уже обозначена великая будущая империя. Рязань, как и другие русские города, вроде бы готовится к беде (недаром фильм начинается с упоминания битвы на Калке, которая воспринималась именно как начало "свершения преждереченного", как предвестие грядущего Апокалипсиса).
- Что, батюшка, война? - тревожно спрашивает Юрия Рязанского молоденькая дочь.
И князь отвечает:
- Посмотрим...
А после просит участников посольства к Батыю выиграть хотя бы пару дней, чтобы успеть отремонтировать одну из городских башен.
Очень хорошо показано, как евпатиевы посланники пытаются убедить других князей объединить усилия перед лицом страшной опасности и получают ответ:
- Я дам тебе свежего коня, но моё войско нужно мне в моём городе.
Авторы фильма делают ещё более контрастной разницу в численности войска.
- Сколько, говоришь, людей у твоего десятника?
- Два десятка!
- Два десятка - чего? Тысяч?
- Два десятка ратников. Но каждый стóит сотни!
На мой взгляд, перевод на современный язык древнерусской воинской формулы "Один бьётся с тысячей, а два - с тьмою" вполне адекватный :).
Самое потрясающее, что в фильме удивительным образом передано основное настроение "Повести о разорении Рязани", невероятно сложное и редко до конца понятное современному читателю. Это рассказ о страшном горе, об огромной трагедии, который при этом удивительным, даже парадоксальным образом оказывается исполнен оптимистической надежды. Эта надежда в фильме показана в более зримых, конкретных образах - в спасающихся на санях под парусом детях, с которых начнётся новая Рязань, в намёке на Ледовое побоище пять лет спустя в финальных кадрах - наверное, это более прямолинейно, чем в древнерусском тексте, но у кинематографа всё же свои законы.
Мне кажется, что в плюс фильму ещё и то, что он показывает героизм в обыденности. Дело вовсе не в слогане о том, что героем может стать каждый (Евпатий - в фильме ли, в древнерусском тексте ли - всё-таки, не "каждый", а профессиональный воин, окружённый такими же профессиональными воинами; "каждые" воют после того, как в сожжённой Рязани Евпатий и его люди убивают ордынцев, посланных добивать оставшихся в живых, что, когда монголы вернутся, они будут мстить за своих и убьют их). Но война вторгается в обычную повседневность, ломает привычную жизнь и в конечном счёте не оставляет выбора тому, кто пытается остаться человеком. И невозможность победы не означает обязательного поражения: об этом, собственно, и говорят и древнерусская повесть, и фильм.
И ещё - как это и бывает в жизни - потрясающие постоянные переходы от смешного к страшному. Например, когда перед началом последнего сражения происходит комический диалог:
- Какой сегодня день?
- Пятница.
- Мне нельзя умирать в пятницу.
- Тогда - суббота.
Или когда один из воинов Евпатия умирает с забавной частушкой на устах:
Все пошли — и я пошел.
Все нашли — и я нашел.
А сегодня поутру
все помрут — и я помру.
Батый, с моей точки зрения, просто прекрасен. Кстати, весь фильм ждала, когда же он будет есть обещанную в критических рецензиях картошку, - не дождалась :). Опять же, можно сколько угодно говорить про антиисторизм, но легенда мыслит не фактами, а образами, а образ, мне кажется, можно считать практически стопроцентным попаданием. Кадр со спины, показывающий вьющегося по плащу дракона, - шедевр. Конфликт менталитетов, духа разных культур показан чрезвычайно удачно. В монголах - организованность, жёсткий порядок, работающая вертикаль. В русских - стихийность, природное начало (и снежная буря, и медведь оказываются чрезвычайно уместны), естественный героизм в безнадёжной ситуации. В несомненную заслугу фильму я бы поставила и то, что в нём нет отрицательных персонажей и сюжет (а ведь наверняка был такой соблазн) не сводится к борьбе добра со злом, это конфликт культур, менталитетов, личностей, и целью оказывается именно полноценно показать обе стороны.
По мне так совершенно немотивирована периодическая амнезия Евпатия, происходящая от ранения при первой встрече с монголами ещё ребёнком 13 лет назад, без этой сюжетной странности фильм ничего не проиграл бы, а может быть даже и выиграл бы, но даже это я вполне готова простить.
В том числе - и за шикарную финальную сцену между Евпатием и Батыем.
UPD. Моя рецензия на фильм в "Фоме"

Comments

( 29 комментариев — Оставить комментарий )
girafanya
16 дек, 2017 19:55 (UTC)
ужас, какая у тебя нагрузка. У меня в Томске такая была и 30 долларов в месяц. Но мне нравилось и тогда я не уставала даже
kvakl_brodakl
16 дек, 2017 20:00 (UTC)
Ну, это во время командировки только настолько всё жёстко :).
Хотя в принципе у меня осенний семестр гораздо насыщеннее, почти всё время больше 20 часов в неделю, но таких цифр, как здесь, конечно, в обычной жизни я стараюсь избегать :).
girafanya
16 дек, 2017 20:03 (UTC)
у тебя лекции, наверное, сейчас. У меня в Томске была практика и лабораторные работы - это все же не так тяжело.
kvakl_brodakl
16 дек, 2017 20:04 (UTC)
Ну как, примерно 2/3 - лекции, 1/3 - семинары, на которых мы разбираем древнерусские тексты.
daria_mend
16 дек, 2017 20:58 (UTC)
Библеизм это: "один с тысячей, а два - с тьмою". Только потеряла, и обратно найти не могу.
kvakl_brodakl
16 дек, 2017 21:04 (UTC)
Что не отменяет функцию древнерусской воинской формулы, мне кажется :).
incarcerous_fic
16 дек, 2017 23:20 (UTC)
О, какое чудное описание! Прям пойти захотелось!
kvakl_brodakl
17 дек, 2017 08:09 (UTC)
У вас, небось, не показывают, а фильм, на мой взгляд, проигрывает не на большом экране :).
incarcerous_fic
17 дек, 2017 09:39 (UTC)
У нас-то точно нет. А может, повезет, и прокат продлится до Рождества хотя бы :) тогда дома и поглядим )
kvakl_brodakl
17 дек, 2017 10:18 (UTC)
Как-то сейчас быстро прокат заканчивается, по моим наблюдениям. Я порадовалась, что я здесь его ещё в активной фазе застала :). Хотя - кто знает, кто знает :-).
Правда - хорошая сказка-сказка :).
antigona88
17 дек, 2017 13:35 (UTC)
Вот и мне. А в наших кинотеатрах, кажется, уже прошло.
kvakl_brodakl
17 дек, 2017 13:40 (UTC)
Сейчас как-то очень быстро проходят фильмы, несколько раз удивлялась тому, что не успевала что-то посмотреть, хотя мне казалось, что не так уж долго я и раскачивалась :).
(Анонимно)
17 дек, 2017 03:18 (UTC)
О роли личности... Во всем...
Анечка, взяли и развернули мое почти сложившееся нежелание идти и смотреть (как думалось!) на очередную кинематографическую "клюкву" на историческую тему. Понравилась мысль о том, что это фильм-легенда (не то как было, а то как хотелось, чтобы было (совсем в духе фольклорного видения исторического процесса!). Теперь обязательно посмотрю, а там как сложится...
kvakl_brodakl
17 дек, 2017 08:14 (UTC)
Re: О роли личности... Во всем...
Я сама не ожидала, признаться. Мы шли повеселиться, я была довольно сильно предубеждена - а вон оно как оказалось :).
Я бы сказала только, что не совсем "не как было, а как хотелось бы, чтобы было", скорее "не факты, но дух и образы эпохи".
(Анонимно)
17 дек, 2017 16:11 (UTC)
Спасибо Вам! Шикарная рецензия!!!
Спасибо Вам! Шикарная рецензия!!!
kvakl_brodakl
17 дек, 2017 17:26 (UTC)
Re: Спасибо Вам! Шикарная рецензия!!!
Спасибо на добром слове :-).
(Анонимно)
17 дек, 2017 16:37 (UTC)
Спасибо. Сам бы точно не посмотрел, а посмотревши, без вашей рецензии кое-что понял бы превратно. Увидел интересный европейский эпос в стиле Эйзена и Ланга.
kvakl_brodakl
17 дек, 2017 17:28 (UTC)
Спасибо!
Эйзен и Ланг - это про кино? Я совсем не знаток, признаться...
(Анонимно)
17 дек, 2017 18:11 (UTC)
"Нибелунги" Ф.Ланга - киношный канон эпоса, вдруг явленный в полном объеме в Германии в 1924г. Крестоносный плащ с драконом (китайцы, говорят, немцы Востока), усекновение Магистры и другие приятности, конечно, от Эйзенштейна. Канон не допускает средневековой грязи, завершенность и чистота рисунка в нем становятся основой правдоподобия легенды. Это сугубое имхо, к Нибелунгам (в кино) у нас относятся с подозрением.

https://www.youtube.com/watch?v=bIFy25N0_vg
kvakl_brodakl
17 дек, 2017 18:54 (UTC)
Любопытно :).
Подозреваю, там любопытные вещи могут получиться, если посмотреть на это кино с точки зрения цитат из разных фильмов, но я тут не берусь даже пытаться начинать.
Я вижу только немного "Властелина колец" с "Хоббитом", разумеется.
k_istine_icxc
17 дек, 2017 18:46 (UTC)
однозначно можно сказать, исходя из фильма?
Коловрат - подкаблучник, полностью зависимый от жены, живущий по тому, что ему жена «вспомнит» и что укажет. См. сцена с воспоминанием, сцена проводов
Коловрат - плохой воин, который тринадцать последних лет ночевал под крышей с женой, а весь дни занимался боевым цирком пред рязянскими бабами и подкаблучниками. Считаем «подвиги» героя:
- не послушался приказа командира дозора скрыться;
- не прикрывал и допустил гибель князя Федора;
- постоянно подставлялся, выступая приманкой и без щита (для монголов лук основное оружие);
- подставился и пошел к мертвому «везунчику» один без разведки, даже не понял, что засада;
- вместо успешной (монголы уже были все «на измене»!) партизанкой, выматывающей борьбы, устроил тупейшее самоубийство всех людей на холме.
Коловрат – десятник с огромным неадекватным самомнением о себе, думающий, что он может даже князьями других городов управлять.
Коловрат - воин-самоубийца, которым движет именно желание умереть, а не желание убить максимальное количество врагов.
Вы понимаете, какого лжегероя русским талантливо подсунул в красивой обертке Джаник Файзиев? И урусы сожрали эту зараженную конфетку, да еще попросили, да еще призывают детей вести, чтобы и они, дети, неимеющие критического мышления, сожрали эту идеологическую диверсию!
kvakl_brodakl
17 дек, 2017 18:51 (UTC)
Очень смешно :-))). Спасибо, развеселили :-).
k_istine_icxc
18 дек, 2017 07:10 (UTC)
И Вам спасибо! Еще раз убедили, что такой дурной клювкой могут восхищаться женщины, для которых что пулемет, что гранатомет - все едино, и их подкаблучники...
kvakl_brodakl
19 дек, 2017 15:21 (UTC)
Применительно к данному времени, наверное, актуальнее привести в пример разницу между мечом и саблей, например :).
(Анонимно)
18 дек, 2017 11:56 (UTC)
Я ходила последний раз в к/тр лет так ...надцать назад. Не принимаю эту "культуру" с попкорнами ..
На Легенду попала практически случайно - с учениками.
Это здорово! В одном месте вырвались сами собой аплодисменты - так ведь дети поддержали!!
Мне, если честно, тоже немного не хватило - образ княгини Евпраксии, причисленной к лику святых, прописан совсем бледно. НО! Наверное, это оправдано. Легенда ведь! Не стоит смешивать разные жанры.
А по поводу амнезии - недавно в комментариях прочла: амнезия -наша болезнь, россиян 20-21 века. Очнитесь! Помните! Кто вы, откуда, как и с Кем!
Кстати, давайте женские образы фильма не занижать! И Настя и Лада - дивные жены русские!
Как в ставку провожала! Легко, светло -возвращайся, хочу новую свистульку! Это же подвиг, господа! Обычный женский подвиг! Каждый день!!!! 13лет!!!! Как с младенцем!!!! А погибла как? Как свечечка сгорела - и свет и тепло дала нам всем!
Поклон до земли за такой фильм!
kvakl_brodakl
19 дек, 2017 15:07 (UTC)
Любопытно (простите!): а в каком месте захотелось аплодировать?
taimyr
7 май, 2018 16:18 (UTC)
наверно, когда медведь пришёл помогать
sokol_iz_narnii
23 янв, 2018 02:39 (UTC)
Квакль, привет! Чуток а развитие темы. Во времена СССР был снят очень душевный мультфильм - "Сказ о Евпатии Коловрате" (1982), - тоже, как мне кажется, в духе легенды. Я его ещё в подростковом возрасте смотрел, один раз, и с удовольствием пересмотрел снова. Если не видела, - посмотри, - всего на 17 минут мультфильм:



А в 1988 году появился диафильм - "Сказание о Евпатии Коловрате":
http://diafilmy.su/578-skazanie-o-evpatii-kolovrate.html
taimyr
7 май, 2018 16:19 (UTC)
посмотрел, хороший фильм. Захотелось рецензию вашу перечитать.
( 29 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

Рабочее
kvakl_brodakl
Квакль-бродякль
Филфак МГУ

Latest Month

Август 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Мои стихи и проза

Разработано LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek