?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"...о полку..."

Чем дальше, тем труднее идёт у нынешних студентов "Слово о полку Игореве". Бывали годы, когда мы здесь читали его занятий пять, наверное (а то и шесть): вдумываясь в комментарии, рассматривая разные версии, обсуждая варианты чтения и перевода. Было непросто, но любопытно. В Москве всегда получалось не больше четырёх, но и стабильно не меньше. Однажды ко мне на древнерусские семинары ходила девочка с истфака, которая рассказала, что у них есть семинар, на котором "Слово" читают то ли семестр, то ли год, я впечатлилась страшно и даже позавидовала немножко, что у нас нет столько времени на это.
Потом я заметила, что и четыре пары идут тяжело, так что постепенно их стало три.
С этого года я укладываюсь в две. Причём и в Москве, и здесь (здесь, поскольку за мной и лекции, и семинары, я более свободна во времени). И сегодня у меня были эти две пары, и шли они весьма со скрипом.
Причём все остальные тексты идут вполне нормально.
Нет, "Задонщина" ещё с трудом, подумываю, не дать ли на этот раз по "Задонщине" доклады, хотя я не очень люблю эту форму семинаров, мне больше нравится аналитическое медленное чтение (ну, насколько возможно медленное, если пара - полтора часа).
Не могу понять, что настолько изменилось в отношении именно этого текста...

Comments

( 21 комментарий — Оставить комментарий )
chan_paisa
14 дек, 2017 18:18 (UTC)
очень плохо, очень

это же Университетская программа все же, а не рабфак - ну какие, право, 2 пары на Слово
литпамятников Руси и так ничтожно мало от нестеровой Повести, а тут фундаментальные вещи, причем о точно датируемых, поворотных событиях
kvakl_brodakl
14 дек, 2017 18:22 (UTC)
Вообще-то программа предполагает за семестр пройти семь веков, т.е. от Повести временных лет до Симеона Полоцкого включительно, там есть что почитать.
chan_paisa
14 дек, 2017 18:28 (UTC)
угу, вот оно что
то-есть тут предполагалась некая причинно-следственная связь, по-видимому
kvakl_brodakl
14 дек, 2017 18:31 (UTC)
Раньше я распределяла семинары так, чтобы "Слово" прочитать целиком и довольно подробно, сейчас в освобождающееся время мы успеваем почитать другие тексты, которые раньше не успевали.
Некоторые мои коллеги вообще "Слово" не берут на семинарах, потому что сомнительный это текст с точки зрения времени создания :).
rayskiy_sergei
14 дек, 2017 19:28 (UTC)
Нынешний студент уже не торт, как и нынешний школьник. Я за десять лет уже не помню сколько раз облегчал, даже примитивизировал контрольные работы. А в трёх из пяти классов, с которыми я сейчас имею дело, бесполезно задавать даже простейшие вопросы на понимание текста.
kvakl_brodakl
14 дек, 2017 20:11 (UTC)
Как ни странно, я в принципе этого не замечаю, меня удивляет, что проблемы возникают именно с этим конкретным текстом.
"Повесть временных лет" читается на "ура", как и раньше, жития идут хорошо, а вот "Слово" и "Задонщина" - со страшным скрипом, и чем дальше - тем хуже.
rayskiy_sergei
14 дек, 2017 20:12 (UTC)
Возможно, это потому, что "Слово..." есть в школьной программе, а "Задонщина" стилистически близка.
kvakl_brodakl
14 дек, 2017 20:35 (UTC)
Ну так, вроде бы, тогда должно работать узнавание какое-то, хоть какие-то следы знакомства с текстом, хоть какие-то воспоминания о том, что там к чему - а нет совсем. Есть ощущение проворачивания какой-то вязкой бесформенной массы, особенно когда я пытаюсь выудить, кто из князей чем им памятен. Вроде бы, на первом семинаре всегда говорю, что читать надо так, чтобы не было вопросов к тексту, а потом оказывается, что на элементарном уровне - кто из князей имеется в виду - не посмотрели...
rayskiy_sergei
14 дек, 2017 20:56 (UTC)
Готового ответа у меня нет. Ясно, что на каком-то этапе что-то выпало, а вот что?
kvakl_brodakl
15 дек, 2017 09:46 (UTC)
Вот и у меня нет, поделилась ощущениями...
(Анонимно)
14 дек, 2017 19:57 (UTC)
"...о Роланде..." тоже не потянула бы на пять занятий.

Такая политизированная версия.
kvakl_brodakl
14 дек, 2017 20:11 (UTC)
Да? А мне кажется, потянула бы вполне :-).
maiorova
14 дек, 2017 20:34 (UTC)
А чем объясняется скрип?
kvakl_brodakl
14 дек, 2017 20:39 (UTC)
Не понимают, о ком речь, какие князья имеются в виду, не помнят событий по курсу истории, не представляют себе обстоятельств времени - и не хотят разбираться. Т.е. в случае ПВЛ - хотят и разбираются, а здесь - сопротивление какое-то получается. Написала выше - ощущение проворачивания какой-то вязкой бесформенной массы...
livejournal
14 дек, 2017 20:37 (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal.
Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
rtnm_r
14 дек, 2017 23:20 (UTC)
Это, вероятно, тот же самый токсикоз от произведений из школьной программы, который мешает повзрослевшим бывшим школьникам перечитать "Преступление и наказание" (даже если остальной Достоевский читается на одном дыхании). Детская травма, от которой при перечитывании школьных книг происходит какое-то отупление и оглупление.
kvakl_brodakl
15 дек, 2017 09:45 (UTC)
Даже не знаю, поскольку оно и раньше же входило в школьную программу...
incarcerous_fic
15 дек, 2017 07:02 (UTC)
а мне, помнится, было интересно ) как и ПВЛ примерно )
kvakl_brodakl
15 дек, 2017 09:45 (UTC)
Да и мне интересно обычно (было).
Но когда тяжело идёт, преподавателю ещё тяжелее, чем группе...
mka
15 дек, 2017 11:50 (UTC)
Странно то, что именно к этому тексту такое отношение. То, что студенты не помнят князей или не соотносят события с временем, уже не удивляет.
kvakl_brodakl
15 дек, 2017 19:10 (UTC)
На самом деле, там же много что есть обсудить и помимо конкретных князей (хотя раньше в большей степени читали комментарии, конечно же), но вчера даже плачи Ярославны был не айс :(((.
( 21 комментарий — Оставить комментарий )

Profile

Рабочее
kvakl_brodakl
Квакль-бродякль
Филфак МГУ

Latest Month

Август 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Мои стихи и проза

Разработано LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek