?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Роман Платона Беседина "Дети декабря" - книга, в которую ты погружаешься сразу, целиком и без остатка. Она накрывает, как ледяной волной, болью самой страшной трагедии нашего времени, показанной через судьбы обычных - слишком простых в своей бытовой приземлённости, слабых и нерешительных, вроде как вовсе не героев - людей, по чьим судьбам и жизням проходит война.
В романе пять самостоятельных повестей, объединённых временем и местом действия. На мой взгляд, наиболее пронзительными оказываются первая и последняя. Они эмоционально закольцовывают роман как целое. При этом первая - "Стучаться в двери травы" - в наибольшей степени "задета" войной (первая фраза, задающая тон и всей повести, и всему роману: "Когда начались обстрелы, наш дом задело одним из первых"; разрушенный войной дом - это и реальность, и метафора, наш дом действительно разрушило этой войной, даже если мы живём за тысячи километров от канонады за прочными железобетонными стенами), историю четырнадцатилетнего беженца, потерявшего дом, друга, родину, осознающего в этой череде потерь своё взросление и ответственность за растерянную несчастную мать, невозможно читать без слёз. В последней - "Красный уголь" - война проходит по касательной: то, что случилось, могло случиться в самой обычной жизни и без всякой войны, но, кажется, именно короткое соприкосновение с ней (ночь на балконе, звуки перестрелки и пронзительный крик) пробуждает у героя особую чуткость к жизни, своей и чужой.
В центре внимания в любой из пяти повестей - человек, его внутренний мир, его переживания, его поиски и потери. Каждый из героев ищет себя, свой путь, свою правду. Кто-то - на киевских площадях в декабре 2013-го ("Дети декабря"), кто-то - в попытках построить себе убежище, чудо-библиотеку, в которой можно закрыться от мира, как в башне из слоновой кости; вот только убежище это призрачно, а ломающаяся повседневность в чём-то страшнее вычитанной из сологубовской мистики чёрной тени ("Мебель", пожалуй, далась мне тяжелее всего, поскольку уводит в такие глубины, в которые я бы предпочла даже не заглядывать). В каждой из повестей герой оказывается в пути: этот путь одновременно оказывается и путём к самому себе, и символом странной (от слова странствовать) и вечной неприкаянности, поскольку это движение прекращается только со смертью.
Конфликт, разделивший людей и поляризовавший общество, Платон Беседин показывает глазами обычного человека, оказавшегося в этом вихре событий, в этом водовороте против воли. Этот человек оказывается способен преодолеть пропагандистские штампы (Смятин и Лина в Киеве пьют крымский "Коктебель" под тост "Давай лучше за укропов и ватников"), попытаться услышать другого (повесть "Дети декабря" заканчивается миролюбивым жестом одного из героев и словами "Может быть, просто поговорим?.."). Вот только встать над схваткой не получится изнутри схватки, и это тоже показывается в романе с особой пронзительностью очевидца и участника.

Метки:

Comments

( 10 комментариев — Оставить комментарий )
ks_wintersports
3 ноя, 2017 20:51 (UTC)
Здорово. Интересная рецензия. Надо сделать закладку с собственно произведением.
kvakl_brodakl
3 ноя, 2017 21:01 (UTC)
Я очень сильно впечатлена, признаюсь. Даже не ожидала...
soglyadataj
3 ноя, 2017 22:42 (UTC)
А зачем он БорисБорисыча приплел к этой теме?
kvakl_brodakl
4 ноя, 2017 09:22 (UTC)
Поэтика заглавий - вещь насквозь интертекстуальная :-))).
(Анонимно)
4 ноя, 2017 15:30 (UTC)
"Конфликт, разделивший людей и поляризовавший общество, Платон Беседин показывает глазами обычного человека, оказавшегося в этом вихре событий, в этом водовороте против воли. Этот человек оказывается способен преодолеть пропагандистские штампы (Смятин и Лина в Киеве пьют крымский "Коктебель" под тост "Давай лучше за укропов и ватников")".
Так еще можно было написать примерно до августа 2014, но сейчас уже звучит анахронизмом: война меняет сознание быстро и необратимо, как радиация - только не физическая, а душевная. "Конфликт, поляризовавший общество", - это в Москве, а в Киеве это война. И я совершенно не представляю такой тост в Киеве, даже в русскоязычной среде, где продолжают общаться с российскими родственниками и коллегами. П.П.
kvakl_brodakl
4 ноя, 2017 15:49 (UTC)
Наверное, Вы правы...
Я могу представить такой тост и в Москве, и в Севастополе. Но мне всего не видно, конечно.
(Анонимно)
4 ноя, 2017 19:58 (UTC)
Ну, мне тоже всего не видно, и здесь люди разные реагируют по-разному. Но я ведь совсем не о политике, а о стилистике, что ли. У Вас уже во втором предложении "боль", я вообще читать книгу не стану именно потому, что и без нее больно, а двое из четверых комментаторов Вашего поста написали "интересный", "интересно". П.П.
kvakl_brodakl
4 ноя, 2017 21:44 (UTC)
Я уже второй комментарий думаю о том, как на самом деле трудно подобрать слова.
chepuhovinka
4 ноя, 2017 18:20 (UTC)
Интересно. Пошла читать, спасибо!..)
kvakl_brodakl
4 ноя, 2017 18:34 (UTC)
Вовсе не за что!
( 10 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

Рабочее
kvakl_brodakl
Квакль-бродякль
Филфак МГУ

Latest Month

Май 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Мои стихи и проза

Разработано LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek