Квакль-бродякль (kvakl_brodakl) wrote,
Квакль-бродякль
kvakl_brodakl

Школьники и Иван Грозный

По традиции уже третий год (в последнее время - именно об эту пору, по весне) читаю лекцию по древнерусской литературе в Димитриевской православной школе.
На этот раз попросили про переписку Ивана Грозного с Андреем Курбским. Я вынесла основные фрагменты текстов в презентацию и, как обычно, решила, что, как оно пойдёт, будет ясно только по ходу дела. Планировала где-то на 45-50 минут, получилось скорее в районе часа. Слушали ребята хорошо, хотя местами мне казалось, что реакция должна была бы быть более живой.
После лекции учителя спрашивали меня, есть ли психологическая разница при выступлении перед школьниками и первокурсниками. Я сказала, что у школьников очень хорошо понимаешь, даже не глядя на часы, когда прошло 45 минут :-).
А вот с вопросами вышло забавно. На первом ряду сидели три активных мальчика из разных классов, которые оказались поклонниками правления Грозного и решили отстоять его в глазах аудитории. Были произнесены знаменитые аргументы про то, что погибло "всего-то пять тысяч человек" (правда, на этих словах по аудитории всё же прошло возмущённой волной: "Всего-то!!!"), о чём есть точные статистические сведения, и "по сравнению с Европой и Варфоломеевской ночью..."
С точными статистическими сведениями, конечно, Бог с ними, можно начитаться г-на Мединского и принять его как данность (тем более, что, в отличие от профессиональных историков, обычно заканчивающих свои рассуждения тезисом о том, что вопрос о статистике жертв Ивана Грозного остаётся открытым, г-н министр решителен, категоричен и безапелляционен в своих высказываниях).
Но вот от уверенной фразы: "Он же казнил изменников и предателей, что же, их не надо казнить?!" - мне, признаться, как-то не по себе. Попыталась объяснить, что не все, кто с точки зрения власти предатели, на самом деле таковы, что не каждый, кто осуждает власть, изменник, но, кажется, не преуспела. Юношеский максимализм, конечно, понятен, но в таких вопросах несколько пугающ...
Поговорили и про то, почему у того же Карамзина Иван - Грозный, а Пётр - Великий, отвлеклись государственническую мифологию этих двух исторических персонажей в XVIII веке и на меняющиеся взгляды Карамзина же. В общем, много чего походя обсудили :).
А кстати, откуда теперь берут абсолютно безапелляционно транслируемый тезис о том, что Андрей Курбский за границей перешёл в католичество? Беглый поиск не обнаруживает этого даже у Мединского.
Tags: профессиональное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments