Квакль-бродякль (kvakl_brodakl) wrote,
Квакль-бродякль
kvakl_brodakl

Category:

"Ростовское действо" в Камерном музыкальном театре имени Б.А.Покровского

"Рождественская драма", известная также под названиями "Комедия на Рождество Христово" или "Перемена непостоянного мира сего, гордости сетьми в маловременной жизни человеков уловляющая, в вечную муку посылающая, на треокаянном Ироде, за гордость ищущем рожденного всех Царя Христа убити" - наиболее известная из школьных драм Димитрия Ростовского, считающаяся первой русской оперой. Впервые она была поставлена в Рождественский Сочельник 24 декабря 1702 года учениками греко-латинского училища в Ростове Великом. В соответствии с традициями школьной драматургии пьеса не только рассказывала о событиях Рождества Христова, но и - в Прологе и Эпилоге - иллюстрировала главный смысл Боговоплощения: ни Война, ни Плач, ни Ненависть, ни Злоба, ни Зависть, ни Ярость, ни даже сама Смерть не отрешат Натуру Людскую от жизни вечной. В результате грехопадения Человек пременяет добродетели на грехи, но чудо Рождества обещает спасение тому, кто продлит свой род добрыми делами: "Дела те прославят область подсолнечну, по себе оставят память бесконечну".
Спектакль в Камерном музыкальном театре был поставлен Борисом Покровским в 1982 году и сейчас, как я поняла, исполняется исключительно в рождественские дни. В спектакле звучат мелодии самого Димитрия Ростовского и его современников Николая Дилецкого и Василия Титова, а также анонимных русских и украинских композиторов, церковные славянские и греческие распевы, панегирические канты, белоруские, украинские и польские псалмы и народные песни. В пьесе очень много живых и динамичных сцен, есть даже актуальные реплики (например, когда Звездочёт, гадая по звездам, предсказывает хороший урожай, но "ученым людям мало будет чести, едва довольно дадут пити, ести"). Весь спектакль идёт a cappella (подозреваю, что это чрезвычайно трудно для артистов), сценическое решение предполагает Т-образную сцену, которая делит зал пополам, кроме того, артисты часто располагаются по периметру зала, окружая зрителей, что делает хоры особенно впечатляющими. Спектакль эффектен пластически и, на мой взгляд, представляет собой чрезвычайно чуткую к первоисточнику и убедительную реконструкцию.
Tags: театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments