Квакль-бродякль (kvakl_brodakl) wrote,
Квакль-бродякль
kvakl_brodakl

Categories:

Выставочно-театральное

Этот день подруге в разговоре накануне я описывала так:
- У меня завтра первый рабочий день с корпоративом, дружеская встреча с выставкой и "Гамлет" с Камбербэтчем.
- Отличная программа! - сказала подруга, и не ошиблась.
Да, мы в нашем коллективе уже не первый год празднуем не в последний рабочий день старого года, а в первый день нового. Я считаю, что это гораздо правильнее по всем параметрам, поскольку в предновогодней суете уже совершенно не до праздников, а немножко продлить каникулярное настроение не помешает.
Имея обширные планы на вечер, я сбежала с работы в четвёртом часу. У меня была назначена встреча со знакомой, приехавшей на Рождественские каникулы в Москву, и мы решили пойти на выставку "Современные иконописцы России". Информацию о выставке донесла до меня заботливая лента Фейсбука (за что ему - и ей - большое спасибо), мы решили отправиться навстречу приключениям и ничуть не пожалели об этом.
Выставка относительно небольшая, но очень насыщенная. Обратили внимание на то, что почти нет "проходных" работ, почти каждая вызывает сильную реакцию в диапазоне от "какой класс!" до "какой кошмар". При этом первых в принципе больше, а восприятие - дело, конечно, субъективное: я заметила, например, как совершенно невозможный с нашей точки зрения Спас Вседержитель собрал вокруг себя небольшую группу ценительниц, обсуждавших его несомненные, с их точки зрения, достоинства.
Несколько раз было разительно заметно, как чуть-чуть изменённая контрастность или цветовая гамма во вполне каноническом изображении радикально меняет впечатление. Оценили, насколько в современных иконах чувствуется личность автора. К недостаткам выставки отнесли абсолютно ужасную и неинформативную развеску (сложилось ощущение, что вешать старались по размеру и симметрично, а сведения об авторах и школах минимизировали по максимуму), местами - совершенно дикий свет (или даже просто темноту). К достоинствам - всё остальное :).
Если будет время, я соберу в альбом на ФБ то, что удалось сфотографировать, а здесь дам ссылку (видимо, уже после закрытия выставки), а пока покажу только одну, но лучшую икону.
Да, я знаю что принято восхищаться невероятным Закхеем, мне он тоже очень понравился, но мой герой - лев аввы Герасима.

Тут, на мой взгляд, всё изумительно: взгляд отца Герасима, поза льва, выражение львиного лица (тут же не скажешь - морды), диалог поз, то, как они трогательно держатся за руки, - воистину, всё в точку!
А ещё там есть святитель Николай, который смотрит в сторону, жены-мироносицы у Гроба Господня с невероятно эмоциональными позами и лицами, потрясающие три святителя, от автора Закхея Максима Шешукова из Свияжска ещё очень трогательный Симеон Богоприимец и довольно сомнительные, но тоже не отпускающие Каин и Авель с одинаковыми лицами, Благовещение, изображающее - позой и жестом Марии - явно не тот этап, когда "Се раба Господня, да будет мне по слову Твоему", а вот ту первую реакцию: "Как будет это, когда я мужа не знаю?", работы Ирины Зарон - трагический "Вход Господень в Иерусалим" и довольно скорбную "Троицу" классических рублёвских пропорций, а также необыкновенных Макария и Марии Египетских.
И много чего ещё. Сходите, не пожалеете!
А потом мы душевно поужинали, говорили о самых разных вещах, и у меня было удивительное чувство, как будто мы, познакомившиеся в ЖЖ и живущие в разных странах, знаем друг друга сто лет, а местами понимаем с полуслова, и я в который раз удивлялась этому чуду человеческого общения, которое неожиданно возникает именно тогда, когда более всего нужно, и именно так, как нужно.
Вероника, спасибо Вам большое за чудесную встречу! Надеюсь, мы не потеряемся в суете повседневности.
А дальше я отправилась в Центр документального кино, смотреть уже нашумевшего "Гамлета" с Бенедиктом Камбербэтчем, потому что тогда, когда его смотрели все, я вела вечерние пары, но пройти мимо такого события я, конечно же, не могла.
Читанные рецензии, признаться, по большей части не вдохновляли, хотя в целом ощущение того, что постановка необычная, в них просматривалось. Я отнеслась к делу серьёзно и накануне перечитала "Гамлета", заново открыв для себя, что отца Гамлета звали тоже Гамлетом, а Полоний был человеком с очень большим чувством юмора. Перед началом сосед, пытаясь отвлечь меня от айпада светской беседой, спросил, не читала ли я в сети об этом спектакле, на что я сказала, что слышала оценки от знакомых.
- Ну и как? - поинтересовался он.
- Говорят, забавно, - сказала я.
- Хм! - внезапно озадачился он. - Забавно! Странное дело: трагедия - и забавно.
Не желая вдаваться в детали истории жанра трагедии, я благоразумно промолчала, а тут и свет погас.
Скажу сразу: это вещь, которую стóит смотреть. Камбербэтч там, на мой взгляд, совершенно гениален (по крайней мере, в первой половине спектакля) и играет ровно того Гамлета, которого написал Шекспир, а не того, которого привыкли играть актёры русской школы, вкладывающие в этот текст слишком много трагизма Нового времени. Удивительным образом хороша (особенно во второй половине спектакля) Офелия (по-моему, это единственная виденная мною Офелия, не вызвавшая у меня раздражения, а финальная её сцена решена так, что мурашки по коже). Очень хорош Клавдий (в сцене, когда играют "Убийство Гонзаго", - выше всяческих похвал, до этого же было ощущение, что он постепенно "разогревается", входя в полную силу. Полоний, как ни странно, очень хорош в тех сценах, на которые при чтении не особенно обращаешь внимание (например, когда зачитывает Лаэрту родительские заветы по записной книжке), и довольно банален в по-настоящему эффектных. На мой взгляд, совершенно никакая Гертруда. Афроангличанин Лаэрт, англоиндус Гильденстерн (или Розенкранц?), женщина Вольтиманд и женщина же второй могильщик - на мой взгляд, всё-таки перебор (при этом меня совершенно не смущает Гамлет в футболке, да), со всеми, кроме первого, я ещё готова, скрепя сердце, смириться, но первый мимически и эмоционально откровенно неубедителен в ключевых сценах двух последних актов пьесы и это травмирует. Кстати, гениальна сцена, когда король и королева благодарят Розенкранца и Гильденстерна, подходя к ним по очереди в одном и том же порядке, но меняя имена ("Спасибо, Розенкранц и Гильденстерн" - "Спасибо, Гильденстерн и Розенкранц"). На мой взгляд, самый существенный режиссёрский прокол - это то, что во время спектакля Гамлет сам играет убийцу Гонзаго. Ах, да, татуированный Горацио с рюкзаком тоже разочаровал. Зато Призрак достаточно инфернален, хотя и немного бомжеват.
Сценография впечатляет, сцена огромна и используется в длину, ширину и высоту чрезвычайно эффектно, финал первого действия спектакля прекрасен
И в процессе перечитывания текста, и по ходу спектакля я не раз ловила себя на мысли, что именно тут - в самом тексте и именно в такой, а не привычной нам в нашей режиссёрской традиции, трактовке очень хорошо понимаешь, с чем именно в шекспировском театре боролись классицисты и чего в нём категорически не мог принять Буало.
А теперь пойду-ка я спать, а то завтра у нас загородный девиШник :). Я же говорила, у меня очень интенсивная культурная программа на январь :).
Tags: выставки, люди, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments