Квакль-бродякль (kvakl_brodakl) wrote,
Квакль-бродякль
kvakl_brodakl

Categories:

"Берестяная" лекция Андрея Анатольевича Зализняка - 2015

Начну, пожалуй, с прекрасного личного о сегодняшней лекции.
Когда в начале сентября назначали дату лекции, день предоставили определять мне в зависимости от возможности освободить "девятку". Четверг получался без проблем, и я сразу предложила 1 октября и получила согласие.
Потом несколько раз меня спрашивали разные люди, почему всё-таки не вторник, я пожимала плечами и говорила, что день не был задан, а так было проще.
А сегодня на первых минутах лекции выяснилось, что последняя грамота этого сезона была найдена вчера, а предпоследняя - позавчера. Так что был бы вторник - в лекции было бы на две грамоты меньше :-))).
Предметом лекции стали четыре новгородские грамоты этого сезона, три старых грамоты, которые удалось наконец-то правильно прочитать, и хит этого сезона - первая грамота из Вологды.
Последняя - 1067-я - вчерашняя грамота - единственная целая (как и положено, целых грамот обычно бывает около 25%, так что статистика подтверждается) представляет собой квадратик 5х5 сантиметров с дырочками для подвешивания. На ней написано: #meí#. Ну да, такой древненовгородский мем "Я - щеня". Видимо, инвариант современного "Я - кот! А чего добился ты?"
В 1064-й грамоте нам внезапно встретился Осип Варяг, который, судя по имени, варяг не настоящий, а только по прозвищу.
Комментарий к 1065-й грамоте, текст которой был сложен из трёх небольших кусочков, каждый из которых в отдельности явно не имел шансов быть адекватно прочитанным, - "Посади мя, господине, на лучанинове месте" - к сожалению, не удостоился стиховедческого комментария в pendant к понедельничному докладу А.А.Гиппиуса, а я-то, предупреждённая, даже ждала :).
В 1066-й грамоте, которая была охарактеризована как текст, у которого верха нет, низа нет, правого края нет, есть только левый", была дивная фраза "А мне и моим детям - вторую соху" (первая соха, судя по тому, что сохранилось слева, должна была отойти кому-то, у кого, помимо детей, есть ещё и внучата). Поскольку соха в данном случае - очевидно, не сельскохозяйственный инструмент, а единица податного обложения, участок земли, с которой берётся налог, можно предположить, что это записка налогового инспектора, вступающего в должность и, видимо, собирающегося с этой должности кормить детей :). Правда, несмотря на попытку обосновать своё право юридической формулой "грамота псать и правда взять", есть у него некоторая неуверенность по поводу этой сохи, потому что текст продолжается (и обрывается) многообещающим "а будете..."
Три истории про "перепрочитанные" старые грамоты тоже были чрезвычайно прекрасны.
В одной из них - 167-й, написанной неким мельником, призывающим адресата позаботиться о чём-то, это за шесть десятков лет превращалось из горюнов в хороны, чороны - и, наконец, в зороны, которые при мене ж/з реконструируются в жороны, т.е. жернова (ибо мельник же всё же!).
Грамота №377 содержит предложение от Микиты, адресованное девушке, чьё имя категорически не читалось: "поиди за мьне язъ тьбе хоцю а ты мене".
Это нечитаемое имя сначала реконструировалось как Ульяница, потом упростилось до Анны, а теперь наконец-то стало очевидно, что звали девушку Маланьей :).
А в 206-й грамоте, вызвавшей в своё время дискуссию по поводу четырёхзначного числа SYCA, это число оказалось всего-то навсего шестым часом :).
Первая вологодская грамота оказалось замечательной вишенкой на торте :)

г#êîâî ꌌŒš òîáh ꌌŒš òîáh ñ# îíàíèêî òüñòü

брать остафе послалъ с тобою емь

рубле ко самолу рубле ни мнh ðóáë#

íè мнh ïðîторъвъ

После долгих выяснений вопроса о том, кто на ком стоял, кто что кому послал, кто кому кем приходится и кто вообще состоит в переписке, оказалось, что Яков, добавляя к своему тексту в качестве авторитетного соавтора своего тестя Онаника, пишет брату Остафию, что послал в своё время с ним рубль к Самойлу, и никак не дождётся обратно ни рубля, ни возмещения убытков.
Витиевато намекает, таким образом, что о рубле помнит, - если вдруг Остафий решился его прикарманить.
"Девятка" была набита битком ещё за полчаса до лекции, меня приютили мои студенты-первокурсники, лекция длилась больше двух с половиной часов.
Есть всё-таки в жизни вечные ценности :-))).
Tags: люди, профессиональное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →