Квакль-бродякль (kvakl_brodakl) wrote,
Квакль-бродякль
kvakl_brodakl

Других писателей у меня для вас... есть?

На улице метель (здравствуй, конец марта), дико болит голова (разве может быть иначе при таком ветре и метели в конце марта), но по дороге домой лента приносит новостя: У школьников отнимут Достоевского, Толстого и Булгакова? (МК)
Идея учить патриотизму при помощи литературы никогда не казалась мне привлекательной, тем не менее похоже, что она набирает обороты со стремительно пугающей скоростью, а начинать практически любое гуманитарное обсуждение с фраз про то, что из событий последнего времени следует извлечь практически исключительно патриотические уроки, становится слишком общим местом, чтобы только лишь недоумённо пожимать плечами.
Я по-прежнему остаюсь в убеждении, что воспринимать книжку как учебник жизни в России перестали примерно на рубеже XVII-XVIII столетий и с тех пор литературу было принято ценить не за это.
Точно так же я по-прежнему считаю, что попытки преподавать литературу с позиций идеологии вредят всем участникам ситуации: учащимся, преподавателям и самой литературе. Последней, конечно, в меньшей степени: она у нас и не то вынесла, стерпит и это, а десяток-другой энтузиастов, которые, возможно, в ближайшее время получат Путинские премии за очередные производственные романы нового типа, забудутся, как и не было их совсем, лет через сорок, когда моя страна, как я надеюсь, снова опомнится от очередного морока Великой Державы - Спасительницы Мира, Погрязшего Во Зле. Среди первых же двух групп, конечно, будут те, кто извлечёт из этого временные (впрочем, на их век, скорее всего, хватит) дивиденды, те, кто просто перекрестится с облегчением, и те, для которых, по большому счёту, всё останется, как было, потому что они всё равно читают не по программе и преподают так, как считают нужным.
При этом, подозреваю, разрушительно-разлагающее воздействие нововведения на неокрепшие детские умы будет куда меньше, чем предполагает сейчас высокоучёное гуманитарное сообщество: не со вчерашнего и даже не с позавчерашнего дня подростки en masse "проходят" школьную программу по кратким изложениям, а воспитываются не на ней, и даже не на телевизионной жвачке (это для средне-старшего поколения, которое, по нынешним временам, есть основной электорат), а на компьютерных играх, миры которых для них в стопицот раз реальнее, чем Бородинское сражение, блокада Ленинграда или идея русского мира.
Оно, конечно, идеология супергероя стрелялки, не осложнённая воспоминанием о "небе Аустерлица" и "слезинке ребёнка", в тренде современного политического курса.
Но кто только ни сбрасывал с пароходов современности классику... И где теперь таки все эти пароходы?
И о частностях. Пожалуй, меня пока ещё удивляет тот факт, что председатель Русского академического фонда не стесняется сообщать urbi et orbi, что ниасилил "Войну и мир", а министр культуры - признаваться, что в старших классах скучал над "Анной Карениной" (мы с ним ровесники, не уверена, что АК входила тогда в обязательную школьную программу, впрочем, про себя я скорее вспомню, что в том же возрасте, когда г-н министр зевал над перипетиями судеб счастливых и несчастных семей, я почему-то фанатела от "Воскресения"). Не утверждаю вовсе, что никто и никогда не имел опыта, подобного этим двум случаям, но как-то было не принято в этом признаваться в культурном обществе...
Ну и есть опасение, что древнерусскую литературу по нынешним временам поднимут на щит в плане скреп и патриотизма.
Я-то диссертацию по фацециям защищала. Глупый муж, неверная жена, супружеские измены. Нехорошо там, что греха таить, с традиционными-то ценностями.
Да к тому же - перевод с польского...
Tags: актуальное, ссылки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 72 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →