Квакль-бродякль (kvakl_brodakl) wrote,
Квакль-бродякль
kvakl_brodakl

"Царь Эдип" в Театре на Юго-Западе

Были в Театре на Юго-Западе на "Царе Эдипе".
На сегодняшний момент это самый гениальный спектакль из того, что я у них видела. А главное - я всё больше и больше влюбляюсь в этот театр.
Спектакль невероятно динамичный, два часа десять минут без перерыва проходят буквально на одном дыхании. Герои появляются на сцене в современных пиджаках, на которые чуть позже накидывают некие условные плащи, никакого античного антуража кроме того, что есть в самом тексте трагедии Софокла, минимум декораций, главными из которых оказываются несколько секций грубого строительного забора, которые в течение спектакля разным образом переставляются, образуя конфигурацию сцены и просцениума для того или иного эпизода. В результате минимализации антуража зритель целиком и полностью концентрируется на самих героях. Актёры играют в лучших традициях театра: невероятная пластика, очень выразительная мимика, удивительное сочетание музыки и действия.
Но главное даже не в этом, хотя всего этого было бы более чем достаточно для добротного и в то же время оригинального спектакля по великой пьесе.
Больше всего меня поразил гениально сделанный хор: не пафосно-героический, не возвышенный, не всезнающий, не бесстрастный и не ужасающийся - а такой, какой обычно бывает толпа, соприкасающаяся с некими бедами и страданиями не совсем лично и потому воспринимающая творящуюся на их глазах трагедию местами остстранённо-цинично, местами удивлённо и недоумевающе, но всё равно дистанцируясь от происходящего и оставляя главного героя наедине со своим непосильным и непомерным Роком. Поэтому речь Эдипа к фиванцам сопровождается репликами типа: "Это он хорошо начал", "Ну да, ну да, конечно", "А это неплохо", во время молитвы богам возникают диалоги: "Здесь вопли не помогут! - А, да? Ну, ладно...", поэтому в речи послов из Коринфа патетическая фраза о смерти коринфского царя сменяется жалобно-усталым: "Ну где Эдип, а?" Они могут утешать рыдающего о смерти Иокасты Креонта, хотя он со своим личным братским горем сразу же оказывается как бы отдельно, не одним из них, они могут ужасаться судьбе Эдипа, но предпочитают наблюдать его с другого края сцены, у них по каждому поводу есть мнение, но всё же они оказываются вне стержня пьесы: в одну сторону они отстранённо взирают на беды Фив, вынесенные за сцену, в другую - на страшную трагедию, вершимую на их глазах Судьбой, - как, впрочем, это происходит с большинством людей в обычной повседневности.
И за счёт этого великий античный сюжет становится особенно жизнеподобным.
Даже нет: просто жизненным.
Tags: театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments