?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Прочитала "Псалом" Фридриха Горенштейна. Пребываю в большой озадаченности.
Для меня в книге чётко выделяются три составляющих: житейская, по-своему занимательная, хотя какая-то всё-таки слишком безысходная, философская, для меня всё-таки слишком... хм... неортодоксальная, и мистическая, которая завершается гомункулусами в колбе и не вызывает ничего, кроме отторжения. Вторая и третья превалируют над первой (не столько в количественном, сколько в качественном отношении, подчиняя её себе). Житейские истории - лишь притчи, долженствующие иллюстрировать основные положения доктрины, поэтому возникает ощущение, что их герои выхолощены до абсолютной идеи настолько, что зачастую почти что лишены плоти и крови (и это несмотря на то, что плотского в романе более чем достаточно, но и оно, при всей его физиологичности, - не более чем схема). И это при том, что многие из характеров - потенциально - достаточно яркие. Но, видимо, не случайно, нет ни одного персонажа, которому хотелось бы сочувствовать.
Есть ощущение, что от начала к концу жизнь уходит и из самого текста: опустошённый и безжизненный, он завершается гораздо невнятнее и путаннее, чем начинался. И всё это при том, что подтекстом всё время идёт библейский текст: вот уж ему-то жизни не занимать. Но всё-таки, кажется, недаром в первой части романа Господь говорит с героями устами пророков, а во второй лишь герои говорят словами пророков - между собой или сами с собой.
И всё-таки кажется, что автор слишком не любит людей...

Метки:

Comments

( 16 комментариев — Оставить комментарий )
didpetro
24 окт, 2013 23:06 (UTC)

он уже умер давненько.
kroshka_maruska
25 окт, 2013 21:40 (UTC)
Вот правда начнешь читать вроде что-то интересное такое, чтоб задуматься, читаешь, и так накатит, что подумаешь, что лучше уж тёткинские романы, ну не совсем за 100 рэ у электрички которые продаются, чуть получше, но не суть... они хотя бы простые и позитивные, как сказки, только для взрослых...
kvakl_brodakl
25 окт, 2013 21:47 (UTC)
Нет, всё-таки тёткинские романы - это для меня слишком :-))).
kroshka_maruska
26 окт, 2013 09:49 (UTC)
:) а я вот ищу для себя что-то среднее между беззаботным глупым чтивом и какими-то хорошими, но тяжелыми книгами - последнее мне не дается, а первым чрезмерно увлекаться тоже не хочется... Из последнего прочитанного понравились "Шелк" Баррико и "Цветы для Элджернона" Киза, они как-то неглупо, но и не запредельно мрачно-загрузно написаны, думаю, что бы еще в таком роде почитать...
kvakl_brodakl
26 окт, 2013 17:11 (UTC)
Я про Цветы для Элджернона даже слышала, но пока что не читала.
А про Горенштейна мне вон ниже пишут, что это я не доросла, а он на самом-то деле главный писатель России ХХ века. Надо будет коллег-современистов спросить.
kroshka_maruska
26 окт, 2013 17:35 (UTC)
да уж, впечатление о нем от его отзывов самое негативное... ну, наверно чувствует в авторе книги родную душу, тоже не особо любит людей, судя по комментариям
kvakl_brodakl
26 окт, 2013 18:23 (UTC)
Да Бог с ним, человек, кажется, и правда считает, что я просто ничего не поняла. А я вовсе не настаиваю, что поняла всё :).
Ilya Heifets
26 окт, 2013 05:37 (UTC)
Совершенно беспомощный отзыв о гениальном без изъятья произведении. Автор его (отзыва)явно не доросла до обсуждения подобных вещей.

Edited at 2013-10-26 05:54 (UTC)
kvakl_brodakl
26 окт, 2013 06:37 (UTC)
Я вовсе не претендую на исчерпывающее и авторитетное суждение (в отличие от Вас, видимо). Заходя в гости, будьте добрее :).
Ilya Heifets
26 окт, 2013 05:43 (UTC)
горенштейн
Заявления типа "автор не любит людей" звучат нелепо всегда, а особенно в подобных случаях, когда автор так глубоко и всесторонне описывает человека ВО ВСЕХ его проявлениях. Автор жалеет людей, и это дороже абстрактной любви к людям. Его позиция основана не на учении Христа, а на Библии. Не поняв этого, не понять и этого - главного - писателя России 20-го века.

Edited at 2013-10-26 05:55 (UTC)
kvakl_brodakl
26 окт, 2013 06:36 (UTC)
Re: горенштейн
Глубины и всесторонности не вижу, впрочем, их наличие - не показатель любви. Насчёт жалости - вопрос тонкий и достаточно спорный, а уж утверждение о том, что жалость дороже любви, а любовь абстрактна... мягко говоря, не выдерживает критики.
Впрочем, в каждом тексте каждому читателю видится что-то своё. Если Вам легко даётся противопоставление учения Христа Библии, то Вам, конечно, всё видится иначе.
(Анонимно)
26 окт, 2013 18:48 (UTC)
Re: горенштейн
Любопытно, а кто произвел Ф. Горенштейна в "главного писателя России 20 века"? Уж не Вы ли? На всякий случай спрошу: Вы таких авторов, как Булгаков, Платонов или Набоков читали?
vs_anisimov
26 окт, 2013 22:25 (UTC)
А всё-таки интересно, что из этого получится. То есть получилось, наверное, просто не натыкался в сети, и его, кажется, не было в русском прокате. При всей любви к Голубевой с трудом представляю её в главной роли.

Вот-вот, примерно похожее ощущение нелюбви к людям было от финала "Дома с башенкой", хотя начало было куда более человечным, сперва была надежда на нечто, похожее на сценарий к "Хрусталёву" Германа-старшего, с вниманием к каждому персонажу и жалостью ко всем, а потом вдруг раз и всё, какие-то обрубки вместо людей, совершенное бессердечие.

(А задолго до ознакомления рисовался Горенштейн-писатель чем-то похожим на диалоги "Соляриса" Тарковского, к которым имел отношение. Холодно, умно, отточенно. Эх, всё оказалось не так, и больших чувств он в итоге не вызвал.)

Простите за сумбурность.
kvakl_brodakl
27 окт, 2013 08:48 (UTC)
Да, в начале меня даже захватило и тоже что-то ожидалось...
"Дом с башенкой" не читала, даже не знаю, соберусь ли...
Ilya Heifets
28 ноя, 2013 16:04 (UTC)
Читал
( 16 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

Я
kvakl_brodakl
Квакль-бродякль
Филфак МГУ

Latest Month

Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Мои стихи и проза

Разработано LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek