Квакль-бродякль (kvakl_brodakl) wrote,
Квакль-бродякль
kvakl_brodakl

Categories:

Эффективен ли эффективный контракт

Все знают, что с сентября вузы страны начнут переход на так называемый эффективный контракт. Министерские комментаторы пытаются убедить народ в том, что в переводе на русский язык это будет означать прежде всего повышение зарплат, народ же, уже изрядно опасающийся всяческих производных от слова эффективность, на всякий случай опасается, что, как всегда, будут бить. Кто в этом споре прав, а кто виноват, покажет время, но какие-то прогнозы строить можно.
Как во многих горе-реформах последнего времени, на бумаге предлагаемая новация смотрится даже красиво. Речь идёт о том, чтобы дифференцировать зарплату в зависимости от количества и качества как самой деятельности, так и её результатов. Так, сейчас все доценты получают одинаково, а вот в будущем у каждого появится возможность "отличиться". Если я просто прихожу в аудиторию и читаю лекцию - мой коэффициент будет, допустим, равен единице - некоему минимуму, положенному мне как доценту. Если я демонстрирую презентации, использую интерактивные формы обучения и контроля и под. - мой коэффициент вырастает до 1,5. Если я делаю это всё по-английски - до 2. Если я привлекаю к сотрудничеству коллег из иных научных или образовательных учреждений и мы проводим коллективный семинар - до 2,3. Если это коллеги из западных вузов - до 3. Если читаемый мною курс - не просто "а и бе сидели на трубе", а междисциплинарный - до 3,5. Если при этом я пишу две статьи в год в высокорейтинговые журналы из "Web of Science" - то можно и до 5 добраться. И каждый, таким образом, кузнец своего счастья.
Правда же, хорошо?
Почему же народ волнуется?
Мне кажется, что главным образом - по той простой причине, что министерские реформаторы никак не уяснят себе вполне очевидную вещь: нельзя сравнивать бульдога с носорогом. Ведь уже громко и позорно просчитались с так называемыми "неэффективными" вузами: нельзя по одним и тем же критериям оценивать ФизТех и МАРХИ. Но, похоже, выводы не делаются, так что продолжим наступать на грабли. Можно ли разработать единые критерии оценки эффективности всех образовательных программ чохом: естественнонаучных, прикладных, гуманитарных, творческих и т.д.? Кажется очевидным, что нет. Но нам, боюсь, попытаются доказать, что можно.
Ведь вроде и понятно, что презентация или ролевая игра - не везде панацея, что странно читать древнерусскую литературу по-английски или что ТОДРЛ или "XVIII век", невзирая ни на какой импакт-фактор, - престижные в гуманитарной среде научные сборники. Но похоже, что с введением эффективного контракта мне волей или неволей придётся нарисовать аниме-презентацию "Святослав бросает копьё в древлян", перепереть "папорзи" и "стрикусы" на язык Шекспира и лорда Байрона, а также послать статью про неверных жён в русских стихотворных фацециях в американский журнал "Культура и секс". Вот только я не очень понимаю, почему в результате считается, что я стану эффектней эффективней?
Никто не спорит с тем, что уравниловка в зарплатах вредна. Никто не отрицает, что прозрачность системы материального стимулирования важна: прекрасно, когда каждый чётко знает, что он должен сделать, чтобы ему платили больше. Вот только возможно ли экстренно выработать и тут же ввести систему небесспорных критериев?
Я уж не говорю про то, что система планируется как бы саморегулирующаяся: чтобы мне платили больше, надо, чтобы кому-то платили меньше. Им там, в заоблачных министерствах, кажется, что это естественным образом приведёт к здоровой конкуренции: все начнут стремиться к совершенству. А мы тем временем видим, что, например, происходит в стране, когда "эффективность" учителя и школы ставится в прямую зависимость от результатов ЕГЭ по предмету.
Но, опять же, ничему не учит...
Tags: актуальное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 130 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →