?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

И о грустном

Минобрнауки РФ до сентября проведет изменения в кадровой системе вузов.
"У нас на сегодняшний день фактическая численность преподавателей вузов на 30% превышает нормативы. Необходимо провести в течение тех месяцев, которые остались до начала нового учебного года, достаточно серьезные изменения в кадровой системе учебных заведений. Мы будем это делать, и уже с первого сентября 2013 года все государственные вузы страны перейдут на новую систему окладов, которые будут серьезно повышены", — сказал министр.
Сергей Морозов. Ненормативное
"Просто классика: остальные живут за счет того, что сжирают первого, затем второго, и так до последнего, который издыхает от голода, потому что сжирать больше некого.
Нам предлагается именно такой путь развития, именно такой вузовский каннибализм и постоянная игра на выбывание, цена в которой жизнь другого или твоя собственная, теперь уже на уровне преподавательского коллектива, а не только вузов.
Однако здесь еще и цинизм запредельный, потому что за акт каннибализма на потеху Минобразу за поедание предлагается еще и вознаграждение. Преподавателей стравливают между собой, заставляя искать "слабое звено", кандидата на выбывание."


Сейчас вузы дополучат от Минобрнауки контрольные цифры приёма и станет окончательно понятен масштаб сокращения бюджетного приёма по стране.
К осени, в крайнем случае - по осени, сократят преподавателей.
После этого Ливанова можно будет даже отправить в отставку. На какую-нибудь почётную должность третьего советника в двенадцатом ряду слева в Администрации Президента. Он сделает своё дело. Но даже отработанный материал там принято коллекционировать - на всякий случай. К тому же - кто знает! - может быть, и его когда-нибудь вспомнят добрым словом, как сейчас уже многие вспоминают Фурсенко. Ведь неизвестно, кто придёт за ним. Этот хотя бы не расстреливал перед строем.
Политика совершенно прозрачная: столкнуть вузы в драке за бюджетные места, столкнуть преподавателей в драке за ставки.
Заставить потерять человеческий облик. Приобрести звериные рефлексы.
По-волчьи выть, живя с волками.
А всё-таки я скажу: не дождётесь!

Comments

olga6913
8 май, 2013 21:29 (UTC)
Анна, при всех морально-этических вводных - преподаватели универа должны обладать определенным профессионализмом. Если его нет - увы. Из жалости держать? А студентов не жалко? А денег на зарплату за чтение устаревшего, негодного учебника на семинарах?

Уволить плохого преподавателя - это не идти по трупам. К чему этот трагизм? Почему в большинстве ведущих ВУЗов по миру - нормальная практика, когда студенты в конце года ставят преподавателю оценку. И если в итоге она низкая - его не зовут больше читать лекции. И никто от этого не умирает. Ну в самом же деле - МГУ не богадельня. И не должно быть стыдно за уровень преподавателей. Либо ты делаешь свою работу и делаешь ее хорошо, либо тебе перестают платить за нее. Неплохой стимул. Если только найдутся силы убрать тех, кто заслуживает, а не тех, кого меньше жалко.
kvakl_brodakl
8 май, 2013 21:44 (UTC)
Мы говорим о разных вещах.
Ротация кадров - это другой разговор. Одно дело - это правила конкурсного отбора, которые надо менять и вводить реальные конкурсы (хотя, справедливости ради, мне не видится очереди желающих занять много ставок на филфаке, но, может быть, я глубоко заблуждаюсь).
Другое дело - сокращение штатов "по живому". Здесь я абсолютно согласна с автором статьи, которая цитируется в постинге: за три месяца выкинуть каждого третьего на улицу - это садизм. И всё-таки далеко не каждый третий не обладает "определенным профессионализмом", как Вы выразились.
P.S. А про голосование студентов мне всегда было ужасно интересно, почему только у нас (но нигде на западе) крайне важным критерием для получения преподавателем хорошей оценки является максимальная лояльность на экзамене?
olga6913
8 май, 2013 21:56 (UTC)
Да, если у нас сделают все, как обычно, - к сентябрю уволить любые 30% сотрудников, будет жаль. А так - хорошая могла быть возможность... Насчет "не каждый третий" - Вам виднее, разумеется. На той кафедре, которую застала я - процентов тридцать набралось бы легко.

Насчет оценок на экзаменах - возможно, потому что у нас образование бесплатное, как это ни парадоксально. Потому что забесплатно - ну несут тебе ахинею на лекциях, ну и ладно, лишь бы на экзамене не завалили, и ты занимаешься тем, что тебе интересно. А когда ты платишь весьма ощутимую сумму, которую потом еще несколько лет будешь возвращать банку - а тебе на лекциях ерунду несут, отношение к этому совсем другое. И студенты вполне могут потребовать смены преподавателя, потому что здесь -я говорю о хороших ВУЗах - ответственность за "полученные знания" лежит на студенте. Это ему потом резюме писать и работу искать и конкурировать с другими выпускниками.

И да - двумя любимыми моими преподавателями были Широков и Хализев. А за 18 век нам поставили автоматы всем.
kvakl_brodakl
8 май, 2013 22:06 (UTC)
А почему Вы решили, что это обязательный личный наезд? Я Вас не знаю и выносить суждения о мотивах было бы с моей стороны странно.
Просто мы же всё-таки тоже как-то работаем с контингентом, так что доводится часто видеть/слышать, как этот фактор становится ключевым.
Может быть, дело всё-таки не в платности (хотя мысль интересная), а в разном отношении к образованию? Наш студент уверен, что вуз - это отдельно, а работа будет потом, она будет иметь косвенное отношение к полученному образованию, и вообще "забудьте всё, чему вас учили в вузе", а западный видит прямую связь между тем, что происходит в аудитории, и тем, что будет иметь место на работе? Хотя я не очень понимаю, как это работает на филфаках :).
olga6913
8 май, 2013 22:32 (UTC)
Нет, что Вы я не решила, что это личный наезд. Это просто некоторое пояснение, почему мне до сих пор цепляет то, что творилось в универе с преподавательским составом. Еще один цветник - кафедра фольклористики. Душевные тетеньки были, да. И только.

Наш студент со школы еще уверен, что за ним будут бегать с дополнительными занятиями, будут жаловаться родителям, если он плохо учится и т.д. В общем, воздействовать и перевоспитывать. Пересдавать можно по -дцать раз. Ну жалко же отчислять, бедолагу. Почти как негодных преподов увольнять. Здесь все гораздо жестче. Тебе дают знания. Брать или не брать - исключительно твой выбор - жизнь-то твоя. Не успел-не понял - библиотека к твоим услугам. Или ищи преподавателя, но с большой вероятностью, помогать будут только тем, кому надо, чтобы им помогли. Время свое преподаватели ценят. Завалил экзамен - "нам очень жаль", но это твоя проблема. Будет плохой средний балл. Некоторое количество заваленных экзаменов - диплом не получишь вообще. Здесь система построена по-другому еще со школы. Если хорошая частная школа видит, что кто-то из учеников "не тянет" и вряд ли в 15 лет при переходе в старшую школу хорошо сдаст экзамены - ему предлагают поискать другую школу, попроще. Из школы попроще поступают в основном в университеты попроще. И не жаль ни разу. А дальше - название университета и средний балл в университете важен и при поиске работы и при попытке потом поступить на магистра\PhD\бизнес-школу. Т.е. буквально от того, насколько хорошо ты соображаешь и насколько ты готов работать еще в школе - зависит твоя будущая жизнь. Чем дальше, тем сложнее "перескочить". И в этой системе немыслимы плохие преподаватели в хорошем ВУЗе. Он моментально скатится в рейтингах, начнет терять студентов и деньги.
kvakl_brodakl
8 май, 2013 22:59 (UTC)
У нас беда в том, что мы пытаемся внедрять что-то частями, не вникая в систему в целом.
Требования к научной активности преподавателей - без учёта того, что у нас аудиторная нагрузка преподавателей на порядок отличается от западной, а ещё есть совсем другие условия труда.
Академическую мобильность - без учёта разных образовательных концепций, причём не только "здесь и сейчас", но и исторически. Мне со многими студентами, приезжающими из западных университетов-партнёров, доводилось говорить, это все отмечают. Кроме тех, кто разрабатывает стратегии.
Вот и здесь то же самое.
iskatel
8 май, 2013 23:09 (UTC)
>>Насчет оценок на экзаменах - возможно, потому что у нас образование бесплатное, как это ни парадоксально. Потому что забесплатно - ну несут тебе ахинею на лекциях, ну и ладно, лишь бы на экзамене не завалили, и ты занимаешься тем, что тебе интересно. А когда ты платишь весьма ощутимую сумму, которую потом еще несколько лет будешь возвращать банку - а тебе на лекциях ерунду несут, отношение к этому совсем другое

Я видел немного контрактников; Анна видела их на пару порядков больше.
Они разные.
Как ни парадоксально, пробившиеся через экзамены-олимпиады-конкурсы часто более заинтересованы в знаниях.
olga6913
9 май, 2013 12:21 (UTC)
Наши контрактники принципиально отличаются от местных. У меня на курсе их было. В основном (за некоторыми замечательными исключениями) платно шли те, кто бесплатно никогда бы не поступил. В Европе (я живу в Лондоне и говорю про британскую систему) несмотря на платность, поступить в хороший ВУЗ - безумно сложно. И варианта "вне конкурса" не бывает.

У нас за 18-летнего ребеночка платят родители. Он прогуливает и бездельничает, но его не отчисляют, ибо во-первых, жалко, во-вторых, за него же платят! Здесь 18-летний ребеночек берет ссуду в банке. На СВОЕ имя. И начинает СВОЮ кредитную историю. И выплачивать ему ссуду за счет тех знаний, которые он получил за время учебы. И никто его держать не будет, если он ничего не делает. Система экзаменов гораздо более обезличена, поэтому результаты более объективны. И если он вылетит, ссуду все равно придется выплачивать. Поэтому халтура со стороны преподавателей здесь пресекается безжалостно - на них тут же нажалуются студенты и попросят сменить. Год - это тот максимум, на который может рассчитывать не очень хороший преподаватель.

Безусловно, здесь тоже масса бездельников. Но не в ведущих ВУЗах, а так, в завалящих, которые берут всех, кто платит.

В этом смысле наши пробившиеся через экзамены-олимпиады больше похожи на здешних платных студентов. Они знают, зачем они учатся. Они добиваются этого САМИ, и поэтому ценят. И у них за спиной папы-мамы не стоит, им самим пробиваться приходится.
breqwas
10 май, 2013 00:17 (UTC)
Вешать ответственность на студента - это здорово, но что взамен? Студенту, к сожалению, тяжело оценить ценность тех или иных знаний. Я не в курсе гуманитарных реалий, но в моём техническом ВУЗе в программе обучения принципиально отсутствовали объяснения "зачем всё это надо". Ну, так, на первой лекции лектор поразглагольствует о чём-то там, и всё.

Одно дело учить диффуры, линейную алгебру и теорию чисел. И совсем другое - когда есть какая-то практическая задача - картинку красиво поресайзить, трёхмерный чайник нарисовать, организовать шифрование с асимметричным ключом - и внезапно выясняется, что таки да, тебе нужны диффуры, линейная алгебра (зубодробительно скучный предмет) и теория чисел. Ну ОК, не стоит наверное полный курс линала совать в курс компьютерной графики, но хотя бы рассказать - мол, сейчас вы выучите линейную алгебру, а потом она вам очень пригодится в таком, таком и таком курсе. И не забыть эти курсы потом прочитать, да.

Единственный раздел математики, о котором у меня остались осмысленные воспоминиания - матанализ. А всё почему? Потому что синхронно с курсом матанализа шёл курс общей физики. И как-то они так удачно были состыкованы, что, скажем, про ротор и дивергенцию на матанализе рассказывали как раз незадолго до уравнений Максвелла в курсе физики. ( но правда матан и сам интересный - но было немало интересных разделов, которые я таки забыл )

Но это один из многих. А остальное... Четыре семестра мне читали "линейку", ещё пару семестров - численные методы "по мотивам" её же - и только пять лет спустя, взявшись за какие-то враждебные империалистические стэнфордские и принстонские онлайн-курсы с coursera - узнал, зачем всё это было надо. Но я уже давно и прочно забыл и линейную алгебру, и почти всё остальное, так что всё было зря.

Это помимо дедов в глубоком маразме, переписывавших на доску учебник вкратце, и помимо всякого шлака, нужного для статуса "университет", которого было пол-расписания.

Но помимо всего этого, были нормальные разумные предметы и (реже) нормальные разумные преподаватели. И - всё было зря, см. выше. Потому что не только студентам пофиг, но и преподавателям пофиг - даже тех, кто болел за свой предмет, их не волновало совершенно, какую пользу студенту этот предмет принесёт. Или какую пользу человечеству принесёт тот факт, что студент понял и выучил его предмет. И это на специальности, которая называлась прикладная математика.

Преподаватели, которым плевать, учат студентов, которым плевать. И все недовольны. Но учат и учатся. Так и живём.

Edited at 2013-05-10 00:29 (UTC)
kvakl_brodakl
12 май, 2013 11:12 (UTC)
Обобщение грустное. Но главное всё-таки в том, что не всем плевать - и с той, и с другой стороны.
По крайней мере, пока.
iskatel
8 май, 2013 23:11 (UTC)
>>P.S. А про голосование студентов мне всегда было ужасно интересно, почему только у нас (но нигде на западе) крайне важным критерием для получения преподавателем хорошей оценки является максимальная лояльность на экзамене?

Может, стоит проводить голосование среди тех, кто успешно закончил обучение ?
Эмоции частично улеглись, остаются более трезвые суждения.
iskatel
8 май, 2013 23:05 (UTC)
Потому что увольнять , скорее всего, будут далеко не худших, и вовсе не тех, "вслух учебник читает", а тех, кто неугоден, по самым разным причинам, включая личное отношение того, кто решает кадровые вопросы.
Потому что когда начинается грызня (а в большинстве случаев будет именно она) , на плаву остаются мастера доносов, изменчивости, подлизывания, приспособленчества.
А хорошие преподаватели и ученые редко обладают этими ключевыми для выживания в волчьей стае качествами.
kvakl_brodakl
12 май, 2013 11:14 (UTC)
Вот-вот, и я о том же.
iskatel
12 май, 2013 11:56 (UTC)
вспомнился один эпизод.

... Выдающаяся деятельность крупнейшего советского конструктора авиадвигателей [Микулина] завершилась внезапно в 1955 году. После снятия с должности Г.М.Маленкова, который высоко ценил деятельность А.А.Микулина, министр авиационной промышленности П.В.Дементьев решил избавиться от него. Микулин был не только снят с должности главного конструктора, он был вообще отстранен от работы в авиационной промышленности.

Вот не нравился он новому министру (и не только) и точка. Грызня-то шла по крупному, а расстилаться ковриком он не умел, порода не та.

Потом Микулин преподавал (это разрешили), увлёкся медициной (не сидеть же сложа руки, когда здоровье ой, а от любимой работы отстранили), параллельно в 76 лет поступил в медицинский ин-т, в 81 защитил мед. диссертацию (чтобы никто не говорил, что медициной занимается неспециалист).
kvakl_brodakl
12 май, 2013 17:04 (UTC)
Это всё же уникальный случай :).
Думаю, я научусь играть на гитаре и выращивать перцы.
Ах, да, выучу наконец-то греческий :-))).
(без темы) - iskatel - 12 май, 2013 17:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 12 май, 2013 17:37 (UTC) - Развернуть

Profile

Рабочее
kvakl_brodakl
Квакль-бродякль
Филфак МГУ

Latest Month

Апрель 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Мои стихи и проза

Разработано LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek