?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

И о грустном

Минобрнауки РФ до сентября проведет изменения в кадровой системе вузов.
"У нас на сегодняшний день фактическая численность преподавателей вузов на 30% превышает нормативы. Необходимо провести в течение тех месяцев, которые остались до начала нового учебного года, достаточно серьезные изменения в кадровой системе учебных заведений. Мы будем это делать, и уже с первого сентября 2013 года все государственные вузы страны перейдут на новую систему окладов, которые будут серьезно повышены", — сказал министр.
Сергей Морозов. Ненормативное
"Просто классика: остальные живут за счет того, что сжирают первого, затем второго, и так до последнего, который издыхает от голода, потому что сжирать больше некого.
Нам предлагается именно такой путь развития, именно такой вузовский каннибализм и постоянная игра на выбывание, цена в которой жизнь другого или твоя собственная, теперь уже на уровне преподавательского коллектива, а не только вузов.
Однако здесь еще и цинизм запредельный, потому что за акт каннибализма на потеху Минобразу за поедание предлагается еще и вознаграждение. Преподавателей стравливают между собой, заставляя искать "слабое звено", кандидата на выбывание."


Сейчас вузы дополучат от Минобрнауки контрольные цифры приёма и станет окончательно понятен масштаб сокращения бюджетного приёма по стране.
К осени, в крайнем случае - по осени, сократят преподавателей.
После этого Ливанова можно будет даже отправить в отставку. На какую-нибудь почётную должность третьего советника в двенадцатом ряду слева в Администрации Президента. Он сделает своё дело. Но даже отработанный материал там принято коллекционировать - на всякий случай. К тому же - кто знает! - может быть, и его когда-нибудь вспомнят добрым словом, как сейчас уже многие вспоминают Фурсенко. Ведь неизвестно, кто придёт за ним. Этот хотя бы не расстреливал перед строем.
Политика совершенно прозрачная: столкнуть вузы в драке за бюджетные места, столкнуть преподавателей в драке за ставки.
Заставить потерять человеческий облик. Приобрести звериные рефлексы.
По-волчьи выть, живя с волками.
А всё-таки я скажу: не дождётесь!

Comments

homo_risorius
8 май, 2013 20:29 (UTC)
12 студентов на преподавателя звучит совсем абстрактно. С одной стороны, число выглядит разумным, а с другой, не понятно, сколько предметов у них будет и сколько преподавателей смогут их вести. Я предполагала, что это из расчета преподавательских часов по нормативу на одного преподавателя и с учетом специализации. И, если честно, не знаю, может ли один преподаватель всю русскую литературу преподавать, совсем не знаю рамки специализации.

А слово "эффективный" как-то незаметно приобрело негативный оттенок...
kvakl_brodakl
8 май, 2013 21:16 (UTC)
Смотрите.
План приёма на русское отделение - 70 человек. 4 курса (бакалавриат) дают 280 человек общего контингента. На курсе по 4 группы.
Учебный план предполагает (округляю) 2200 часов лекций и 2200 часов семинаров. Семинары хорошо бы проводить в каждой группе отдельно, чтобы была рабочая обстановка, ибо у нас с вами сейчас 17/18 человек в группе. Таким образом, аудиторная нагрузка преподавателей возрастает: 2200 часов лекций + 8800 часов семинаров = 11000 часов за четыре года.
280 студентов дают нам при делении на 12 24 штатных преподавателя.
11000 часов делим на 24 и получаем (округляю) 460 часов в год на человека.
460 поделить на стандартный срок учебного года в 34 недели - получаем 13-14 часов в неделю, т.е. 7 пар в неделю.
Вроде бы, всё хорошо. Но это если всю нагрузку поделить поровну.
Теперь представим другую ситуацию:
План набора на классическое отделение - 7 человек. Учебный план предполагает 2000 часов лекций + 3000 часов семинаров = 5000 часов.
Если на факультете не только русское, но и классическое отделение, то общее число студентов возрастает до 77х4=308 (что даст нам 26 преподавателей), а общая нагрузка - до 11000+5000=16000. Вычитаем примерно 700 часов общих поточных лекций, получаем 15300 часов. Это даёт 590 часов в год на преподавателя и уже почти 18 часов в неделю, что уже многовато.
Какой вывод? Становятся "нерентабельными" маленькие отделения (с небольшим планом приёма), которые чаще всего на деле связаны с уникальными научными направлениями.
Что ещё? При наложении этой схемы на схему сокращения приёма получаем не только уменьшение числа преподавателей, но и (при сохранении того же учебного плана), увеличивается число дисциплин на одного преподавателя, т.е. преподаватель должен читать не только "свою" дисциплину, которой он профессионально занимается, но и парочку соседних, что очевидно приводит к снижению профессионализма и качества образования. Выходом может стать упрощение системы учебного плана и замена профессиональных курсов на в большей степени "общеобразовательные", но снижения качества это не отменяет.
Кроме того, обращаю внимание на то, что это речь идёт только о "горловой" нагрузке. Помимо этого преподаватель принимает экзамены и зачёты, проверяет контрольные работы и рефераты, руководит курсовыми и дипломными работами и т.д. Как теперь предполагается, одновременно он пишет научные статьи в высокорейтинговые американские журналы, где успешно соперничает с американскими профессорами, у которых не 9 пар в неделю, а две, а также личный кабинет, компьютер с доступом к мировым библиотечным ресурсам и много чего ещё.
Примерно как-то так.
homo_risorius
8 май, 2013 21:41 (UTC)
Ох.
Сравниваю с Женевой, где преподавательская нагрузка 2-4 академ.часа в неделю. Профессор, приехавший из Швеции жаловался, что там 9 часов (это 4.5 пары!), а это просто невыносимые условия. Действительно, основная деятельность - это научная работа, публикации, а преподавание - побочная, со всеми вытекающими.
Судя по стремлению сблизиться с болонской системой, все идет именно к упрощению учебного плана, сокращению часов и предметов и снижению качества.
Грустно.
kvakl_brodakl
8 май, 2013 22:10 (UTC)
Мне видится, что как-то так, да.
al_knt
9 май, 2013 15:23 (UTC)
отнюдь не все занятия могут проводиться одним преподавателем с группой в 17-18-25 человек. Хотя бы из соображений техники безопасности (не говоря уж о качестве образования).
kvakl_brodakl
9 май, 2013 15:25 (UTC)
А я и не говорю, что так должно быть, я объясняю, как они считают.
kuligin
9 май, 2013 17:39 (UTC)
Так надо активнее отправлять студентов в академические отпуска (в том числе по уходу за ребёнком), на стажировки и т. п. На каждые 12 отправленных куда-нибудь студентов (но числящихся в списочном составе) можно получить дополнительную ставку преподавателя.

Это вовсе не шутка. В Европейских вузах действительно довольно большой процент студентов (существенно больше, чем в России), которые числятся, но реально в данный момент не учатся и не создают нагрузки на преподавателей.
kvakl_brodakl
9 май, 2013 19:44 (UTC)
Проблема в том, что считают, исходя из плана приёма, чаще всего.

Profile

Я
kvakl_brodakl
Квакль-бродякль
Филфак МГУ

Latest Month

Июнь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Мои стихи и проза

Разработано LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek