?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

И о грустном

Минобрнауки РФ до сентября проведет изменения в кадровой системе вузов.
"У нас на сегодняшний день фактическая численность преподавателей вузов на 30% превышает нормативы. Необходимо провести в течение тех месяцев, которые остались до начала нового учебного года, достаточно серьезные изменения в кадровой системе учебных заведений. Мы будем это делать, и уже с первого сентября 2013 года все государственные вузы страны перейдут на новую систему окладов, которые будут серьезно повышены", — сказал министр.
Сергей Морозов. Ненормативное
"Просто классика: остальные живут за счет того, что сжирают первого, затем второго, и так до последнего, который издыхает от голода, потому что сжирать больше некого.
Нам предлагается именно такой путь развития, именно такой вузовский каннибализм и постоянная игра на выбывание, цена в которой жизнь другого или твоя собственная, теперь уже на уровне преподавательского коллектива, а не только вузов.
Однако здесь еще и цинизм запредельный, потому что за акт каннибализма на потеху Минобразу за поедание предлагается еще и вознаграждение. Преподавателей стравливают между собой, заставляя искать "слабое звено", кандидата на выбывание."


Сейчас вузы дополучат от Минобрнауки контрольные цифры приёма и станет окончательно понятен масштаб сокращения бюджетного приёма по стране.
К осени, в крайнем случае - по осени, сократят преподавателей.
После этого Ливанова можно будет даже отправить в отставку. На какую-нибудь почётную должность третьего советника в двенадцатом ряду слева в Администрации Президента. Он сделает своё дело. Но даже отработанный материал там принято коллекционировать - на всякий случай. К тому же - кто знает! - может быть, и его когда-нибудь вспомнят добрым словом, как сейчас уже многие вспоминают Фурсенко. Ведь неизвестно, кто придёт за ним. Этот хотя бы не расстреливал перед строем.
Политика совершенно прозрачная: столкнуть вузы в драке за бюджетные места, столкнуть преподавателей в драке за ставки.
Заставить потерять человеческий облик. Приобрести звериные рефлексы.
По-волчьи выть, живя с волками.
А всё-таки я скажу: не дождётесь!

Comments

homo_risorius
8 май, 2013 20:05 (UTC)
А что, действительно такой переизбыток кадров в вузах? И куда можно "реструктурировать" 30% преподавателей?
kvakl_brodakl
8 май, 2013 20:12 (UTC)
Вопрос - как оценивать переизбыток. Например, министр считает, что нормально это когда на одного преподавателя приходится 12 студентов. Видимо, также он считает, что один человек вполне может преподавать студентам всю русскую литературу от XI до ХХ века. У меня была такая "специалистка", пыталась на кафедру в ЧФ устроиться, просто ужас, летящий на крыльях ночи, но, как ни странно, кандидат наук. Видимо, она таки окажется эффективнее меня.
homo_risorius
8 май, 2013 20:29 (UTC)
12 студентов на преподавателя звучит совсем абстрактно. С одной стороны, число выглядит разумным, а с другой, не понятно, сколько предметов у них будет и сколько преподавателей смогут их вести. Я предполагала, что это из расчета преподавательских часов по нормативу на одного преподавателя и с учетом специализации. И, если честно, не знаю, может ли один преподаватель всю русскую литературу преподавать, совсем не знаю рамки специализации.

А слово "эффективный" как-то незаметно приобрело негативный оттенок...
kvakl_brodakl
8 май, 2013 21:16 (UTC)
Смотрите.
План приёма на русское отделение - 70 человек. 4 курса (бакалавриат) дают 280 человек общего контингента. На курсе по 4 группы.
Учебный план предполагает (округляю) 2200 часов лекций и 2200 часов семинаров. Семинары хорошо бы проводить в каждой группе отдельно, чтобы была рабочая обстановка, ибо у нас с вами сейчас 17/18 человек в группе. Таким образом, аудиторная нагрузка преподавателей возрастает: 2200 часов лекций + 8800 часов семинаров = 11000 часов за четыре года.
280 студентов дают нам при делении на 12 24 штатных преподавателя.
11000 часов делим на 24 и получаем (округляю) 460 часов в год на человека.
460 поделить на стандартный срок учебного года в 34 недели - получаем 13-14 часов в неделю, т.е. 7 пар в неделю.
Вроде бы, всё хорошо. Но это если всю нагрузку поделить поровну.
Теперь представим другую ситуацию:
План набора на классическое отделение - 7 человек. Учебный план предполагает 2000 часов лекций + 3000 часов семинаров = 5000 часов.
Если на факультете не только русское, но и классическое отделение, то общее число студентов возрастает до 77х4=308 (что даст нам 26 преподавателей), а общая нагрузка - до 11000+5000=16000. Вычитаем примерно 700 часов общих поточных лекций, получаем 15300 часов. Это даёт 590 часов в год на преподавателя и уже почти 18 часов в неделю, что уже многовато.
Какой вывод? Становятся "нерентабельными" маленькие отделения (с небольшим планом приёма), которые чаще всего на деле связаны с уникальными научными направлениями.
Что ещё? При наложении этой схемы на схему сокращения приёма получаем не только уменьшение числа преподавателей, но и (при сохранении того же учебного плана), увеличивается число дисциплин на одного преподавателя, т.е. преподаватель должен читать не только "свою" дисциплину, которой он профессионально занимается, но и парочку соседних, что очевидно приводит к снижению профессионализма и качества образования. Выходом может стать упрощение системы учебного плана и замена профессиональных курсов на в большей степени "общеобразовательные", но снижения качества это не отменяет.
Кроме того, обращаю внимание на то, что это речь идёт только о "горловой" нагрузке. Помимо этого преподаватель принимает экзамены и зачёты, проверяет контрольные работы и рефераты, руководит курсовыми и дипломными работами и т.д. Как теперь предполагается, одновременно он пишет научные статьи в высокорейтинговые американские журналы, где успешно соперничает с американскими профессорами, у которых не 9 пар в неделю, а две, а также личный кабинет, компьютер с доступом к мировым библиотечным ресурсам и много чего ещё.
Примерно как-то так.
homo_risorius
8 май, 2013 21:41 (UTC)
Ох.
Сравниваю с Женевой, где преподавательская нагрузка 2-4 академ.часа в неделю. Профессор, приехавший из Швеции жаловался, что там 9 часов (это 4.5 пары!), а это просто невыносимые условия. Действительно, основная деятельность - это научная работа, публикации, а преподавание - побочная, со всеми вытекающими.
Судя по стремлению сблизиться с болонской системой, все идет именно к упрощению учебного плана, сокращению часов и предметов и снижению качества.
Грустно.
(без темы) - kvakl_brodakl - 8 май, 2013 22:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - al_knt - 9 май, 2013 15:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 9 май, 2013 15:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kuligin - 9 май, 2013 17:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 9 май, 2013 19:44 (UTC) - Развернуть
iskatel
8 май, 2013 23:00 (UTC)
>> Видимо, также он считает, что один человек вполне может преподавать студентам всю русскую литературу от XI до ХХ века.

Будет заказано производство универсальных роботов-преподавателей ?
Вложил "курс" - получил "лекцию".
На выходе будут такие же дипломированные роботы, сдавшие тесты, на каждый вопрос 2 варианта ответа.
kvakl_brodakl
8 май, 2013 23:02 (UTC)
Помню, в городе-герое мне тётенька простодушно сказала, что может читать любой предмет, потому что "преподаватели дадут же лекции, я и буду их читать". Никак не могла понять, почему мне не нравится этот вариант.
sotrudnic
9 май, 2013 07:25 (UTC)
>>>Вопрос - как оценивать переизбыток. Например, министр считает, что нормально это когда на одного преподавателя приходится 12 студентов.

Радуйтесь и веселитесь! Украинский министр посчитал, что нормальным будет 18 студентов на преподавателя. И к сентябрю будут приводить в соответствие.
kvakl_brodakl
9 май, 2013 14:13 (UTC)
Да, как всегда, главное - найти, с чем сравнивать.
Ох!
poleteli_nozhi
9 май, 2013 12:49 (UTC)
Я,будучи медиевистом, преподаю всю литературу. От и до. И русскую, и зарубежку. Испытываю постоянное чувство вины перед студентами. Это очень тяжело.
kvakl_brodakl
9 май, 2013 14:14 (UTC)
Очень это понимаю.
al_knt
9 май, 2013 13:02 (UTC)
Тут недавно рассылали макеты ФГОС бакалавров - соотношение 1:12 там вообще не фигурирует, предлагается указать от 1:10 до 1:4
kvakl_brodakl
9 май, 2013 14:16 (UTC)
1:12 фигурирует в "дорожной карте" образования к 2018 году.
(без темы) - al_knt - 9 май, 2013 15:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 9 май, 2013 15:55 (UTC) - Развернуть
al_knt
9 май, 2013 15:34 (UTC)
Собственно, для каждой специальности это соотношение устанавливается. Сейчас это от 1:10 до 1:4 и в ближайшее время будет зафиксировано и утверждено в стандартах. Подозреваю, что 30% - это не от 1:12 (там гораздо больше было бы), а именно от этих цифр...
kvakl_brodakl
9 май, 2013 16:09 (UTC)
30% - это, понятное дело, от нынешнего числа преподавателей.
А насчёт отдельно по каждой специальности...
В "дорожной карте" это выглядит так:
3. Основные количественные характеристики системы высшего образования


Единица измерения 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год

Численность молодежи в возрасте
17 - 25 лет
тыс. человек 18624 17527 16373 15315 14330 13505 12941
Число образовательных организаций высшего образования, имеющих признаки неэффективности
единиц 167 139 111 84 56 28 -
Численность обучающихся по программам высшего образования, в том числе
тыс. человек 6490 6314 6099 5866 5630 5389 5145
приведенный контингент
-"- 2994 2842 2694 2361 2206 2174 2149
Число студентов в расчете на 1 преподавателя
человек 9,4 9,4 9,9 10,5 11 11,5 12

Криво вставляется, а html таблички не влезает в комментарий.
Вот здесь есть ссылка на саму "карту", а в ней - с. 87.

Edited at 2013-05-09 16:15 (UTC)

Profile

Рабочее
kvakl_brodakl
Квакль-бродякль
Филфак МГУ

Latest Month

Апрель 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Мои стихи и проза

Разработано LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek