Квакль-бродякль (kvakl_brodakl) wrote,
Квакль-бродякль
kvakl_brodakl

МУКи междисциплинарности

Обсуждаем с коллегами межфакультетские учебные курсы МГУ.
На мой взгляд, парадоксальный пример того, как хорошее дело можно сделать плохо.
У этой идеи может быть две сверхзадачи.
Первая - познакомить любопытствующих с азами науки. Научпоп в чистом виде. Вам интересно, что такое филология, мы вам расскажем. Можно в общем ("История и методология филологии / литературоведения / лингвистики, etc."), можно на конкретном примере (для начала - лучше всего, если этот предмет будет на слуху: та же фантастика / фэнтези, Шекспир или постмодернизм). В этом случае курсы категорически должны быть факультативными и не осложнять собой сетку часов. Обязательно требовать от студента расширить кругозор в инопрофильной сфере по меньшей мере странно, но любопытство интересующихся удовлетворять вполне себе стóит. Разумеется, у преподавателей должна быть возможность учесть эти лекции в нагрузке, несмотря на их факультативный характер.
Вторая - позиционируемая в преамбуле к спискам курсов идея межфакультетской интеграции и междисциплинарного характера образования. На мой взгляд, в этом случае следует исходить из нужд профессионального образования, а не повышения общего уровня культуры. Действительно, филологам-медиевистам не помешали бы курсы по средневековой истории, психолингвистам и когнитивистам - по психологии, многим литературоведам - по истории философии соответствующего периода, лингвокриминалистам - по праву, а специалистам по языку СМИ - по журналистике. Список условен и лишь поясняет мысль, мой личный опыт свидетельствует о том, что иногда обнаруживаются самые непредсказуемые междисциплинарные связи. Эту проблему нельзя решить даже сотней курсов на пятнадцать тысяч студентов университета. Не будь у нас проблем с аудиториями, наиболее правильным способом здесь я бы считала выделение для спецкурсов единого времени по всему университету (например, пятой парой, отделённой от четвёртой сорокаминутным интервалом для перехода из корпуса в корпус) и легализацией для каждого студента права (не обязанности ни в коем случае) засчитать спецкурс, прослушанный на любом другом факультете (а чтобы рыба не искала, где глубже, - при наличии завизированного научным руководителем обоснования целесообразности для профессионального развития). В этом случае мы уходим от общеобразовательного уровня (в университете всё-таки, как минимум, странного) и расширяем возможности профессионального образования. Коллеги с мехмата свидетельствуют, что между мехматом и ВМК такие связи стабильно работают. А вот между филфаком и истфаком, к сожалению, нет.
Я бы пошла дальше и вместо обязательного введения во все образовательные стандарты МГУ комплекса общеобразовательных предметов (включая 8 кредитов современного естествознания для всех) предложила бы факультетам закрыть тот же объём курсами по другим специальностям, на которые приглашаются преподаватели с других факультетов. Сейчас это около 50 кредитов: так пусть каждый факультет решит, какие "чужие" предметы ему целесообразно включить в свой учебный план: хоть для всего потока, хоть по отделениям. Вот позвали же искусствоведы филологов читать историю литературы. И тогда, может быть, наконец-то общеобразовательные предметы в учебных планах перестанут восприниматься как обязательная "нагрузка" к профессиональному образованию.
Если, конечно, профессиональное образование для нас всё ещё приоритетная задача...
***
А у нас сегодня - моросящий дождь и очень сильный ветер. В холмах туман, на улице промозгло, хочется в зимнюю спячку под одеяло.
Tags: актуальное, участь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 68 comments