?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Обсуждаем с коллегами межфакультетские учебные курсы МГУ.
На мой взгляд, парадоксальный пример того, как хорошее дело можно сделать плохо.
У этой идеи может быть две сверхзадачи.
Первая - познакомить любопытствующих с азами науки. Научпоп в чистом виде. Вам интересно, что такое филология, мы вам расскажем. Можно в общем ("История и методология филологии / литературоведения / лингвистики, etc."), можно на конкретном примере (для начала - лучше всего, если этот предмет будет на слуху: та же фантастика / фэнтези, Шекспир или постмодернизм). В этом случае курсы категорически должны быть факультативными и не осложнять собой сетку часов. Обязательно требовать от студента расширить кругозор в инопрофильной сфере по меньшей мере странно, но любопытство интересующихся удовлетворять вполне себе стóит. Разумеется, у преподавателей должна быть возможность учесть эти лекции в нагрузке, несмотря на их факультативный характер.
Вторая - позиционируемая в преамбуле к спискам курсов идея межфакультетской интеграции и междисциплинарного характера образования. На мой взгляд, в этом случае следует исходить из нужд профессионального образования, а не повышения общего уровня культуры. Действительно, филологам-медиевистам не помешали бы курсы по средневековой истории, психолингвистам и когнитивистам - по психологии, многим литературоведам - по истории философии соответствующего периода, лингвокриминалистам - по праву, а специалистам по языку СМИ - по журналистике. Список условен и лишь поясняет мысль, мой личный опыт свидетельствует о том, что иногда обнаруживаются самые непредсказуемые междисциплинарные связи. Эту проблему нельзя решить даже сотней курсов на пятнадцать тысяч студентов университета. Не будь у нас проблем с аудиториями, наиболее правильным способом здесь я бы считала выделение для спецкурсов единого времени по всему университету (например, пятой парой, отделённой от четвёртой сорокаминутным интервалом для перехода из корпуса в корпус) и легализацией для каждого студента права (не обязанности ни в коем случае) засчитать спецкурс, прослушанный на любом другом факультете (а чтобы рыба не искала, где глубже, - при наличии завизированного научным руководителем обоснования целесообразности для профессионального развития). В этом случае мы уходим от общеобразовательного уровня (в университете всё-таки, как минимум, странного) и расширяем возможности профессионального образования. Коллеги с мехмата свидетельствуют, что между мехматом и ВМК такие связи стабильно работают. А вот между филфаком и истфаком, к сожалению, нет.
Я бы пошла дальше и вместо обязательного введения во все образовательные стандарты МГУ комплекса общеобразовательных предметов (включая 8 кредитов современного естествознания для всех) предложила бы факультетам закрыть тот же объём курсами по другим специальностям, на которые приглашаются преподаватели с других факультетов. Сейчас это около 50 кредитов: так пусть каждый факультет решит, какие "чужие" предметы ему целесообразно включить в свой учебный план: хоть для всего потока, хоть по отделениям. Вот позвали же искусствоведы филологов читать историю литературы. И тогда, может быть, наконец-то общеобразовательные предметы в учебных планах перестанут восприниматься как обязательная "нагрузка" к профессиональному образованию.
Если, конечно, профессиональное образование для нас всё ещё приоритетная задача...
***
А у нас сегодня - моросящий дождь и очень сильный ветер. В холмах туман, на улице промозгло, хочется в зимнюю спячку под одеяло.

Comments

( 68 комментариев — Оставить комментарий )
widder_mg
9 фев, 2013 11:45 (UTC)
Я, наверное, маньяк, но общеобразовательные никогда не воспринимала как нагрузку и скучное обязалово. Мне всё нравилось, лишь бы давали хорошо.
А насчёт связей с родственными и отдалённо родственными факультетами - это, конечно, правильно. Возможность должна быть, чтобы развитие шло не однобоко.
kvakl_brodakl
9 фев, 2013 12:05 (UTC)
Я знаю, что нынешние студенты очень сетуют на "общеобраз" сейчас.
Правда, это они не знают, какой "общеобраз" был у нас :-))).
(без темы) - widder_mg - 9 фев, 2013 12:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 9 фев, 2013 12:25 (UTC) - Развернуть
taanyabars
9 фев, 2013 11:46 (UTC)
Меня всегда угнетает, что преподаватели одного факультета читают свои курсы без всякого учета специфики факультета , на котором учатся слушатели. Читают некий стандартный курс, который потом оказывается нужен в лучшем случае для расширения кругозора.
Сама в первые годы работы читала у педагогов, маркетологов, бухгалтеров-финансистов, политологов и наконец когда мне дали специалистов по туризму, сказала: все, на них я останавливаюсь, в туризме я хоть что-то понимала :)
kvakl_brodakl
9 фев, 2013 12:06 (UTC)
Вот да. Разве можно одинаково читать философию историкам и математикам? А в ректорате ещё и говорят: создайте поток и читайте всем скопом :(.
(без темы) - brain__storm - 9 фев, 2013 13:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sotrudnic - 9 фев, 2013 13:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - brain__storm - 10 фев, 2013 06:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - brain__storm - 9 фев, 2013 12:23 (UTC) - Развернуть
al_knt
9 фев, 2013 13:36 (UTC)
о сверхзадачах
Вообще-то, насколько я понял, МУК соответсвуют именно превой сверзадаче. Т.е. ликвидации этой самой "одностороннеый полноты" и хороших специалистов. И это полностью соответсвует сущности именно университетского образования. И именно поэтому, кстати, нужно и "естествознание" у гуманитариев (смысл его у, например, химиков не столь очевиден), и столь же обязательные "РЯ и культура речи". Правда, понимая это, в УП ФНМ я на этот премет поставил 0 (ноль) аудиторных часов. Чтоб расписание не ломать. Пусть книжки в рамках самоподготовки почитают и сочинение напишут... :-)
По второй Вашей сверзадаче - это (ИМХО опять же) совсем не о МУК. Это, лучше если Ваши специалисты совместно с историками составят соответсвующий (спец)курс в рамках специализации.
Да, если не секрет 50 з.е. - это какие? ГЭС (т.е. "общекультурная")? Так то, о чем Вы пишете - это очевидно не на замену этого, а в вариативку...
kvakl_brodakl
9 фев, 2013 15:34 (UTC)
Re: о сверхзадачах
1. Давайте зайдём с другой стороны.
Смысл курса "Русский язык и культура речи" я могу объяснить: выпускник любой специальности должен будет писать по-русски.
Объясните мне смысл курса "Современное естествознание" для гуманитария :).
2. Спецкурс - это прекрасно, если группа студентов занимается в рамках одного направления. А если каждому нужно что-то чужое, но всем разное? Этого же ни один план не вместит.
3. Округлила :). Имеются в виду обязательные для всего МГУ предметы, которые были включены во все стандарты, плюс 10 кредитов, которые вроде как планируется включить в планы на МУК. Если не считать иностранный язык, получается 44. Если считать - 64. Но против иностранного языка я ничего не имею, признаться (да и факультеты, видимо, тоже).
P.S. 0 аудиторных часов - это гениально! До этого даже я не додумалась, признаться :).
(без темы) - man_par_prieku - 10 фев, 2013 07:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - al_knt - 10 фев, 2013 12:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 10 фев, 2013 12:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - man_par_prieku - 10 фев, 2013 16:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - al_knt - 10 фев, 2013 19:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - man_par_prieku - 10 фев, 2013 19:06 (UTC) - Развернуть
philtrius
9 фев, 2013 14:08 (UTC)
Филологамъ необходимо проходить ариѳметику и нѣкоторую часть геометрiи. А еще должности человѣка и гражданина.

sotrudnic
9 фев, 2013 15:02 (UTC)
"Не знающий геометрии пусть сюда не входит"?..
(без темы) - philtrius - 9 фев, 2013 15:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sotrudnic - 9 фев, 2013 15:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - philtrius - 9 фев, 2013 15:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 9 фев, 2013 15:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - philtrius - 9 фев, 2013 15:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 9 фев, 2013 15:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - philtrius - 9 фев, 2013 15:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 9 фев, 2013 16:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - philtrius - 9 фев, 2013 16:28 (UTC) - Развернуть
pahmutova
9 фев, 2013 17:43 (UTC)
Масло на моём переводческом куске хлеба -- результат исправного посещения лекций по общей геологии Н.В. Короновского и семинаров О. Паниной.
Прелесть именно университета и была в том, что здесь лазейку возможности параллельного обучения закрыли последними в России.
И я помню глаза нашего инспектора, когда я хотела проставить себе курс в зачётку.

Знаю физика, который четыре курса параллельно учился в меде, знаю экономистов, успешно переводившихся на мехмат.
Знаю, в конце концов физтеха, который под влиянием жены с ОТиПЛ защитился сам в области лингвистики и сейчас успешно преподаёт.
Не на филфаке, естественно, а там где платят.

Вопрос не в том "как читать", а кого, с каким уровнем общего развития и какими целями в жизни зачислять в университет вообще и на наш факультет в частности.
Риторический, да.

Edited at 2013-02-09 17:44 (UTC)
kvakl_brodakl
9 фев, 2013 20:11 (UTC)
Единичные случаи есть всегда. Я тоже знаю физика, который ходил ко мне сначала на древнерусскую литературу, а потом и на XVIII век.
Речь ведь не об этом.
soglyadataj
9 фев, 2013 21:57 (UTC)
Мы на истфаке всегда понимали, что без нормальных курсов общемировой литературы мы ущербны. Но увы, кроме лекций Косикова, больше ни на что у нас пороху не хватало.
То, есть, с точки зрения истфака я бы выступал скорее за обязательный, причем длинный курс европейской литературы.
И думаю, с точки зрения универсовской лоигки, введение такого курса оказалось бы проще, чем система взаимоперекрестных спецкурсов, до которой всей системе образования еще расти и расти
kvakl_brodakl
10 фев, 2013 09:46 (UTC)
Я в своё время тоже выступала за курс истории региона (для русистов - русской, для славян - славянской, для романо-германцев - западной), параллельный курсу истории литературы.
Уж полезнее естествознания было бы, несомненно.
ad_legendum
10 фев, 2013 04:54 (UTC)
Здравствуйте. Я выпускница филфака, классического отделения. Училась тогда, когда, чтобы сходить на лекцию по истории и искусствоведению, достаточно было спуститься на 5 этаж, чем мы и пользовались. Так что в смысле самоспасения утопающих очень жаль, что филфак и истфак теперь в разных зданиях.
Что касается тех курсов, которые были в сетке, с удовольствием вспоминаю зарубежку и семинары по литведу Семёнова. От остальных остались в основном удручающие впечатления.
Проблема, мне кажется, в первую очередь в отношении самих преподавателей к этим пропедевтическим курсам. Складывалось ощущение, что раз они читают непрофильный курс, то изначально не рассчитывают, что хоть кто-то будет их слушать. Острое ощущение ненужности предмета исходило от самих преподавателей. К тому же, некоторые, по-моему, не всегда понимали специфику аудитории, которая их слушает. И мне до сих пор жаль, что у меня не было нормальных курсов по философии, литературоведению, истории и пр.
Философия: полтора года - впустую. Как вообще можно столь виртуозно ничего не делать, чтобы этого "ничего" хватало на полтора года?? Но философия - это, видимо, самый сложный для внятного преподавания предмет. Вот литературоведение, 4 курс (т.е., введение в литвед уже было на первом), преподаватель - автор учебника, по которому мы и занимались. На экзамене мне достался вопрос о поэтике, и когда я упомянула Аристотеля, в ответ получила "Я вижу, Вы читали мой учебник"... Похожая история была на первой лекции по политологии: преподавательница сказала, что расскажет нам об Аристотеле, потому что "кто же вам ещё о нём расскажет". Вся девятая поточка ощутимо задержала дыхание, но лектор ничего не заметила.
Русская литература... Мы обсуждали "Невыразимое", "Море" и т.д. прямо по той программе, с которой мы поступали. Да мы наизусть это всё знали, мы же сочинение писали. И я Вас уверяю, что никуда вглубь от "шуриков" мы не продвигались. Это была изощрённейшая пытка, в субботу первой парой) Кстати, не очень понятно, почему на классике есть русская литература 19в., но нет древнерусской. Её не хватает!! Я пыталась навёрстывать как-то сама, но ходить на занятия к русистам не очень-то получалось из-за плотности расписания.
То же о курсе истории: вся история России за 1 семестр, которую, к тому же, после устного вступительного экзамена так просто не забудешь. А курс был построен так, будто мы никогда и ничего о русской истории не слышали.
Русский язык на 4 курсе - загадка. Зачем?? Уже не говорю о том, что преподавательница (та же, что читала лекции на подготовительных курсах) читала вслух всё ту же методичку, которую каждый поступивший знал наизусть. Но мы к тому времени преодолели введение в языкознание, латинский и греческий истграмм, и в целом уже подозревали, что такое фонема и что в русском языке они тоже бывают.
На этом фоне меркнет информатика, которая на третьем курсе учила нас, как работать в Ворде, с подробными примерами, какие слова компьютер подчёркивает красненьким, а какие - нет. Во всяком случае, о незнании информатики я жалею меньше.
Курс по выбору о мировых религиях, видимо, по названию показался наиболее завлекательным, и на первое занятие пришла толпа народу. Преподаватель излагал какие-то весьма нетривиальные концепции, порой близкие к оскорбительным, подкрепляя всё это вопиюще ошибочными фактами. В начале занятия ещё кто-то пытался возражать, но потом мы только переглядывались, не зная, куда деваться от чувства неловкости. Потом ещё долго обсуждали, что в такой ситуации вообще делать и каким чудом такой человек попал в МГУ.
Можно как угодно организовать все эти МУКи, но в муки их превращает нежелание преподавателей уважать непрофильную аудиторию.
Вот я, не сдержавшись, слишком много написала. И, пока писала, поняла, что для меня до сих пор, как и тогда, эта тема больная. И я, конечно, с большим уважением отношусь ко многим прекрасным людям, которых довелось встретить на родном филфаке.

Edited at 2013-02-10 05:02 (UTC)
kvakl_brodakl
10 фев, 2013 09:48 (UTC)
Тут две разных идеи.
Конкретное исполнение - это отдельный вопрос, я не хочу его поднимать, надеюсь, Вы меня поймёте.
Но я убеждена, что составлять план, исходя из того, кто скорее всего будет читать, не есть правильно. В конце концов, всё меняется.
А древнерусская теперь будет :).
Спасибо Вам за мнение. Я очень хорошо понимаю, насколько это больная тема...
(без темы) - ad_legendum - 10 фев, 2013 18:32 (UTC) - Развернуть
pteros_nika
10 фев, 2013 07:46 (UTC)
модернизация любит нас!
Я ожидала увидеть "Россию в мире" и "Как правильно родину любить." Так что, сравнивая с этим набором, не так уж и плохо вышло.

Но если отсчитывать не от абсолютного нуля, то жалко и себя, фактически подневольного в нашей системе, и преподавателей, которым досталась дополнительная нагрузка.
kvakl_brodakl
10 фев, 2013 09:43 (UTC)
Re: модернизация любит нас!
Как преподаватель, могу сказать, что я люблю читать всё, везде и всегда, так что, на мой взгляд, это как раз интересный опыт.
Подумываю вписаться как-нибудь в эту систему :).
На самом деле, проблема ещё и в том, что название не всегда сразу обо всём говорит, а ещё могут возникнуть проблемы с тем, что народ записаться-то записался, а базовой подготовки не хватает...
neminnaari
10 фев, 2013 09:38 (UTC)
А у нас физ-ра во время русской истории IX - XVIII вв. на истфаке!=(
kvakl_brodakl
10 фев, 2013 09:41 (UTC)
Значит, в следующем году повезёт :).
(Переносить физ-ру для всего факультета было выше моих сил, признаться.)
(без темы) - neminnaari - 10 фев, 2013 09:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 10 фев, 2013 09:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - neminnaari - 10 фев, 2013 09:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 10 фев, 2013 09:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - neminnaari - 10 фев, 2013 09:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 10 фев, 2013 10:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - neminnaari - 10 фев, 2013 10:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 10 фев, 2013 10:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - neminnaari - 10 фев, 2013 10:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 10 фев, 2013 10:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - neminnaari - 10 фев, 2013 10:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 10 фев, 2013 11:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - neminnaari - 10 фев, 2013 11:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 10 фев, 2013 11:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - neminnaari - 10 фев, 2013 11:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 10 фев, 2013 11:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - neminnaari - 10 фев, 2013 11:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 10 фев, 2013 11:50 (UTC) - Развернуть
( 68 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

Рабочее
kvakl_brodakl
Квакль-бродякль
Филфак МГУ

Latest Month

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Мои стихи и проза

Разработано LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek