Квакль-бродякль (kvakl_brodakl) wrote,
Квакль-бродякль
kvakl_brodakl

"Капнист туда и обратно"

...Вот как было в прежни годы,
Когда не было свободы!

Была в "Эрмитаже" на спектакле "Капнист туда и обратно".
Впечатления чрезвычайно разнородные: от "что за ерунда" в первые двадцать минут до чувства, вполне близкого к приятию, в конце. Не могу сказать, что заворожило и увлекло, но оригинально и вполне самобытно.
В основе спектакля - абсурдный исторический анекдот XVIII века, пересказанный в своё время Натаном Эйдельманом Юлию Киму и легший в основу стихотворения "Волшебная сила искусства".
От событий, происходящих на сцене, нельзя требовать исторической достоверности: Василь Васильич Капнист и император Павел I здесь не исторические лица, а герои анекдота.
И поэтому на них смотришь под другим углом зрения. И писатель Капнист, довольно нелепый и пугливый, мечтающий о месте на Парнасе, с которого его во сне выгоняет грозный Тредьяковский (он, кстати, бас и дивно прекрасен), сначала ещё пытается хорохориться и предвкушать, как начнёт воротить нос, когда его правоту и талант всё же вынуждены будут признать, но, будучи закован в кандалы, тщетно вопрошает: "Я ж только выставил порок по правилам искусств! Но я его и обличил! За что ж меня в железы? И в пятом акте истоптал, - за что ж меня в Иркутск?!", а потом и вовсе падает в обморок "у позлащённых шпор". И истеричный и нервный Павел скор как на расправу, так и на милость и в пьесе видит не только обличение коррупции, но и глубинные свойства человеческой природы, причём присущие всем людям независимо от традиционного классицистического деления на отрицательных и положительных. Так что традиционная тема "поэт и власть" предстаёт перед нами отнюдь не банальными гранями.
"Ябеду" покалечили чрезвычайно, причём не всегда понятно, зачем. Повытчик Добров заменён резонёром Правдиным, который как бы вынесен за действие пьесы и осуществляет связь между миром комедии, миром представления и реальным миром. Ябедник Праволов превращается в Неправдина для вящего, но всё же слишком линейного контраста. Сюжетная схема сохранена, хотя и чрезвычайно упрощена, реплики же заменены ариями и хорами, хотя местами весьма замечательными, но всё же "неродными". На фоне этого гимн взяткам "Бери, большой тут нет науки..." очень радует :). А игры с дополнением текста узнаваемыми цитатами, когда перечисляя тех, кому следует дать взятку, Правдин-Добров сбивается на монолог Молчалина, заканчивающийся собакой дворника, вызывают бурный восторг в зале.
И, конечно, гениален ход, когда весь спектакль актёры играют в нижнем белье (царь внезапно приезжает в придворный театр ночью), а кланяться выходят в бальных костюмах :).
В общем, очень на любителя, но я вовсе не жалею, что сходила.
А на улице теплеет, падающие снежинки щекочут нос, а организм завис где-то на границе простуды и решает, куда ему дальше...
Tags: театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments