?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Жестокость vs порядок

Я обычно не говорю на занятиях на посторонние темы.
Не веду беседы "за жизнь", не расспрашиваю студентов об их взглядах, отношении к чему-то.
И всё же иногда - ничего не поделаешь, по ходу курса истории литературы вдруг оказывается, что некоторые темы до сих пор (а некоторые - так просто всегда) актуальны - случается.
Сегодня в конце второй пары была "Повесть о Дракуле".
Заговорили, естественно, и о том, что повесть может рассматриваться и как апология сильной, хотя и грозной, даже кровавой власти, и как памфлет, обличающий правителя, возведшего жестокость в абсолют и получающего от этого извращённое удовольствие.
- Да он маньяк! - восклицает одна девочка.
- Нет! - тут же парирует другая. - Он абсолютно прав!
- Но чем же? - недоумевает первая.
И вторая уверенно отвечает:
- Зато был порядок!
Ну и дальше: что Макиавелли был прав и на действия правителя не должны распространяться нормы общечеловеческой этики...
- Ну да, - говорю, - помните, в фильме "Царь" Ивана Грозного именно это как раз очень волновало? Помните, он там постоянно спрашивает: как человек я грешен, знаю, но как царь-то - праведен? Как царь ведь праведен???!!!
Кивает.
Не смущает...
Поднимаюсь на кафедру, озадаченно пересказываю сюжет коллегам. Одна из преподавательниц подхватывает:
- Да, у меня тоже недавно на двадцатом веке зашёл разговор о Сталине, а студенты и говорят, мол, да ладно Вам, зато был порядок. Я им: а ничего, что реки крови были, такой был порядок? Молчат, но по глазам видно - не согласны.
Я, честно говоря, и в старшем-то поколении это не очень понимаю, но у молодых, 18-летних - откуда у них эта мечта о железной руке, которая наведёт порядок? Ещё лет семь, даже пять назад в студенческой аудитории такое было немыслимо.
Да и вообще мне казалось, что идея не для студенческой аудитории. В этом возрасте естественно максималистски стремиться к свободе, не задумываясь над теми неудобствами, которые она может доставить. Мне доводилось брюзжать, пряча улыбку, мол, слушаю я вас и понимаю: нет у вас ещё детей маленьких да родителей стареньких...
А тут - неглупые симпатичные дети.
И порядка хотят...

Comments

simfeya
26 окт, 2012 17:18 (UTC)
мне про 37г и репрессии рассказала пожилая учительница истории Людмила Михайловна (спасибо ей за это большое!), правда не в классе, а во время "внеурочной работы" Потом другая историчка - молодая выпускница филосовского факультета, ещё не знавшая о чём можно, а о чём не рекомендуется говорить с выпускниками в 10кл. Плюс сборы малой академии наук, где студенты ист.фака и философского после отбоя читали своеобразные лекции нам, провинциальным старшеклассникам.
Потом шквал информации в СМИ. Невозможно было остаться вне темы.
А нынешним приходится устраивать специальный ликбез.
kvakl_brodakl
26 окт, 2012 18:00 (UTC)
У меня был шквал информации в СМИ. А до этого подруга - обычная московская школьница - в 87-м приохотившая меня к Бродскому.
Тогда, впрочем, действительно, невозможно было остаться вне темы...

Profile

Рабочее
kvakl_brodakl
Квакль-бродякль
Филфак МГУ

Latest Month

Апрель 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Мои стихи и проза

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek