?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Жестокость vs порядок

Я обычно не говорю на занятиях на посторонние темы.
Не веду беседы "за жизнь", не расспрашиваю студентов об их взглядах, отношении к чему-то.
И всё же иногда - ничего не поделаешь, по ходу курса истории литературы вдруг оказывается, что некоторые темы до сих пор (а некоторые - так просто всегда) актуальны - случается.
Сегодня в конце второй пары была "Повесть о Дракуле".
Заговорили, естественно, и о том, что повесть может рассматриваться и как апология сильной, хотя и грозной, даже кровавой власти, и как памфлет, обличающий правителя, возведшего жестокость в абсолют и получающего от этого извращённое удовольствие.
- Да он маньяк! - восклицает одна девочка.
- Нет! - тут же парирует другая. - Он абсолютно прав!
- Но чем же? - недоумевает первая.
И вторая уверенно отвечает:
- Зато был порядок!
Ну и дальше: что Макиавелли был прав и на действия правителя не должны распространяться нормы общечеловеческой этики...
- Ну да, - говорю, - помните, в фильме "Царь" Ивана Грозного именно это как раз очень волновало? Помните, он там постоянно спрашивает: как человек я грешен, знаю, но как царь-то - праведен? Как царь ведь праведен???!!!
Кивает.
Не смущает...
Поднимаюсь на кафедру, озадаченно пересказываю сюжет коллегам. Одна из преподавательниц подхватывает:
- Да, у меня тоже недавно на двадцатом веке зашёл разговор о Сталине, а студенты и говорят, мол, да ладно Вам, зато был порядок. Я им: а ничего, что реки крови были, такой был порядок? Молчат, но по глазам видно - не согласны.
Я, честно говоря, и в старшем-то поколении это не очень понимаю, но у молодых, 18-летних - откуда у них эта мечта о железной руке, которая наведёт порядок? Ещё лет семь, даже пять назад в студенческой аудитории такое было немыслимо.
Да и вообще мне казалось, что идея не для студенческой аудитории. В этом возрасте естественно максималистски стремиться к свободе, не задумываясь над теми неудобствами, которые она может доставить. Мне доводилось брюзжать, пряча улыбку, мол, слушаю я вас и понимаю: нет у вас ещё детей маленьких да родителей стареньких...
А тут - неглупые симпатичные дети.
И порядка хотят...

Comments

simfeya
26 окт, 2012 16:52 (UTC)
Скорее всего, просто плохо знают историю. Одно дело - читать про абстрактные цифры жертв. Другое - слушать рассказ пожилой женщины со скрюченными артритом пальцами рук про то, как её в 14 лет посадили за несколько колосков, подобранных на обочине дороги, девоске просто обидно стало, что пропадут, а дома были голодные трое младших. Донесли свои же одноклассники-комсомольцы.
Вот когда детям про такое рассказываешь, или про то, как детям "врагов народа" меняли имена и фамилии, чтобы они забыли свою семью, или про другие конкретные факты, например, нельзя было поступить туда, куда хочешь, а только туда, куда партия даст направление - тогда начинают что-то понимать. И перестают хотеть "порядка"
Проблема в том, что об этом редко кто говорит с ними. Родителям не до того. Учителя не ведут разговоров на "посторонние" темы (это не в осуждение,если что).

Edited at 2012-10-26 16:57 (UTC)
kvakl_brodakl
26 окт, 2012 17:05 (UTC)
Да, наверное...
Мне как-то казалось, что "что такое хорошо и что такое плохо" скорее исподволь постигается.
А может быть, дело в том, что мы это всё постигали вне школы/вуза (вне семьи, впрочем, тоже) и мне это кажется естественным. В том смысле, что не требует дополнительных разговоров.
А оно вон оно как...
И вообще, так всегда: родителям некогда, а у меня только 72 часа :).
simfeya
26 окт, 2012 17:18 (UTC)
мне про 37г и репрессии рассказала пожилая учительница истории Людмила Михайловна (спасибо ей за это большое!), правда не в классе, а во время "внеурочной работы" Потом другая историчка - молодая выпускница филосовского факультета, ещё не знавшая о чём можно, а о чём не рекомендуется говорить с выпускниками в 10кл. Плюс сборы малой академии наук, где студенты ист.фака и философского после отбоя читали своеобразные лекции нам, провинциальным старшеклассникам.
Потом шквал информации в СМИ. Невозможно было остаться вне темы.
А нынешним приходится устраивать специальный ликбез.
kvakl_brodakl
26 окт, 2012 18:00 (UTC)
У меня был шквал информации в СМИ. А до этого подруга - обычная московская школьница - в 87-м приохотившая меня к Бродскому.
Тогда, впрочем, действительно, невозможно было остаться вне темы...
pahmutova
26 окт, 2012 18:16 (UTC)
А вам в голову не приходит, что этими "артритными старушками с колосками" нынешним детям так же проели плешь, как вам в своё время историями про Тимура и его команду?
С малолетства учат ненавидеть СССР, презирать свой народ, плевать на могилы, долбят нон-стоп про кровавую тиранию, реки крови и прочее.
Вас удивляет, что дети не верят?
taimyr
27 окт, 2012 02:58 (UTC)
Где учат ненавидеть СССР, плевать на могилы? Вот как раз недоговорённость и ложь, полуправда, в конечном итоге привела такую сильную и могучую страну, какой был СССР, к развалу. Думается так.
simfeya
27 окт, 2012 15:03 (UTC)
А Вы много проработали с детьми? И часто говорили с ними на эти темы?
pahmutova
30 окт, 2012 01:34 (UTC)
И с детьми и со взрослыми.
Дети нынешние разумнее, ибо выросли в атмосфере социального бедствия и знают что почём.
Со взрослыми вроде вас, выращенными в тепличной советской атмосфере и не успевшими (чудом) хлебнуть горя в конце всьмидесятых и в девяностые прихдится сложнее: вбитые намертво стереотипы о примате джинсов, жЕвачки и колбасы над безопасностью и свободой отступают с трудом.
simfeya
30 окт, 2012 02:51 (UTC)
Да Вы ещё и экстрасенс, любезная!
Не зная моих учеников (кстати, выросших в довольно обеспеченных, если не сказать богатых, семьях), не зная меня - сделать такие глубокие выводы о моих стереотипах! :)))))

Profile

Я
kvakl_brodakl
Квакль-бродякль
Филфак МГУ

Latest Month

Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Мои стихи и проза

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek