?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вот тут в ленте очень хорошие люди пытаются понять, как же так получилось, что мы-то, вроде бы, снова да на те же грабли...
"...Однажды, просидев здесь почти месяц, я прочла Шаламова, подшивку "Граней" от корки до корки, историю Православной Церкви 20 века, еще множество свидетельств - голосов, не долетевших до Родины, но не пропавших совсем.
Сейчас, листая эти уже ветхие страницы, я думаю - как получилось, что мы все не донесли этого до России.
Нет, конечно, оно издано, оно, в принципе, доступно...
Но какую страну, возможно, нам удалось бы построить, если бы мы всем народом пережили и осознали произошедшее.

А мне вспоминается одна семейная история.
Обычная московская семья.
Бабушка, мама, папа и дочка.
Обычная московская квартира.
Бабушка - мамина мама. И с папой у неё отношения не ахти. И периодически это "не ахти" взрывается - скандалом, криками, хлопанием дверьми. Слезами, каплями валокордина. Снова слезами - уже примирения. Люди-то все хорошие.
Мама плачет. Ей не понять: почему её мама не видит того, что видит она. Он же такой хороший, и заботливый, и работа у него престижная, и с работы всегда сразу домой, и дочку любит.
У бабушки, как водится, свои резоны: проводку починить не может, сантехнику, опять же, исправить.
Папа взрывается:
- Я зарабатываю достаточно, чтобы заплатить сантехнику!!!
Бабушка невозмутимо парирует:
- Ну вот, видишь, он и не отрицает, что руки не из того места растут...
Ну, вы знаете, как это бывает. Вот и классик про квартирный вопрос не зря говорил, ой, не зря...
Время идёт. Дочка вырастает, выходит замуж, рожает ребёнка. Живут с родителями, деваться некуда, снимать не под силу, менять негоже.
У мамы с дочкиным мужем отношения не ахти. И периодически это "не ахти" взрывается...
Ну, вы поняли.
И в один прекрасный день дочка в слезах приходит к маме и криком кричит:
- Мама!!! Ну как же ты можешь??? Ведь у тебя самой было то же самое!!! Ведь ты же помнишь, как это было!!! Почему же ты теперь сама - точно так же???
И мама смотрит на неё изумлёнными, широко распахнутыми глазами и искренне - совершенно, абсолютно искренне - говорит:
- Нет, ну что ты?! Ведь ЭТО ЖЕ СОВСЕМ ДРУГОЕ ДЕЛО!!!
Знаете, мне кажется, что сейчас происходит то же самое.
Большинству людей - совершенно и абсолютно искренне - кажется, что это совсем другое дело. Подавляющему большинству.
Не тем, кого винтят, похищают, пытают. Не тем, кого судят, сажают, ссылают. Не тем, кто стоит рядом.
Всего лишь всем остальным...
Я и сама ловлю себя на мысли: нет, ну какой 34-й, какой 37-й! Бардак, произвол, дичь в судопроизводстве, ещё большая - в законотворчестве. Но не воронки, не тройки, не десять лет без права переписки. Всё-таки первое у нас почти всегда, а второе - слава Богу, выборочно.
А главное: те, кого: разве они такие? Ведь тем, прошлым мы уже научились симпатизировать: во многом именно потому, что пережили и осознали. Ведь с первых страниц тех самых рассказов, воспоминаний, фильмов, по которым мы открывали для себя то страшное время, нам сразу становилось ясно, кто хорош, а кто плох. И думалось только: ну как же так, почему же всем вокруг тогда было не очевидно, что происходит? Ну пусть не всем, но хотя бы всем здравомыслящим-то людям???
А эти? Да разве же сравнить? Там - по фильмам, воспоминаниям, рассказам - хотелось встать рядом, обнять и плакать. Здесь - подчас и одной улицей-то не хочется идти, что уж там.
И само собой с языка срывается: ну это же совсем другое дело...
Потому что жизнь - она так всегда устроена, что изнутри ничего толком не видно. А барахтаться-то приходится именно там, иного не дано.
А со временем - в воспоминаниях, рассказах, фильмах, - всё наконец-то обретёт чёткие очертания и краски. И оттуда, конечно же, уже будет видно, что чёрное, а что белое...
И дети детей наших горько вздохнут: ну как же так???

Comments

( 56 комментариев — Оставить комментарий )
pluhcmyk
24 окт, 2012 20:08 (UTC)
Не тридцатые, пожалуй, двадцатые, первая половина (((((
Но все равно грустно
kvakl_brodakl
24 окт, 2012 20:08 (UTC)
В моей ленте мнения разделились между 34-м и 37-м.
(без темы) - pluhcmyk - 24 окт, 2012 20:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 24 окт, 2012 21:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pluhcmyk - 24 окт, 2012 21:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 25 окт, 2012 15:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pluhcmyk - 25 окт, 2012 20:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 25 окт, 2012 20:01 (UTC) - Развернуть
doc_jekill
24 окт, 2012 20:12 (UTC)
Точно. Тоже об этом думаю, делая усилие при проведении параллелей. Что те, вышедшие на площадь, основной массой окружающих должны были восприниматься как непонятные отщепенцы и уроды...
kvakl_brodakl
24 окт, 2012 20:14 (UTC)
Скорее всего - именно так...
Не берём крайние случаи - речь идёт о большинстве...
nikysia
24 окт, 2012 21:08 (UTC)
Да, все правильно вы написали. Хотя я стараюсь в отношениях с моими детьми не повторять ошибок своих родителей. Общество тоже могло бы постараться не наступать все время на те же грабли, а хотя бы выбрать какие-нибудь другие:( Но трудно, трудно...
kvakl_brodakl
24 окт, 2012 21:12 (UTC)
В том-то и беда, что трудно. И кажется, что и не грабли вовсе...
mka
24 окт, 2012 21:21 (UTC)
Да, просто внешне методы другие, но дух тот самый...
(без темы) - mka - 24 окт, 2012 21:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 25 окт, 2012 15:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mka - 25 окт, 2012 16:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 25 окт, 2012 16:40 (UTC) - Развернуть
leto06
24 окт, 2012 21:29 (UTC)
Пока, ИМХО, мы в конце 70-х - начале 80х. ПОКА. Но уж ОЧЕНЬ быстро мы прошли на 30 лет назад. Если учесть ускорение... В общем, да, страшно не на шутку.
kvakl_brodakl
25 окт, 2012 15:09 (UTC)
Да, с этим я, пожалуй, в большей степени соглашусь.
Но мне страшно другое...
Из нынешних двух сторон я не вижу той стороны, где правда...
(без темы) - gospatent - 25 окт, 2012 21:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 26 окт, 2012 05:05 (UTC) - Развернуть
lunapache
24 окт, 2012 21:37 (UTC)
Текст впечатляющий)... Меня)
iskatel
24 окт, 2012 22:12 (UTC)
>>- Нет, ну что ты?! Ведь ЭТО ЖЕ СОВСЕМ ДРУГОЕ ДЕЛО!!!
Знаете, мне кажется, что сейчас происходит то же самое.

очень точно подмечено...

>>Ведь с первых страниц тех самых рассказов, воспоминаний, фильмов, по которым мы открывали для себя то страшное время, нам сразу становилось ясно, кто хорош, а кто плох.

Знаешь, чем дальше вникаешь в то, что "было", тем оно сложнее и многограннее. И не только сразу, но и по прочтении делить всё на белое-чёрное уже не получается.
kvakl_brodakl
25 окт, 2012 15:13 (UTC)
Я про это много думаю...
Мне кажется, в жизни практически никогда нет абсолютного добра и абсолютного зла. Поэтому люди либо делят мир на чёрное и белое, поляризуя крайности и усложняя общую картину мира, либо пытаются дистанцироваться от всего, ибо ничто не бело абсолютно.
При этом иногда мне кажется, что вторые лучше первых, но выигрывают всегда первые. Те, чья крайность нынче белая...
yulya_sakura
25 окт, 2012 01:15 (UTC)
Вы правы, и очень своевременны эти мысли, потому что...

Ну, хотя бы потому, что мой муж каждое утро повторяет: "Ну, это все-таки еще не 37-ой..."
Каждое утро.
kvakl_brodakl
25 окт, 2012 15:13 (UTC)
Да, понимаю...
Спасибо!
_o_tets_
25 окт, 2012 05:16 (UTC)
Очень хороший, сильный текст. Спасибо!
pvorontsov
25 окт, 2012 05:48 (UTC)
Проснулся. Прочитал. Всё не так. Просто ФСЁ.

До Домодедово 40 минут, потом ещё 2 часа, и вы в свободной стране.
Совсем иной уровень технологий даёт абсолютно иное качество всех нынешних политических процессов.

Можно говорить, что с Ивана Грозного в России ничего не меняется. Но если бы сегодня Шаламову всерьёз рассказывать про сравнение нашего времени и его, он бы стал это слушать?

А со временем - в воспоминаниях, рассказах, фильмах, - всё наконец-то обретёт чёткие очертания и краски. - у нас регулярно, раз в тридцать лет, пишут рассказы диаметрально противоположные предыдущим, снимаю новые фильмы и поют новые песни.

Ведь с первых страниц тех самых рассказов, воспоминаний, фильмов, по которым мы открывали для себя то страшное время, нам сразу становилось ясно, кто хорош, а кто плох. - Вы издеваетесь?

В тридцатые у власти был огромный людской ресурс, а сейчас огромный природный.

«Пути назад нет!» - прочитайте по буквам. Этот лозунг был корявыми буквами, чёрной краской написан на строящемся мосту четвёртого транспортного кольца близь Шоссе Энтузиастов. (Какое название шоссе). Каждое утро в течение нескольких месяцев, пробегая на зарядку, я видел этот лозунг, сейчас его затёрли.


Про Шаламова у меня здесь
А про мосты здесь
kvakl_brodakl
25 окт, 2012 15:17 (UTC)
Ну - не так, значит, не так :).
alex_litvinov
25 окт, 2012 06:54 (UTC)
"Ведь тем, прошлым мы уже научились симпатизировать..."

Есть ощущение, что скоро и симпатии к прошлому изменятся. Сталин пропагандой снова позиционируется как герой, выигравший войну и эффективный менеджер. Репрессии пока еще преподносятся как ошибки вождя, но уже не как престпление. Скоро про них опять предпочтут не вспоминать, как в 70-х. А потом, либо все вернется к 30-м, либо, что скорее всего, к 80-м.
kvakl_brodakl
25 окт, 2012 15:15 (UTC)
Да, скорее всего, именно так и будет.
Надо будет попробовать с нынешними студентами про это поговорить.. А то я с ними всё про древнерусскую литературу...
(без темы) - alex_litvinov - 26 окт, 2012 13:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 26 окт, 2012 14:53 (UTC) - Развернуть
glinbrethil
25 окт, 2012 08:03 (UTC)
Какое прекрасное сравнение!!!!! Апплодирую стоя! Очень многое объясняет, и наглядно, и даже, в чем-то, весело. и повод на подумать есть, и промолчать, не ляпнуть, и, может, даже что-то сделать???
kvakl_brodakl
25 окт, 2012 15:16 (UTC)
Спасибо :-))).
Ну, не знаю, как там насчёт "весело"..
(без темы) - glinbrethil - 26 окт, 2012 09:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 26 окт, 2012 14:53 (UTC) - Развернуть
werhamster
25 окт, 2012 16:30 (UTC)
-- тем, прошлым мы уже научились симпатизировать

гениально точно и подмечено и сказано.
vareya
25 окт, 2012 17:23 (UTC)
Можно к себе в жж утащу?
kvakl_brodakl
25 окт, 2012 17:24 (UTC)
Конечно!
Всё открытое тащится без спроса :-))).
(без темы) - vareya - 25 окт, 2012 17:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 25 окт, 2012 17:37 (UTC) - Развернуть
markshat
27 окт, 2012 17:50 (UTC)
а, может, уже никогда не будет ясно, может, это и есть приобретение нашего времени, что невозможно четкое разделение на черное и белое, плохих и хороших, а желание обнять, встать рядом - это изжитый сентиментализм. ну, может быть, встать рядом с кем-то одним или несколькими, кого можно сосчитать по пальцам одной руки, кто сам был больше этого разделения, с каким-нибудь мандельштамом или платоновым, или мечущимся розановым.
kvakl_brodakl
27 окт, 2012 19:02 (UTC)
На самом деле, мне как-то кажется, что в самый момент это никогда и не было ясно...
(без темы) - markshat - 28 окт, 2012 07:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 28 окт, 2012 08:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - markshat - 28 окт, 2012 08:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 28 окт, 2012 08:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - markshat - 28 окт, 2012 09:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 28 окт, 2012 09:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - markshat - 28 окт, 2012 09:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 28 окт, 2012 09:21 (UTC) - Развернуть
( 56 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

Рабочее
kvakl_brodakl
Квакль-бродякль
Филфак МГУ

Latest Month

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Мои стихи и проза

Разработано LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek