Квакль-бродякль (kvakl_brodakl) wrote,
Квакль-бродякль
kvakl_brodakl

Categories:

"Орда" Андрея Прошкина

Сходила в кино на "Орду" Андрея Прошкина. Действительно, фильм сильный, хотя кому-то покажется излишне натуралистическим, кому-то - излишне "грязным" и приземлённым, а кому-то, возможно, излишне однообразным, затянутым и скучным.
В этом фильме, наверное, каждому видится своё. Это не историческое кино, не политическая аллегория и даже не духовная притча (что, впрочем, не мешает рецензентам искать ошибки в исторической реконструкции, проводить параллели между Золотой Ордой XIV века и современной Россией и толковать путь митрополита Алексия как Голгофу в подражание крестному пути Христа). Для меня это фильм, если угодно, о физиологии чуда в человеческой жизни...
И князь Иван, отправляя святителя Алексия в Орду, и сам Алексий, туда отправляясь (недаром потом - в ответ на вопрос, как он сюда попал, - скажет: сам пришёл) по-человечески понимают всю непосильность задачи - совершить чудо. Недаром в разговоре с Иваном в ответ на реплику князя: "Надо, чтобы слепой прозрел," - митрополит иронично ответит: "А ты ничего не забыл? Может быть, ещё надо, чтобы безногий ходил, а безрукий играл на дудке?" И лишь келейник Алексия Федька наивно уверен в том, что чудо непременно произойдёт, потому что это же так просто, вот и в Евангелии написано: "Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим" (Ин. 9:6,7) - и наивно размышляет о том, что бы попросить у ордынцев за оказанную услугу.
И так легко оказывается отступить: отчаянная фраза князя: "Что же мне теперь - Перуна молить?!", и неумелое "Allāhu akbar" Федьки, чередующееся с "Господи, помилуй!"
А потом - так легко забыть обо всём: и принять из рук хана лисью шубу, и поверить, что святой старец сотворил чудо.
В фильме есть только два героя, чья внутренняя жизнь на порядок существеннее внешней, это Тайдула и Алексий. Она - владычица, на глазах которой кончается великая империя, и мать, которой суждено пережить своих детей, нелепо гибнущих в угоду властолюбию в окружении безразлично взирающих на это подданных. Её лицо каменеет маской, а голос почти не выражает эмоций, но огромная внутренняя сила чувствуется во всём от осанки до жеста, от походки до поворота головы. Он - раб Божий, которому досталась вся мера ответственности за свой народ, за Москву и страну, за тех, с кем он рядом. Квинтэссенция этой ответственности - во фразе ордынца: "Ты - будешь жить. Он - нет". И обращённое к власти: "Возьми мою жизнь" - пропадает втуне, а обращённое к Богу - прорастает сторицей, как и было обещано в притче про зерно умирающее.
И только такой ценой и свершаются чудеса...
Tags: фильмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments