?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сначала - небольшая зарисовка с натуры.
Однажды летом к нам хотел перевестись юноша из СПбГУ. Там он учился на бакалавра по направлению "Искусства и гуманитарные науки", созданного, как многим известно, по классической и местами весьма распространённой западной модели Bachelor of Arts. Представленная зачётная книжка пользовалась огромным успехом и читалась с таким же удовольствием, как телефонный справочник.
Итак:
1 семестр: Английский язык 3.1. Intermediate; Информатика и программирование; Введение в гуманитарные науки; Руский язык и культура речи: Мышление и письмо; Физическая культура; Математика и информатика: основы математики; Класс фотографии I; Концепции современного естествознания: введение в теорию сложности.
2 семестр: Английский язык 3.1. Intermediate; Физическая культура; Введение в гуманитарные науки; Интерпретация художественного текста; Введение в онтологию; Класс актёрского мастерства: времена года - весна, лето.
3 семестр: Физическая культура; Формулы страха: триллер и фильм ужасов в мировом кино; Практикум по сольфеджио; Класс импровизации; Специфические формы повествования в кино и литературе; Английский язык: теория и практика ведения дискуссий; История стран Западной Европы в Новое время.
4 семестр: Введение в литературоведение; Физическая культура; Введение в филологию: комментированное чтение; Литература Западной Европы и США после Второй мировой войны; Класс актерского мастерства: создание спектакля; Академический английский язык: практика ведения дискусий.
5 семестр. Литература и эстетика западноевропейского романтизма; Спецсеминар: проблемы анализа литературного произведения (ч.1); Поэтика И.Бродского; Русско-еврейская литература; Экономическая история.
6 семестр: Классический русский роман; 1968 год как социально-культурный феномен (это в выписке из зачётной книжки, в самой зачётке было лакончино написано "1968 как проблема". - К.-б.); Великобритания в период империи: "Pax Britannica": рождение, расцвет и упадок Британской империи; Американская литература ХХ века; Спецсеминар: проблемы анализа литературного произведения (ч.2).
Поиск по сайту СПбГУ позволяет обнаружить, что обучение по направлению подготовки бакалавров «Искусства и гуманитарные науки» в Санкт-Петербургском университете ведется с 1999 года. "Тогда же на базе СПбГУ был создан УМС по направлению «Искусства и гуманитарные науки» в рамках УМО в области инновационных междисциплинарных образовательных программ. ФГОС и Учебный план (теперь уже третьего поколения) программы был разработан коллективом экспертов СПбГУ с опорой на принципы системы либерального образования (liberal arts and sciences). Эта модель высшего образования успешно реализуется во многих вузах США и Европы и представляет собой эффективную систему построения инновационного междисциплинарного образования, прежде всего на уровне бакалавриата. СПбГУ реализует программу в тесном сотрудничестве с известным американским вузом-партнером – Бард колледжем (США, Нью-Йорк)" (с) отсюда (*pdf).
Не знаю, как вам, а мне всё-таки привычнее системная логика. Впрочем, я не совсем об этом.
Знаете, вот я за то, чтобы больше университетов, хороших и разных. Потому что, как известно, каждому - своё. Ну, или - чтобы избавиться от прецедентного контекста - кому-то нравится ананас, а кому-то - свиной хрящик. Так пусть будут и ананасы, и буженина, и прочее гастрономическое разнообразие.
Ключевое слово, конечно, - хороших. И здесь-то и начинаются проблемы.
Вопрос критериев оценки качества - один из самых болезненных. Потому что есть идея, что критерии должны быть более или менее одинаковыми для всех. А эти самые все - очень разные: за последние пять лет появились и федеральные университеты, и исследовательские университеты, и университеты с особым статусом, да и в обычных вузах страны ФГОС ВПО третьего поколения даёт гораздо большую свободу, чем ГОС-2. Поэтому получается ерунда: выпендриваться можно, но до очередной аккредитации и очередного же лицензирования. А там видно будет. В том смысле, что как повезёт.
Вроде бы, даже складываются всё чаще упоминающиеся критерии этой оценки: публикации сотрудников в зарубежных изданиях, импакт-факторы, индексы цитируемости, лекции на иностранных языках, международные связи, число иностранных учащихся у нас, число наших учащихся за рубежом. При этом никто не обращает внимания на то, что по любому из этих пунктов, стоит только копнуть чуть глубже, начинаются проблемы. Публикации - это не только научный, но и, простите, ещё и финансовый вопрос, для преподавателей (да и для вузов, порой готовых поддержать своих преподавателей) весьма существенный. Да, есть гранты, но их не хватит не то что на всех - на четверть, наверное (если мыслить масштабами всей страны). Число иностранных учащихся - это ещё и вопрос инфраструктуры (причём не только вузовской, но и государственной), да и элементарных гарантий личной безопасности, между прочим. Лекции на иностранных языках - это ещё и вопрос целесообразности: да, на романо-германском отделении у нас искони ряд курсов читается на изучаемом языке (у кого-то - в зависимости от языка - этих курсов больше, у кого-то меньше, не суть), но, вроде бы, международным языком русистики пока ещё остаётся русский и так ли уж надо здесь что-то менять? Да и научные школы в области русистики в России, вроде бы, вполне себе существуют, разве не логично уж здесь-то быть центром именно нам (я, замечу, вовсе не игнорирую ценность зарубежного опыта и тем более не утверждаю, что все работы русских учёных в этой области лучше зарубежных только лишь на том основании, что написаны русскими)? Да и очевидно, что по числу лекций на английском мы вряд ли догоним американские университеты, а вот есть ли в США пункт про количество лекций на иностранных (по отношению к английскому) языках - сомневаюсь. Так за что боремся?
Идея выбрать N худших вузов (и закрыть их) и M лучших (и дать им денег), а пару-тройку даже вывести через пяток лет в первую сотню мировых рейтингов не нравится мне сразу по нескольким пунктам. Во-первых, очевидной идеей о том, что мы должны подстроиться под рейтинги, вытекающей из констатации того, что в них - правда-истина. В первых-с-половиной, забвением той простой мысли, что легче сравнивается подобное, поэтому в этих самых рейтингах модель, нарисованная мной в самом начале, получит больше шансов на международное признание, а слова типа традиционность и фундаментальность будут иметь все шансы перейти в категорию устаревших - по крайней мере, в образовательной практике вузов, борющихся за право получить выгодное место под солнцем, света (а главное - золотого дождя) которого явно не хватит на всех. Во-вторых, абсолютным непониманием того, что даже три-пять вузов в первых десятках американских рейтингов не изменят систему образования в нашей стране - учитывая объём территории и количество населения. В-третьих, неясностью судьбы большинства вузов страны, которые не попадут ни в N, ни в М и, видимо, окажутся предоставлены сами себе: вытянуть самого себя за волосы из болота в мировой истории удалось, кажется, лишь однажды барону Мюнгхаузену. В-четвёртых, абсолютно зияющим отсутствием ориентации на потребности национального рынка труда, ибо не так уж сложно догадаться, где будет искать работу выпускник престижного рейтингованного вуза, в образование которого вложены немалые бюджетные деньги. В-пятых, меня ещё в школе учили, что слишком контрастное расслоение - по определению взрывоопасно. Это если глобально. По мелочи и про любимый мною человеческий фактор - хорошо ли выкидывать заслуженных людей на улицу в обстоятельствах нашей страны - даже и не буду. Да, и, пожалуйста, не рассказывайте мне про американских профессоров-пенсионеров, это несравнимо так же, как наши с ними зарплаты. О которых, впрочем, тоже не буду.
Если бы у нас было время и реальная свободная конкуренция, лучшим решением образовательной проблемы стало бы предоставление вузам максимальной свободы. Пусть действительно кто-то пригласит руководить факультетами эффективных менеджеров, на три четверти обновит кадровый состав и поставит на европеизацию/американизацию, а кто-то попытается сохранить традиционную фундаментальную систему образования. И лет через пятнадцать-двадцать всё само встанет на свои места, потому что студент, как известно, голосует ногами (а иногда - ещё и родительскими деньгами, конечно). И почему-то мне кажется, что хорошим может оказаться и тот, и другой путь - для сохранения сложной структуры образования, ориентированного и на практические потребности текущего рынка, и на перспективы большой науки.
...А юноша, о котором я говорила в начале, пришёл на собеседование, посидел, послушал - и не стал отвечать.

Comments

man_par_prieku
16 сент, 2012 12:16 (UTC)
Кстати, про английский. Только что вернулась с конференции в английском университете, который в первой тридцатке этого самого рейтинга. Она открывалась по-русски. Потому что людей (отовсюду), которые вообще не понимали английский, но при этом свободно говорили по-русски и по-французски, было куда больше, чем тех, кто знал только английский и русский или только английский и французский.
man_par_prieku
16 сент, 2012 12:18 (UTC)
А, да, и как раз подала заявку на конференцию, где рабочие языки - русский и французский (в скобках замечено: "Английский допустим").

Т.е. живут же французы - и чихать хотели на этот английский...
kvakl_brodakl
16 сент, 2012 12:52 (UTC)
Кажется, в Германии преподают всё-таки по-немецки. А во Франции, факт, по-английски с тобой не всегда будут разговаривать (даже в принципе способные объясниться на этом языке люди), а уж не то что преподавать.
Это я не против английского никоим образом. Языки знать и уметь говорить на них на профессиональные темы совершенно необходимо, кто же спорит. Но загадочным образом происходит подмена понятий. Например, знаменитая фраза из недавнего интервью Кузьминова: "Надо говорить на английском. Я считаю, что человек профнепригоден, если он не говорит на английском и является преподавателем высшей школы". Ведь станет штампом - а для славистики и классики, да и для русской медиевистики и исследователей XVIII века намного более актуальны немецкий и французский, например.
man_par_prieku
16 сент, 2012 12:57 (UTC)
И я о чем!

Но это всё та же "проштампованность мозгов" и неспособность понять, что наука многообразна, и нельзя всю ее выровнять по образцу какой-нибудь биоинформатики.
kvakl_brodakl
16 сент, 2012 12:58 (UTC)
*шёпотом*
...и биоинженерии!!!
Тссссссссссс!!!
werhamster
16 сент, 2012 16:12 (UTC)
Решение, на каком языке преподавать, принимает университет. На основании того, способен он собрать необходимую аудиторию внутри собственной страны, или должен раскинуть сеть шире. Английский - такой же международный язык науки, как однажды латынь, поэтому, если университету нужен более широкий круг приглашаемых, он преподаёт на английском (это очень распространено в странах с высоким технологическим потенциалом, но ограничениями в населении, пример - Финляндия и, кажется, Япония, хотя не поручусь).
Непопулярные университеты (новые или в странах, которые не являются научными брендами) преподают на английском, чтобы расширить свой выбор.

pahmutova
16 сент, 2012 16:57 (UTC)
Мне в этом смысле близок девиз западЭньских националистов: "Чья мова -- того и влада", пардон май укрэйниан.
Это политический вопрос, вопрос признания полного культурного главенства.
Moscow State University -- уже глаз не режет.
Так почему же не Ломоносова Reichsuniversität Moskau, Protektorat Ost -- ещё всё-таки режет и вызывает неприятные, но правдивые аналогии.

Вообще наиболее радикальный способ расширить аудиторию вуза: перейти на китайский.
В абсолютных величинах это универсальный язык науки и уж точно -- мирового производства.
(без темы) - werhamster - 16 сент, 2012 17:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pahmutova - 16 сент, 2012 17:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - brain__storm - 16 сент, 2012 18:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - werhamster - 16 сент, 2012 18:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - brain__storm - 16 сент, 2012 18:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - werhamster - 16 сент, 2012 19:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - brain__storm - 16 сент, 2012 19:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pahmutova - 16 сент, 2012 22:41 (UTC) - Развернуть
kvakl_brodakl
16 сент, 2012 18:04 (UTC)
То есть, в пределе, пригласить студентов из-за рубежа и преподавать им древнерусскую литературу по-английски?
(без темы) - werhamster - 16 сент, 2012 19:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - brain__storm - 16 сент, 2012 19:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 16 сент, 2012 19:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - werhamster - 16 сент, 2012 19:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pahmutova - 16 сент, 2012 22:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - brain__storm - 21 сент, 2012 14:51 (UTC) - Развернуть
brain__storm
16 сент, 2012 18:28 (UTC)
Классический факультет университета - медицинский. Как вы понимаете, этот факультет/ВУЗ закрыть довольно сложно. Вопрос: зачем там преподавание на английском, если у врачей европейских до сих пор латынь еще есть?
(без темы) - werhamster - 16 сент, 2012 19:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - brain__storm - 16 сент, 2012 19:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 16 сент, 2012 19:12 (UTC) - Развернуть
adiaphora22
16 сент, 2012 12:20 (UTC)
да, есть это в мире, не только в вузах: маленьких тоже учат по системам погружения,в т.ч. русскому-во многих преуспевающих больших странах мира.
мне кажется проблема не в русском и англ.мне например не трудно говорить на приличном англ. мне трудно смириться с бессмыслицей индексов.
man_par_prieku
16 сент, 2012 12:22 (UTC)
Индексы - отдельная больная тема. Нигде, даже в той же Америке, нет индексов цитирования во всех отраслях науки. В гуманитарных науках точно нет, просто потому, что это бессмысленно и не нужно, у нас одна статья может лет по 50-70 работать, а уж монографии и подавно.
kvakl_brodakl
16 сент, 2012 12:54 (UTC)
Я не против изучения языков - тут тоже чем больше, тем лучше. Мне трудно смириться с бессмыслицей идеи о переходе на английский как язык преподавания.
kvakl_brodakl
16 сент, 2012 12:41 (UTC)
Для конференций по русистике это что-то вроде правила хорошего тона местами :-).
man_par_prieku
16 сент, 2012 12:48 (UTC)
Это была не русистика, а "дизвитьемистика" - исследования по культуре 18 века. Но тоже русский, да.

В русистике польский и русский - однозначно базовые языки.
kvakl_brodakl
16 сент, 2012 12:55 (UTC)
По культуре 18 века вообще? Тем интереснее :).

Profile

Я
kvakl_brodakl
Квакль-бродякль
Филфак МГУ

Latest Month

Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Мои стихи и проза

Разработано LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek