Квакль-бродякль (kvakl_brodakl) wrote,
Квакль-бродякль
kvakl_brodakl

"Дирижёр" Павла Лунгина

Сходила на "Дирижёра" Павла Лунгина. Фильм очень сильный, вышла в слезах и не сразу адаптировалась к окружающей действительности - ещё некоторое время перед глазами мелькали виды Иерусалима, звучала музыка "Страстей по Матфею" митрополита Илариона (Алфеева), галереей проходили лица. И словно я еду не в маршрутке по Ленинскому, а вместе с певцами и дирижёром в автобусе из гостиницы в аэропорт...
Почитала разные интерпретации. Я не знаю насчёт прямых евангельских ассоциаций - мне кажется, у Лунгина всё тоньше, глубже. По мне - это фильм об одиночестве. Эту мысль несколько раз повторяет тенор ("я один, один"), казалось бы, противопоставляя себя остальным, а на самом деле каждый из героев оказывается мучительно одинок и наедине с собой. И дирижёр, и его сын, и супруги, меж которыми нет любви, и прекрасная паломница, и террорист-смертник. Это одиночество контрастно подчёркивается массовыми сценами - аэропорт, концертный зал, восточный рынок. Общие планы сменяются потрясающими крупными - лицо во весь экран, глаза, удивительная мимика.
Святая Земля меняет людей и не терпит фальши. Это по дороге, в самолёте можно говорить понравившейся девушке: "Церковная музыка... я в этом не очень разбираюсь... у меня там партия евангелиста". В Вечном городе нет и не может быть партий и ролей, потому что та самая история случается здесь снова и снова. И поэтому лица молодых людей на похоронах друга так по-библейски прекрасны - той вечной красотой, что кажется, и не было этих двух тысяч лет. И из-под капюшона уродливой современной толстовки смотрят пророческие и апостольские глаза.
Смерть всегда рядом с каждым из нас. Она бьёт по самым близким - даже если кажется, что они перестали быть нам близки. И уже невозможно что-то изменить - только падать головой в песок могильного холмика, только обняв колонну, молиться, не зная слов, не в силах плакать, только, взяв в руки дирижёрскую палочку, заставить несколько десятков самых разных, разобщённых и занятых исключительно собой людей звучать в едином порыве, кричать в нём - о боли каждого, но и боли Того, кто принял на Себя всю нашу боль.
"Папа, я так тебя люблю. Прости мне, что я умер. Я больше так не буду..."
Кадр из фильма - отсюда.
Tags: фильмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments