?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как я съездила в Питер

Начну всё-таки с главного - с театра.
Итак, весь вчерашний день я провела в МДТ на "Бесах" Автор пьесы по роману Достоевского - сам Лев Додин. Премьера состоялась в ноябре 1991 года в немецком Брауншвейге, где спектакль шёл в течение трёх вечеров подряд, в декабре того же года уже в Питере (тогда - ещё Ленинграде) пьеса игралась в течение одного дня.
Спектакль начинается в полдень и идёт больше семи часов с двумя перерывами примерно по часу. Зал был полон и очень душевен. Театральная публика - это вообще особый мир, а тут по большей части были убеждённые театралы :). Как ни странно, почти вовсе не устаёшь, при этом отнюдь не всё время в напряжении и вполне успеваешь следить и за перипетиями действия, и за деталями интерпретации.
Спектакль по-настоящему хорош, хотя и не совсем такой, каким бы я хотела его видеть. Додин интерпретирует "Бесов" скорее как трагикомедию, причём иногда, кажется, перегибает палку, так что зритель смеётся в достаточно трагических местах (при последнем разговоре Верховенского с Кирилловым, например). Усугубляется комическое начало, конечно же, и ощутимыми параллелями с нашим временем (прекрасный диалог про "вотирование" на сходке у Виргинских, закончившийся дивным: "Эх, к конституции-то мы еще не привыкли!" - вызвал бурю аплодисментов, а последовавшее вслед за этим обсуждение: "Надо выбрать президента, – крикнули с разных сторон. – Хозяина, разумеется, хозяина!" - вызвало не совсем ожидаемые новые и актуальные ассоциации). Здесь, конечно, всё держится на блистательном Петруше Верховенском (Олег Дмитриев), который великолепно ведёт свою партию (ещё и мимически совершенно бесподобно, я уж не говорю о потрясающей сцене поедания курицы в середине третьей части - несколько минут в абсолютной тишине перед залом, с утра не евшим).
И всё же мне не хватало в спектакле многого. Говорю это вовсе не критики ради - спектакль талантлив и замыслом, и исполнением, а всего лишь в качестве размышлений по поводу интерпретации любимого романа Достоевского. И массовых сцен местного общества (отсутствуют "Лембки", нет благотворительного праздника по подписке для гувернанток, нет народного фона - о "шпигулинских" даже не упоминается, да и "пятёрка" оказывается абсолютно вне контекста, хотя в романе этот самый контекст определяет многое). С другой стороны, оно и понятно, спектакль всегда сосредотачивается на главном. Мне жаль полной утраты линии Степана Трофимовича Верховенского, который всего-то на чуть-чуть появляется на сцене в начале - и всё. А главное - я не прониклась Ставрогиным, и этого-то мне жаль, пожалуй, больше всего, потому что он, совершенно очевидно, в версии Додина именно главный герой (а уж в моей-то интерпретации - тем более), а Петру Семаку для этого, кажется, всё-таки не хватает харизмы, шарма и силы. А потому и финал как-то смазан на фоне относительно неторопливого начала и спокойно развивающейся середины, и даже кажется, что самоубийство Ставрогина происходит без Ставрогина...
Из мелочей - временами возникает ощущение, что диалоги слишком затянуты. Но это, впрочем, кажется, к Фёдору Михайловичу.
Но я очень довольна, что посмотрела этот спектакль. А ещё более, что в пятый, кажется, раз - после долгого перерыва - с удовольствием перечитала сам роман.
Позавчера же мы с Олей были на выставке "Святая Русь" в Михайловском замке. И даже для этого постинга первоначально придумался провокативный заголовок "От "Святой Руси" к "Бесам"", но я всё-таки не дерзнула. Внутри Михайловского замка я - так получилось - оказалась впервые, хотя давно хотела там побывать. Выставка хороша экспонатами: с удовольствием посмотрела уже не раз виденное (да ещё с замечательными комментариями профессионального искусствоведа: Оля провела для меня душевную личную экскурсию), с интересом - новое (новгородский "Деисус с предстоящими новгородцами", чрезвычайно экспрессивное псковское "Сошествие во ад"). Единственное, чего мы не поняли (и не преминули, разумеется, во всеуслышание заявить), так это концепции этой выставки: иконы расположены не по хронологии, не по региональному признаку, но по какому - мы так и не смогли догадаться.
По городу практически не гуляла - мороз там такой же, как в Москве, а при более высокой влажности переносится очевидно труднее.
Вернулась сразу на работу. Один административный разговор всерьёз обидел, второй - всерьёз же озадачил, причём не сказать, что приятно. По дороге в новый экономический корпус, где у меня была встреча, в двух шагах от родного первого гума, на задворках мгушной типографии на меня напали две собаки, всерьёз, честно говоря, напугав. И всё это после хотя бы небольшого времени, проведённого вне административных координат, как-то слишком сильно ранит. Последнее, впрочем, не про четвероногих...

Comments

( 24 комментария — Оставить комментарий )
seaseas
30 янв, 2012 20:11 (UTC)
Какой вкусный рассказ, Аня.
Получила большое удовольствие.
Как будто я специально ждала Вашего поста, не ложилась спать))
kvakl_brodakl
30 янв, 2012 20:15 (UTC)
Я старалась :).
Спасибо, Оля!
seaseas
31 янв, 2012 06:27 (UTC)
Аня,если что,на будущее, - меня зовут Марина)
kvakl_brodakl
31 янв, 2012 07:24 (UTC)
Ой!!! :-))) Что это я???
Простите, Марина!!!
seaseas
31 янв, 2012 07:30 (UTC)
Да ничего,ничего,Аня))
Я же говорю - на будущее)))
sotrudnic
30 янв, 2012 20:27 (UTC)
Вот... Удивлён, что так долго идёт спектакль (кстати, это единственное разумное объяснение выбрасыванию праздника для гувернанток:). Но и тут слишком многим пришлось пожертвовать. Ничего себе "линия" - Верховенский-старший (но понятно, почему изъяли - он же по французски изъясняется)!

Про президента - это хорошо...)))))
kvakl_brodakl
30 янв, 2012 21:00 (UTC)
Увы, да - слишком многим!
far_head
30 янв, 2012 20:30 (UTC)
Да, с собаками надо осторожней...
kvakl_brodakl
30 янв, 2012 21:00 (UTC)
А уж с людьми-то...
yojik_ali
30 янв, 2012 21:38 (UTC)
Спасибо Вам за прекрасный рассказ о спектакле! :) Сценические и экранные интерпретации книг, пожалуй, всегда вызывают некоторое разочарование, а в данном случае, наверное, хорошо уже то, что из романа не сделали один пусть даже двухчасовой спектакль :) Особенно меня в подобных случаях раздражает ускорение действия, когда неторопливое и вдумчивое повествование превращается в ускоренный балаган, где годы неиллюзорно летят как птицы, а основная мысль сводится к корявому афоризму...

Жаль, что финал у записи такой грустный... Удачи Вам и радости! :)
kvakl_brodakl
30 янв, 2012 21:40 (UTC)
И всё-таки читать интереснее всего :). Хотя я - не знаю, насколько это всё-таки чувствуется из записи - очень довольна.
Спасибо!
yojik_ali
30 янв, 2012 21:53 (UTC)
Чувствуется, конечно! :) Особенно понравилась Ваша фраза "Зал был полон и очень душевен" - очень редкое и ценное явление :) Я всего несколько таких спектаклей видел :)

Спасибо Вам! :)
banshur69
30 янв, 2012 23:29 (UTC)
"Бесы" наши старенькие. Смотреть нужно было в 2000-м. И с Сергеем Бехтеревым. Семак - увы, надоело ему по тысячному разу играть одно и то же, выдохся уже. Вообще додинский театр на закате. Как хорош был Дядя Ваня в 2003-м - но и этот дивный шедевр умудрились испортить рутиной, играя чуть ли не через день. Там была такая сцена. Семак-Астров открывает шампанское, после чего целуется с Раппопорт-Серебряковой. Я смотрел три раза. И вот один раз открывает - и никак. Ксения ждет, млеет вся от страсти, а шампанское не открывается. И вот мы всем залом начали подсказывать, за что дернуть и как открыть... И когда открыл - пробка полетела в зал, он прижал Ксению, и был восторг в зале. Мы были рады, что помогли, и счастливы, что все у них состоялось...
kvakl_brodakl
30 янв, 2012 23:34 (UTC)
Ну что же сделать, если мне не удалось ни в 1991-м, ни в 2000-м :))).
А про шампанское - отличная история. Реакции зала - это нечто особенное. У нас вчера на третьей минуте сцены с курицей Петруше Верховенскому от души пожелали приятного аппетита.
kotlarsik
31 янв, 2012 04:08 (UTC)
Только что дочитала "Бесов" и была сильно озадачена, когда узнала, что Вы будете смотреть спектакль. С интересом ждала Вашего впечатления. Спасибо. Поняла, что ни театр, ни кино не смогут подтвердить мне мое впечатление от книги. В ней слишком важен каждый вздох, каждая интонация. Я уже не говорю о персонажах :)
kvakl_brodakl
31 янв, 2012 06:18 (UTC)
Театр и кино - это всё-таки почти всегда чуть по-другому, если речь идёт не о пьесах (а иногда и о них тоже)..
viesel
31 янв, 2012 06:03 (UTC)
Сходите непременно на "Берег утопии". Он сильно поновее и очень живой. Только лучше ближе к весне, когда слякоть начнется. А сейчас лучше всё-таки выходной на катке или на лыжне провести ;)
kvakl_brodakl
31 янв, 2012 06:19 (UTC)
Спасибо! Я буду иметь в виду :).
taimyr
31 янв, 2012 15:11 (UTC)
Не предполагал, что спектакли бывают столь длинные.
Как вы отделались от собак?
kvakl_brodakl
31 янв, 2012 15:14 (UTC)
Сама удивилась. Как в придворном театре царя Алексея Михайловича :).
А представляете, если где-то идёт разом всё "Кольцо нибелунга" Вагнера...
От собак? Я на них... наорала :).

Edited at 2012-01-31 15:15 (UTC)
( 24 комментария — Оставить комментарий )

Profile

Я
kvakl_brodakl
Квакль-бродякль

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Мои стихи и проза

Разработано LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek