Квакль-бродякль (kvakl_brodakl) wrote,
Квакль-бродякль
kvakl_brodakl

Category:

Как я съездила в Питер

Начну всё-таки с главного - с театра.
Итак, весь вчерашний день я провела в МДТ на "Бесах" Автор пьесы по роману Достоевского - сам Лев Додин. Премьера состоялась в ноябре 1991 года в немецком Брауншвейге, где спектакль шёл в течение трёх вечеров подряд, в декабре того же года уже в Питере (тогда - ещё Ленинграде) пьеса игралась в течение одного дня.
Спектакль начинается в полдень и идёт больше семи часов с двумя перерывами примерно по часу. Зал был полон и очень душевен. Театральная публика - это вообще особый мир, а тут по большей части были убеждённые театралы :). Как ни странно, почти вовсе не устаёшь, при этом отнюдь не всё время в напряжении и вполне успеваешь следить и за перипетиями действия, и за деталями интерпретации.
Спектакль по-настоящему хорош, хотя и не совсем такой, каким бы я хотела его видеть. Додин интерпретирует "Бесов" скорее как трагикомедию, причём иногда, кажется, перегибает палку, так что зритель смеётся в достаточно трагических местах (при последнем разговоре Верховенского с Кирилловым, например). Усугубляется комическое начало, конечно же, и ощутимыми параллелями с нашим временем (прекрасный диалог про "вотирование" на сходке у Виргинских, закончившийся дивным: "Эх, к конституции-то мы еще не привыкли!" - вызвал бурю аплодисментов, а последовавшее вслед за этим обсуждение: "Надо выбрать президента, – крикнули с разных сторон. – Хозяина, разумеется, хозяина!" - вызвало не совсем ожидаемые новые и актуальные ассоциации). Здесь, конечно, всё держится на блистательном Петруше Верховенском (Олег Дмитриев), который великолепно ведёт свою партию (ещё и мимически совершенно бесподобно, я уж не говорю о потрясающей сцене поедания курицы в середине третьей части - несколько минут в абсолютной тишине перед залом, с утра не евшим).
И всё же мне не хватало в спектакле многого. Говорю это вовсе не критики ради - спектакль талантлив и замыслом, и исполнением, а всего лишь в качестве размышлений по поводу интерпретации любимого романа Достоевского. И массовых сцен местного общества (отсутствуют "Лембки", нет благотворительного праздника по подписке для гувернанток, нет народного фона - о "шпигулинских" даже не упоминается, да и "пятёрка" оказывается абсолютно вне контекста, хотя в романе этот самый контекст определяет многое). С другой стороны, оно и понятно, спектакль всегда сосредотачивается на главном. Мне жаль полной утраты линии Степана Трофимовича Верховенского, который всего-то на чуть-чуть появляется на сцене в начале - и всё. А главное - я не прониклась Ставрогиным, и этого-то мне жаль, пожалуй, больше всего, потому что он, совершенно очевидно, в версии Додина именно главный герой (а уж в моей-то интерпретации - тем более), а Петру Семаку для этого, кажется, всё-таки не хватает харизмы, шарма и силы. А потому и финал как-то смазан на фоне относительно неторопливого начала и спокойно развивающейся середины, и даже кажется, что самоубийство Ставрогина происходит без Ставрогина...
Из мелочей - временами возникает ощущение, что диалоги слишком затянуты. Но это, впрочем, кажется, к Фёдору Михайловичу.
Но я очень довольна, что посмотрела этот спектакль. А ещё более, что в пятый, кажется, раз - после долгого перерыва - с удовольствием перечитала сам роман.
Позавчера же мы с Олей были на выставке "Святая Русь" в Михайловском замке. И даже для этого постинга первоначально придумался провокативный заголовок "От "Святой Руси" к "Бесам"", но я всё-таки не дерзнула. Внутри Михайловского замка я - так получилось - оказалась впервые, хотя давно хотела там побывать. Выставка хороша экспонатами: с удовольствием посмотрела уже не раз виденное (да ещё с замечательными комментариями профессионального искусствоведа: Оля провела для меня душевную личную экскурсию), с интересом - новое (новгородский "Деисус с предстоящими новгородцами", чрезвычайно экспрессивное псковское "Сошествие во ад"). Единственное, чего мы не поняли (и не преминули, разумеется, во всеуслышание заявить), так это концепции этой выставки: иконы расположены не по хронологии, не по региональному признаку, но по какому - мы так и не смогли догадаться.
По городу практически не гуляла - мороз там такой же, как в Москве, а при более высокой влажности переносится очевидно труднее.
Вернулась сразу на работу. Один административный разговор всерьёз обидел, второй - всерьёз же озадачил, причём не сказать, что приятно. По дороге в новый экономический корпус, где у меня была встреча, в двух шагах от родного первого гума, на задворках мгушной типографии на меня напали две собаки, всерьёз, честно говоря, напугав. И всё это после хотя бы небольшого времени, проведённого вне административных координат, как-то слишком сильно ранит. Последнее, впрочем, не про четвероногих...
Tags: выставки, книжки, путевые заметки, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments