Квакль-бродякль (kvakl_brodakl) wrote,
Квакль-бродякль
kvakl_brodakl

Севастополь: 35-я батарея

Я вернулась домой. От вокзала до дома вышло два часа на машине, на улице зачем-то лужи и дождь (куда вы дели зиму, дорогие мои москвичи? у нас с Гошом лыжный поход запланирован на 3-4 января!), дома по-прежнему ремонтируют лифт (хорошо, что у меня есть взрослый Гош, который допёр мой чемодан на 9-й этаж по лестнице) и поэтому в квартире невыносимо пахнет краской. В окно страшно дует - всерьёз думаю, сдюжат ли рамы. А рано утром - на работу. В общем, я уже не раз вспомнила все сочувствующие взгляды, которыми вчера меня провожали севастопольцы...
А в минувшее воскресенье я съездила на 35-ю батарею. Сначала я услышала про неё от попутчика в поезде по пути в Севастополь, потом расспросила своего доброго местного друга-историка, потом позвонила - и отправилась. И несмотря на то, что погода явно не располагала к прогулкам, ни капельки не пожалела.

Добралась я туда, вроде бы, не очень вовремя - аккурат посередине между официальными экскурсионными сеансами. Но оказалось, только что на маршрут пошла группа семинаристов, так что через пару минут я нагнала их у входа на батарею.

Экскурсия начинается в верхних помещениях батареи, включая орудийную площадку, которая, оказывается, поворачивалась на 360°, что поражает воображение. Очень "человеческий" подход: много фотографий, практически о каждом человеке, изображённом на них, экскурсоводы подробно рассказывают, так что действительно возникает ощущение - это музей памяти людей. Не войны, не обороны Севастополя - тех людей, которые оказались здесь и остались здесь - волею судьбы, прихотью войны...
В одном из залов на стене - коллаж из фотографий защитников батареи. Семинаристы строгим мужским хором поют "Вечную память". Я тихо подпеваю. Зажигаем свечи, стоим несколько минут в молчании...
Вторая часть экскурсии проходит на глубине 27 метров под землёй: по винтовой лестнице мы спустились в южную потерну и узким длинным подземным коридором вышли к морю. Именно так покинуло батарею командование - по приказу ещё более высокого командования.

Для тысяч людей этот вид стал последним - здесь они ждали, надеясь, что за ними смогут прийти корабли.
Не смогли.
Не пришли.
Потом - подъём наверх, развалины фортификационных сооружений, взгляд на окопы, на доты, на голую простреливающуюся степь.

В церковь мы не ходили, не знаю, действующая ли она. Как-то не успела спросить...
Последний этап - перед нами открываются двери Пантеона памяти.

Сначала - идём вдоль стен, на которых - ровными рядами тысячи и тысячи фамилий. Потом все собираются в центральном зале. Темнота, и только в центре на полу в кругу света - красная гвоздика. Потом свет гаснет, и вокруг нас на стенах появляется панормама того места, где мы сейчас находимся. А над ней и в куполе - звёздное небо, в котором проявляются лица - фотографии защитников батареи. Они смотрят на нас, а потом исчезают, превращаясь в язычки пламени. Потом - снова темнота.
Стояла и плакала. Не стесняясь слёз и не в силах сдержать их.
Очень сильно.
Официальный сайт музея. От Центрального рынка на 105 автобусе до остановки "35-я батарея", дальше - перейти дорогу и вверх по тропинке около 5 минут пешком.