Квакль-бродякль (kvakl_brodakl) wrote,
Квакль-бродякль
kvakl_brodakl

Category:

Другое ли поколение?

Я теперь тоже дожила до того, что меня просят сравнить, какими студенты были раньше и какими стали сейчас :).
Не раз, обсуждая наше будущее, мы с коллегами говорили: "Теперь совсем другие студенты". Часто, вспоминая себя в эту пору и сравнивая с нашими теперешними учениками, мы с ровесниками - сетуем ли, констатируем ли: "Это совсем другое поколение".
В сравнении с собой всегда слишком много необъективности. О себе мы знаем всё - даже то, что никто и никогда не узнает о нас. О другом - только малую часть. О студентах, с которыми встречаемся раз в неделю в аудитории, чтобы поговорить о русской литературе, да ещё случайно в коридорах, - и того меньше. А уже говорим: мы, мол, пили водку под споры о Бердяеве и Соловьёве, читали наизусть Гумилёва и до ночи говорили о Пастернаке, а они сдали свой ЕГЭ и все хотят на ромгерм, потому что путают высшее образование с курсами иностранных языков. Ой, да бросьте: и они читают литературу не только в кратком изложении, и они с удовольствием ходят не только на перспективные английский, немецкий и испанский, но и на словенский, армянский, бесерменский, иврит и Бог знает что ещё, и они до полуночи реконструируют праславянские формы, делятся первыми впечатлениями от только что дочитанного Плавта в ЖЖ в пятом часу утра и обсуждают в лифте классификацию языков. Да - не все. Но ведь и мы были такими не все.
При этом отменить ход жизни нельзя: в чём-то они, конечно, другие. Во многом, гораздо свободнее нас, постепенно осознававших, что можно говорить то, что думаешь, уже не в школе с её пионерско-комсомольскими стандартами, а именно в перестроечном университете. В чём-то раскрепощённее нас, в подавляющем большинстве не умевших выступать публично, не знавших слова апелляция, постоянно споривших друг с другом и с родителями, но редко - с чужими старшими. Отчасти гораздо нас практичнее: мы не спрашивали на днях открытых дверей, кем мы будем работать, а специализацию выбирали, исходя отнюдь не из перспектив трудоустройства. Не буду обсуждать то, что является традиционным камнем преткновения, типа "они не читают!" Наблюдая за собственным ребёнком, я поняла: они читают другое. Да, не то, что входит в школьную программу. Я, правда, иногда думаю, что во многом это проблема и школьной программы тоже...
Иногда мне кажется, что мы имеем шанс на по-настоящему хороший, правильный контакт только до тех пор, пока в состоянии видеть в них других себя. Самих себя, когда-то впервые переступавших порог аудитории, учившихся записывать лекции, отвечать на вопросы, когда не как в школе: "Сидоров, к доске!" - а в зал, ни к кому и ко всем одновременно, в расчёте на того, кто первый сообразит, и тех, кто подхватит и разовьёт. Самих себя, в первый раз выступавших с научным докладом, когда от вопросов слушателей вдруг бросает в пот, а перечитанное через год порой вгоняет в дрожь. Самих себя, искавших опору и чутко откликавшихся на человеческое, а не только преподавательское (помню, какое неизгладимое впечатление произвела на меня дорога до метро с обожаемым нами - всеми первокурсниками - Николаем Алексеевичем Фёдоровым, когда он - случайно встреченный нами на выходе из корпуса и тут же пойманный и облепленный - всю дорогу говорил с нами всё о том же Гомере, но совсем по-другому, чем в поточке). И тогда кафедра не превратится в барьер между "они" и "мы", а фразу: "Что вы вообще здесь делаете?" будет невозможно произнести.
Но, конечно, никто не говорит, что это просто...
Tags: профессиональное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 85 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →