Квакль-бродякль (kvakl_brodakl) wrote,
Квакль-бродякль
kvakl_brodakl

С модернизацией нас

Когда я слушаю какие бы то ни было речи, посвящённые программе развития чего угодно - от локальной Альмаматери до глобальной страны, меня не оставляет ощущение, что говорящие просто ловко жонглируют словами. Инновации, модернизация, интерактивные методы - содержание этих слов оказывается практически утраченым от многократного повторения, тиражирования в СМИ и навязывания по любому поводу. Впрочем, у всех этих слов есть общий смысл, который - чем дальше и больше, тем чаще - вкладывается в них большинством ораторов: не так, как раньше...
О. Герогий Флоровский, кажется, писал про старообрядцев, что их ранило в никоновской реформе прежде всего резкое и огульное неприятие того, что было и как было. Чем дальше, тем, надо сказать, больше я их понимаю. Любая реформа есть отрицание, именно поэтому, видимо, китайские мудрецы проклинали: чтоб тебе жить в эпоху перемен.
Теперь все эти новации добрались наконец-то и до нас. Выяснилось, что новые образовательные программы должны быть прежде всего по-настоящему новыми и инновационными.
Правда, главная инновация заключается на сегодняшний день в навязывании естественникам блока гуманитарных дисциплин, а гуманитариям - курса современного естествознания объёмом 8 кредитов. С гуманитарной частью вопрос, как мне кажется, сложный. Так, введение во все учебные планы иностранного языка (не менее 20 кредитов) оспаривать странно: в современнои мире любой образованный человек должен знать как минимум один иностранный язык, это утверждение вряд ли нуждается в аргументах. Я (рискуя, конечно, быть упрёкнутой в лоббировании филологических дисциплин) не стала бы возражать и против русского языка и культуры речи: грамотно выражать свои мысли на родном языке необходимо уметь опять-таки любому образованному человеку, независимо от того, какой факультет он заканчивает и в какой сфере планирует работать. Введение же для всех в качестве обязательных курсов философии, истории, юриспруденции и экономики (кстати, расскажите мне кто-нибудь на досуге, почему у нас экономика - гуманитарная наука) кажется мне странным. Тут надо давать право выбора либо факультетам, либо (что ещё лучше, на мой взгляд) - самим студентам. За четыре года изволь принести 4 кредита гуманитарных дисциплин. На что ходить - выбирай сам. А профильные факультеты обязать каждый семестр такие курсы желающим предлагать по субботам первой парой.
С естествознанием ещё сложнее. Конечно, следует признать, что, несмотря на сохранение системы среднего общего образования, уровень естественнонаучной культуры падает столь же сильно, как и уровень культуры гуманитарной. Выпускники средней школы спустя пару-тройку лет после выпуска (а иногда и раньше) не помнят, Земля вращается вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли, чем отличается Гаити от Таити, в чём заключается закон сохранения энергии и какова формула спирта серной кислоты. Не то чтобы без этого совсем невозможно было бы прожить, но всё-таки принято считать, что есть какая-то норма, отступления от которой по традиции квалифицируются как вопиющая безграмотность. Оно конечно, норма эта подвижна, причём отнюдь не в сторону повышения требований, так что лет через 20, глядишь, и не будут считаться чем-то ненормальным люди, не читавшие Достоевского и не слыхавшие даже краем уха про теорему Пифагора. Но хотелось бы, чтобы не нашими руками.
И всё же учебный план, как известно, не резиновый: для того, чтобы туда что-то ввести, оттуда надо что-то вывести. Для того, чтобы там поместилось 8 кредитов (если кто не в курсе - это четырёхсеместровый курс) естествознания, нам придётся убрать оттуда что-то профильно филологическое. При этом сверху, естественно, настаивают на том, чтобы это всё общеобязательное вводилось на младшие курсы (доводилось слышать даже парадоксальную аргументацию: на старших нельзя, они же не будут ходить и получится профанация), а у нас младшие курсы и так до отказа заполнены своими предметами, формирующими филологическую базу. И пока ещё не до конца понятно, как будет развиваться наш интегрированный магистр, сколько выпускников бакалавриата всё-таки получат возможность продолжить обучение в бюджетной магистратуре, все разговоры о том, что под всё это новообязательное нам добавили год, останутся разговорами в пользу бедных.
Ещё один момент, в котором я абсолютно уверена, заключается в том, что не может быть общей программы по этому самому естествознанию для всех факультетов. Даже для всех гуманитарных факультетов не может. Потому что философам логичнее читать какую-нибудь философию математики, а политологам и управленцам - экономическую географию. Филологам же, я давно в этом уверена, была бы полезна историческая география региона. Это Антон Павлович Чехов был уверен, что "Волга впадает в Каспийское море" - это общее место. Мне же на экзамене уже несколько лет подряд доводится слышать предположения и про Чёрное, и даже - не поверите! - про Средиземное. А я не просто интересуюсь, а, между прочим, в прямой связи с тверским уроженцем Афанасием Никитиным, оставившим нам, как известно, своё грешное хожение.
И в заключение. Я, конечно, понимаю, что на занятиях по древнерусской литературе тоже вполне можно вырабатывать навыки работы в команде, но не забудем ли мы, увлекшись инновационными методиками, интерактивными технологиями, ролевыми играми и прочим, что одна из главных задач образования - ввести студента в определённую традицию. Любая наука базируется не только на революционных прорывах, но и на непрерывной преемственности. Соблюдать хрупкий баланс между ними, конечно, гораздо сложнее и скучнее, чем модернизировать образование. Стоит только помнить, что в случае особенно рьяной модернизации можно запросто остаться одному на руинах.
Tags: актуальное, размышлизмы, участь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 114 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →