Квакль-бродякль (kvakl_brodakl) wrote,
Квакль-бродякль
kvakl_brodakl

Categories:

"Я взглянул окрест себя..."

В комментариях к предпредыдущему постингу некий правдорубствующий анонимус очень показательно высказался по поводу того, мол, "зачем ума искать и ездить так далёко". Формулировка была несколько иной, к сожалению, гораздо более резкой (как это часто бывает у анонимусов), но содержание, кажется, стоит того, чтобы сказать об этом отдельно.
Сегодня у нас была беседа с бывшим ректором, а ныне президентом Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса, в структуре которого, собственно, и существует обучающий нас центр. Знаете, если бы мы, при наших возможностях и финансировании, работали бы так, как они, мы, честное слово, были бы в любых рейтингах гораздо ближе к заветному началу, чем сейчас. Потому что здесь библиотека оцифрована, электронные формы учёта и контроля успеваемости не только разработаны, но и действенно используются преподавателями, балльно-рейтинговая система работает, причём именно так, как нужно преподавателям (к ней можно относиться по-разному, она - не панацея и не единственный возможный вариант, но всё-таки принимать экзамен по-старинке в начале второго десятилетия XXI века уже кажется странным), контроль качества не априори декларируется, а реально существует, а главное - вуз работает как слаженный организм. Наш собеседник пожаловался, что в последнее время снизился процент трудоустройства выпускников... с 98% до 96%... Это университет в Шахтах, друзья мои. А цифры такие потому, что они здесь - во многом, в отличие от нас - всерьёз задаются вопросом о потребностях современного рынка труда, готовы корректировать под эти потребности свои образовательные траектории, а кроме этого - заключают реальные договоры на целевое обучение - не под поступление чьего-то конкретного чада, а именно под трудоустройство. Да, у нас громада, да, мы теряемся в собственных объёмах, да, мы в результате гораздо более неповоротливы, но есть о чём задуматься, есть. С другой стороны - да, у нас суперкомпьютер и спутники, да, у нас инновационные проекты, да, мы фундаментальны и потому у нас собственная гордость, да, у нас на отдельных факультетах тоже что-то из этого работает, причём работает хорошо, но представляете, на какой уровень мы могли бы выйти, если бы это стало, как здесь, системой, но только в наших масштабах?
Мы так привыкли шарахаться от навязываемых нам нововведений, что подчас не предполагаем даже минимальной возможности наличия в них здравого смысла. Главная же беда заключается в том, что, когда они нас всё-таки настигают, мы оказываемся к ним настолько не готовы, что сразу проигрываем тем, кто, пока мы махали руками и боролись, уже приспособил их под свои нужды, ассимилировал к собственным целям и задачам, научился использовать с максимальной выгодой. Любая система жизнеспособна только тогда, когда она открыта для внешних влияний, способна здраво оценить приносимые ими пользу и вред и умеет взять первое, избежав второго. В отличие от здешнего ЮРГУСА мы - пока и к счастью (или к счастью, но пока) - не были поставлены на ту грань выживания, которая заставляет сворачивать горы и цепляться зубами. Здесь депрессивный регион, они сами это признают, здесь негде работать, потому что градообразующих предприятий больше не существует, это, конечно, чрезвычайно мотивирует и сотрудников университета, и студентов: первые дорожат своей работой и поэтому совсем иначе к ней относятся, вторые стремятся получить качественное образование, которое позволит им пробиться в жизни, поэтому тоже иначе относятся к собственному обучению. У нас всё спокойнее и равномернее, но не пора ли нам всё-таки задуматься о ключевых позициях? Например, в том числе и том, что не в Москве, а в СПбГУ фантастически развивается магистратура, пока мы мучительно производим на свет практически тупикового шестилетнего специалиста. Или о том, что не в Москве, а в Шахтах разработано програмное обеспечение учебного процесса, которым пользуется вся страна. При этом я говорю вовсе не о том, что всё должно быть в Москве, а всего лишь о том, что чрезвычайно полезно бывает "проездиться по России". И, право, не так много мест, в которых уж совсем ничему нельзя научиться.
P.S. А программа для составления учебных планов, ради знакомства с которой мы, собственно, сюда и приехали, действительно, по-настоящему, без дураков - хорошая.
Tags: размышлизмы, участь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 82 comments