?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Календарно уже вчера на нашем факультете прошла очень душевная конференция, посвящённая Михаилу Васильевичу Ломоносову. 14 докладчиков, почти шесть часов (с двумя перерывами) - и, честное слово, практически на одном дыхании. В основном были русисты и литературоведы, кафедра русского языка и наша, а также классики. Редко так бывает, что ни один доклад не выпадает из общего тонуса, всё идёт в приподнятом настроении, докладчики чувствуют аудиторию, аудитория живо реагирует на доклады (не обязательно вопросами - улыбками, кивками, да мало ли у филологов возможностей выразить невыразимое, не правда ли?). Только в третьем отделении народ уже подустал задавать вопросы.
К несомненным достоинствам конференции лично я отношу то, что фраза про Платонов и Невтонов за шесть часов прозвучала только однажды.
Людмила Олеговна Чернейко рассказала про формирование терминологического аппарата в трудах Ломоносова-естествоиспытателя, обозначив проблему создания терминологического словаря как возможного перспективного межфакультетского проекта.

Среди заинтересованных слушателей - и заведующие кафедрами


,
и студенты



Председательствующий серьёзен и сосредоточен

Алексей Иванович Солопов говорил об опыте создания словаря языка Ломоносова
,
а во втором отделении конференции даже привёл именно сегодня оказавшегося в Москве руководителя этого проекта академика Николая Николаевича Казанского (но я его от неожиданности почему-то не сфотографировала).
Не только докладчики эмоционально выступали, но и слушатели эмоционально задавали вопросы. Например, Олег Алексеевич Клинг

Это обсуждение прекрасного доклада Дмитрия Павловича Ивинского, посвящённого взаимоотношениям Ломоносова и Сумарокова ("Коллеги, те из вас, кому довелось бывать в салоне Ивана Ивановича Шувалова где-то в пятидесятые годы, несомненно, хорошо помнят, как это было...").

И это тоже тогда же

Ольга Григорьевна Ревзина говорила о языке и стиле писем Ломоносова к разным адресатам и на разные темы.

В перерыве слушатели продолжали что-то обсуждать

Будущие докладчики, впрочем, тоже

Александр Анатольевич Илюшин рассказал об антропонимах в стихотворных текстах и традиционных рифмах ("Ломоносов - слава россов", "Сумароков - обличитель всех пороков") в перспективе от знаменитого Германа-монаха, который почему-то "моляся, писах" до первой половины XIX века

После перерыва ряды наши, конечно, поредели, но по-настоящему заинтересованные слушатели, конечно же, остались

Валерия Витальевна Каверина говорила о некоторых особенностях орфографической концепции Ломоносова

Екатерина Игоревна Кислова показала отдельные фрагменты рукописного сборника, в котором содержались стихотворения Ломоносова. Тут были прекрасные ошибки переписчиков, не все слова понимавших: слился вместо злился и совершенно гениальное "Я нычар твой".

Владимир Леонидович Коровин рассказал о Ломоносове - персонаже поэмы Семёна Боброва "Херсонида"

Здорово, когда доклады вызывают настолько положительные эмоции, правда же

Гергий Владимирович Москвин говорил о преподавании Ломоносова в школе и сообщил о том, что в федеральном стандарте для средних школ Ломоносова теперь нет (в 2004 году было пять авторов: Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин, Радищев, теперь осталось три - без Ломоносова и Радищева)

В третьем отделении я была ведущей, поэтому докладчиков фотографировать перестала
Наталья Владимировна Николенкова рассказала о том, что многие термины, которые традиция приписывает Ломоносову, на самом деле встречаются в рукописных естественнонаучных сочинениях, созданных раньше более чем на сто лет.
Алексей Аркадьевич Пауткин привёл и проанализировал описания двух несохранившихся ранних памятников Ломоносову, созданных на рубеже XVIII-XIX вв. Один из них был установлен на родине Ломоносова и был выполнен в традиции аллегорического классицизма, второй - в усадьбе Лопухина и соответствовал масонским настроениям хозяина.
Александр Андреевич Смирнов говорил о категориях вымысла и правдоподобия в ломоносовской теории поэзии и о европейских контекстах этих воззрений.
Лев Аркадьевич Трахтенберг разбирал переводы на английский язык, сделанные в начале девятнадцатого века, "Слова похвального Петру Великому" Ломоносова и "Димитрия Самозванца" Сумарокова.
Зато со своего председательского места я ещё немного пофотографировала аудиторию







В альбоме - чуть больше.

Comments

( 39 комментариев — Оставить комментарий )
mistifficator
17 ноя, 2010 21:52 (UTC)
Помнится, в 68 году от Рождества Христова (с)
уже триста! А казалось, только вчера.
kvakl_brodakl
17 ноя, 2010 22:30 (UTC)
Re: Помнится, в 68 году от Рождества Христова (с)
И не говорите. Только вчера на московской заставе с рыбным обозом...
(Удалённый комментарий)
kvakl_brodakl
17 ноя, 2010 23:03 (UTC)
Я так и не поняла мнения наших естественников на этот счёт :-).
Вы имеете в виду, на фоне других естествоиспытателей его времени?
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(без темы) - kvakl_brodakl - 17 ноя, 2010 23:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 17 ноя, 2010 23:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pahmutova - 18 ноя, 2010 00:58 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - pahmutova - 18 ноя, 2010 02:05 (UTC) - Развернуть
katyshonok
17 ноя, 2010 22:14 (UTC)
Как же у Вас замечательно!!!
Илюшин, Пауткин, Москвин - для меня это что-то недосягаемое - авторы учебников. Даже не представляла, что с ними можно посто так пообщаться на конференции :-)). А там еще и Качалкин с Багрянцевой!
Куда уж нашей деревне :-))).
kvakl_brodakl
17 ноя, 2010 23:03 (UTC)
Мне самой понравилось :-).
У вас тоже бывает интересно!
(без темы) - katyshonok - 18 ноя, 2010 00:03 (UTC) - Развернуть
pahmutova
17 ноя, 2010 22:23 (UTC)
Оченно Ломоносова люблю и в сыром и в жареном виде.
Беда в том, что его стихи не для чтения глазами, они именно для чтения вслух и наизусть. Невыразимое наслаждение.
kvakl_brodakl
17 ноя, 2010 23:04 (UTC)
Я вот читала сегодня. Правда, по большей части несерьёзные :-).
stotayn
17 ноя, 2010 22:39 (UTC)
Были люди в наше время. Богатыри!
sokol_iz_narnii
18 ноя, 2010 02:02 (UTC)
Эх...
Надо же... А я эту дату пропустил. :'(
Хотя М.В. Ломоносова с детства очень люблю и уважаю.
Спасибо за интересный рассказ и ха фотографии.
Ты ухватила фотоаппаратом не только то, что народ собрался учёный (это кожей чувствуется), но и очень светлое настроение участников!
kvakl_brodakl
18 ноя, 2010 07:08 (UTC)
Re: Эх...
Сама дата - в 2011-м году. Но 300 лет - это же надо начать осмыслять заранее :-))).
(Анонимно)
18 ноя, 2010 05:58 (UTC)
Ы! а я не знала, а мне надо. Дорогой Квакль, а есть материалы конференции, релизик там или что? Для новостной ленты.
werhamster
18 ноя, 2010 05:58 (UTC)
Это я была, Хамстер.
(без темы) - man_par_prieku - 18 ноя, 2010 06:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - werhamster - 18 ноя, 2010 06:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - man_par_prieku - 18 ноя, 2010 06:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - werhamster - 18 ноя, 2010 07:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - man_par_prieku - 18 ноя, 2010 07:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 18 ноя, 2010 09:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - man_par_prieku - 18 ноя, 2010 20:04 (UTC) - Развернуть
far_head
18 ноя, 2010 08:07 (UTC)
Скоро 300 лет уже?
Отец-основатель. Так всегда и бывает. Кто-то должен начать практически с нуля, придя из глухой провинции на голое место. Все когда-то бывает в первый раз. :)

Фото хороши. :)
kvakl_brodakl
18 ноя, 2010 09:44 (UTC)
Re: Скоро 300 лет уже?
Да, в следующем году :-).
Ну, всё-таки место-то было не совсем голое, не будем мифологизировать в духе "осьмнадцатого столетия".
Спасибо! *скромно* Мне самой нравятся :).
(Удалённый комментарий)
(без темы) - o_proskurin - 24 ноя, 2010 04:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kvakl_brodakl - 24 ноя, 2010 22:19 (UTC) - Развернуть
annndromeda
18 ноя, 2010 17:35 (UTC)
Огромное спасибо за конференцию, это было гораздо интереснее пар, с которых в среду разрешили уйти(всё субъективно, конечно, но всё-таки:), и нового про "первый наш университет" узнала предостаточно.

Знаете, ещё можно было сфотографировать Николая Николаевича Казанского - вот это взгляд!

P.S. Вы меня даже два раза сфотографировали, спасибо.:)
kvakl_brodakl
18 ноя, 2010 19:13 (UTC)
Да, когда пришёл Казанский, я как-то растерялась :-))).
Мы рады, что Вам понравилось!
helenhe
20 ноя, 2010 13:02 (UTC)
Ломоносов М.В. – прежде всего, пристрастный исследователь. Он мыслил ясно, глубоко, вникал во все последовательно и целеустремленно. Старался разузнать всё вплоть до мельчайших деталей, любил разгадывать загадки и тайны, проникая под покров табу и запретов. Свои мысли он выражал открыто, эмоционально, а при необходимости достаточно резко. Говорил и писал как автор детективов, со множеством недомолвок и намёков.

Михаил Васильевич легко знакомился, умел приятно общаться, проводить беседы, встречи; вести гармоничную письменную деятельность (переписка, ведение дел, сочинительство). Успешно реализовывал свои исследовательские идеи.
Это был великий тайный правитель (алхимик) в сфере идей, мировоззрения, высшего образования - он обладал большим упорством и сильным авторитетом. Творчески реализуя свои идеи, Ломоносов был непримирим, не признавал «гнилых» компромиссов. Результаты его исследований были фундаментальны, истинны – как качественная выжимка глубокого вдумчивого анализа. И безусловен личный магнетизм его мощной натуры – огромная внутренняя сила и способность подчинить себе других.

Таким образом, в основе вдохновенной работы Михаила Васильевича лежало содержательное и глубокое мастерство. При этом, он прекрасно осознавал свои права и обязанности, соблюдал общественные нормы с готовностью взять на себя любую ответственность.
Жаждал деятельности, делал стремительный выбор, зачинал новый независимый проект. Великий исследователь в напряженном медиумическом уединении осуществлял свои опыты.

Итог всего его таланта (для общества) – «незримая экспансия» (мнимое знание), занятие психическими исследованиями и тайными химическими опытами – знаменитый поэт, музыкант, химик. Медиумичный и скрытный …

Все перечисленное – таланты и способности Ломоносова. Эти таланты проявлялись активно, когда:
--- Михаил Васильевич с блеском преподносил себя обществу, был в центре внимания, восхищения и всеобщего признания.
--- Хранил тайны, имел отношение к тайным наукам, истории, археологии.
--- Он принадлежал замкнутой группе людей, обособившихся вследствие выполнения специфических социальных функций – следовал законам и традициям этой группы.
--- Вносил прогрессивные изменения в науку и объединялся с такими же как он дотошными исследователями.
Можно выразиться даже так: далекое прошлое (оборотная сторона существования) через Ломоносова демонстративно вносило «ритмы развития», волнующие изменения в науку. Создавая новые условия для жизни и состояния бытия. Это толкало Ломоносова демонично объединяться с такими же как он творческими исследователями.
(Анонимно)
21 ноя, 2010 10:31 (UTC)
Кажется, уж что-то одно: либо он "мысли выражал открыто", либо занимался "незримой экспансией" на основе "тайного знания".
(без темы) - helenhe - 21 ноя, 2010 10:59 (UTC) - Развернуть
( 39 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

Я
kvakl_brodakl
Квакль-бродякль
Филфак МГУ

Latest Month

Сентябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Мои стихи и проза

Разработано LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek