?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Потрясена.
Это самая лучшая книга из всех, что я читала - не скажу, что за всю жизнь, но за последние нескольно лет точно. Я не знаю, как там выйдет с Русским Букером, но сдаётся мне, что встать рядом с такой книгой чрезвычайно трудно.
Так всегда бывает: про то, что очень, по-настоящему нравится, практически невозможно вразумительно рассказать. Книга невероятно пронзительная, удивительно многослойная, потрясающе богатая внутренне, фантастически своеобразная - но не по-постмодернистски, ради самой оригинальности, а внутренне, той талантливой особостью, которая возникает не от нанизывания слов, а от глубинной полноты. Закрыв её, хочется снова перечитать, вдуматься в смыслы, не уловленные при первом - поневоле, беглом - прочтении. Спросят: про что? - ведь не ответишь. Про дом-интернат для детей-инвалидов? Про Дом как модель мира? Про человеческую природу? Да не в этом же дело. "Дом, в котором..." - огромный сплав реальности и фантастики, причём и та и другая бывают как намеренно натуралистичны, так и загадочно расплывчаты. Причудливые повороты сюжета, метаморфозы, происходящие с героями за время (Время?) пребывания в Доме, тонкие пограничные состояния при переходе из реальности в нереальность (или Наружность) удерживают внимание и вовлекают в себя читателя настолько, что он тоже оказывается в некотором смысле "отмеченным Домом" (не знаю, наверное, возможны и отторгнутые). И уже не на страницах книги, а рядом с нами живут Кузнечик-Сфинкс, Сиамец-Стервятник, Шакал Табаки, Слепой, Смерть-Рыжий, Волк, Красный Дракон-Македонский, Ральф Первый и остальные, даже Слон и Толстый, - живут для того, чтобы мы, как Курильщик, глупо задавали бы им нелепые вопросы, а потом, повзрослев, может быть, оказались бы способными и на свой собственный выбор.
Или, по крайней мере, хотя бы увидели его возможность...

Метки:

Comments

mka
19 фев, 2011 11:13 (UTC)
Конечно, многослойный текст допускает разные интерпретации. Но у меня осталось устойчивое недовольство ничем не оправданными скачками во времени - то Лось и Волк живут, то их нет, то все снова... Если автор пытается писать с позиции властителя времени Табаки, то все равно нужен общий тон романа. Иначе все разваливается на кусочки, которые нечем собрать.
leptoptilus
19 фев, 2011 12:45 (UTC)
Что значит "ничем не оправданные скачки во времени", если это один из основных композиционных принципов романа -- две линии, одни и те же герои с разницей в семь лет, накануне двух Выпусков?
kar_mella
24 фев, 2011 09:28 (UTC)
согласна. Временных пластов по сути два (если не брать в расчет Эпилог). А вообще, книга просто потрясающая, она не отпускает и перечитать ее хочется сразу после первого прочтения. Удивительно даже!)

Profile

Я
kvakl_brodakl
Квакль-бродякль
Филфак МГУ

Latest Month

Июнь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Мои стихи и проза

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek