?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Потрясена.
Это самая лучшая книга из всех, что я читала - не скажу, что за всю жизнь, но за последние нескольно лет точно. Я не знаю, как там выйдет с Русским Букером, но сдаётся мне, что встать рядом с такой книгой чрезвычайно трудно.
Так всегда бывает: про то, что очень, по-настоящему нравится, практически невозможно вразумительно рассказать. Книга невероятно пронзительная, удивительно многослойная, потрясающе богатая внутренне, фантастически своеобразная - но не по-постмодернистски, ради самой оригинальности, а внутренне, той талантливой особостью, которая возникает не от нанизывания слов, а от глубинной полноты. Закрыв её, хочется снова перечитать, вдуматься в смыслы, не уловленные при первом - поневоле, беглом - прочтении. Спросят: про что? - ведь не ответишь. Про дом-интернат для детей-инвалидов? Про Дом как модель мира? Про человеческую природу? Да не в этом же дело. "Дом, в котором..." - огромный сплав реальности и фантастики, причём и та и другая бывают как намеренно натуралистичны, так и загадочно расплывчаты. Причудливые повороты сюжета, метаморфозы, происходящие с героями за время (Время?) пребывания в Доме, тонкие пограничные состояния при переходе из реальности в нереальность (или Наружность) удерживают внимание и вовлекают в себя читателя настолько, что он тоже оказывается в некотором смысле "отмеченным Домом" (не знаю, наверное, возможны и отторгнутые). И уже не на страницах книги, а рядом с нами живут Кузнечик-Сфинкс, Сиамец-Стервятник, Шакал Табаки, Слепой, Смерть-Рыжий, Волк, Красный Дракон-Македонский, Ральф Первый и остальные, даже Слон и Толстый, - живут для того, чтобы мы, как Курильщик, глупо задавали бы им нелепые вопросы, а потом, повзрослев, может быть, оказались бы способными и на свой собственный выбор.
Или, по крайней мере, хотя бы увидели его возможность...

Метки:

Comments

leptoptilus
30 ноя, 2010 14:13 (UTC)
Удивительная книга. В числе прочего, мне очень понравилось, что это книга совсем не "роман про несчастных инвалидов", а именно просто Роман. (И понял, что мне мешало у Рубена Гонсалеса Гальеги.)

А как Вы поняли концовку? Сфинкс вернулся в параллельное прошлое (в прошлом Кузнечика, Дом был пустой, когда он туда впервые приехал, и с Вонючкой они познакомились позднее)? Но это ведь странно, нет? О же, кажется, выбрал эту жизнь.

Вообще, есть о чем подумать.
kvakl_brodakl
30 ноя, 2010 18:13 (UTC)
Концовка, признаюсь честно, меня чрезвычайно озадачила. Я даже спрашивала у знакомых, тоже читавших, что это значит. Но никто не пролил свет...
Может быть, это такая закольцованность: а начало могло бы быть и другим, похожим, причём до полного узнавания деталей, но всё-таки другим, и тогда и продолжение чуть-чуть могло отличаться... И так тоже до бесконечности.
?
leptoptilus
30 ноя, 2010 20:03 (UTC)
Похоже все-таки два эпизода в эпилоге, про счастливого мальчика и встречу Кузнечика - это ходки по второму кругу. Лорд ведь передарил свой второй круг Стервятнику, а Сфинкс на выставке неслучайно заговаривал о второй попытке с отцом Курильщика. А может быть, Вонючка может накручивать собственные круги, 3-й, 10-й, 25-й, исправляя то, что хочется исправить? Но, действительно, чувствуешь себя Курильщиком, когда лезешь с такими вопросами в интимную "лесную" глубь Дома. И еще не хочется (то есть хочется, но тормозишь себя) превращать Дом в фэнтези в дурном смысле слова, продумывать до отказа то, о чем говорится только намеками.
kvakl_brodakl
30 ноя, 2010 23:18 (UTC)
Да, намёки, наверное, недаром. С другой стороны, многослойный текст предполагает многослойные интерпретации. И нельзя остановить себя, когда думаешь над таким текстом.
Хотя, да, именно что чувствуешь себя Курильщиком. А этого не очень-то и хочется :-).
mka
19 фев, 2011 11:13 (UTC)
Конечно, многослойный текст допускает разные интерпретации. Но у меня осталось устойчивое недовольство ничем не оправданными скачками во времени - то Лось и Волк живут, то их нет, то все снова... Если автор пытается писать с позиции властителя времени Табаки, то все равно нужен общий тон романа. Иначе все разваливается на кусочки, которые нечем собрать.
leptoptilus
19 фев, 2011 12:45 (UTC)
Что значит "ничем не оправданные скачки во времени", если это один из основных композиционных принципов романа -- две линии, одни и те же герои с разницей в семь лет, накануне двух Выпусков?
kar_mella
24 фев, 2011 09:28 (UTC)
согласна. Временных пластов по сути два (если не брать в расчет Эпилог). А вообще, книга просто потрясающая, она не отпускает и перечитать ее хочется сразу после первого прочтения. Удивительно даже!)
leaf_dtp
28 фев, 2011 13:29 (UTC)
Дык там, в общем-то, все определенно.
Подглавка "Счастливый мальчик" - альтернативная реальность, куда на второй круг ушел Стервятник.
Подглавка "Встреча" - альтернативная реальность (возможно, та же самая), в которой уже нет Слепого, изъятого Сфинксом. Кузнечика там встречает Вонючка лично :)

Пардон за влез.

Profile

Я
kvakl_brodakl
Квакль-бродякль
Филфак МГУ

Latest Month

Июнь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Мои стихи и проза

Разработано LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek