Квакль-бродякль (kvakl_brodakl) wrote,
Квакль-бродякль
kvakl_brodakl

Александр Сегень. Поп

Обращаю внимание: я про роман, а не про фильм. Идти ли смотреть кино, пока для себя не решила. Возможно, если сложится - но не более того.
На мой взгляд, книге сильно вредит предисловие "От издательства", нарочито и декларативно сообщающее, что роман написан по заказу Патриарха Алексия II. От слова "заказ" - ничего не поделаешь, в таком мире и в такое время мы живём - за версту веет неискренностью и официозом. В результате очень многие читатели (и я, признаюсь, не исключение) с самого начала отнесутся к тексту предвзято: "Ах, по заказу. Ну-ну, посмотрим-посмотрим".
Я понимаю, что заказ, в том числе и литературный, - вещь, имеющая право на существование, если на неё есть спрос. Но недаром собственно литературой такие произведения становятся крайне редко. Для реализации собственного видения достаточно добротности, для осуществления заказа необходим сильный талант.
В романе "Поп" я этого таланта не вижу. Довольно предсказуемый сюжет, за перипетиями которого читатель, конечно, следит, но без особенного напряжения. Довольно однозначные характеры с несомненным и даже, я бы сказала, нарочитым перевесом в сторону главного героя, который максимально высвечен, причём настолько, что все остальные подчас кажутся необходимыми автору только ради того, чтобы подчеркнуть или оттенить какую-либо чёрточку отца Александра. Психология на довольно примитивном уровне (хотя есть характеры, в самой сути которых, казалось бы, заложен глубокий психологический потенциал: матушка Алевтина, Алексей Луготинцев, Фрайгаузен). Как это нынче модно, присутствует и ставка Гитлера, и резиденция Сталина, вот только зачем, остаётся покрыто мраком неизвестности: шаблонные зарисовки, Сталин с Берией, Гитлер с овчаркой, ну и что? Многогеройный эпилог окончательно погрязает в фактографии.
И ещё одно. Возможно, даже и главное. Производственный роман о священнике, в отличие от производственного романа о мартеновских печах, категорически нельзя написать только на внешнем действии, на событиях, на сюжете. А духовная сторона в романе практически вся уходит во внешние проявления. Минимум молитвы, духовного делания, трудного возрастания над собой - того, что всегда характеризовало русскую духовную прозу.
Возможно, кто-то скажет: но такова жизнь. Да, несомненно. Но литературное произведение - не фотография.
Положите рядом "Лето Господне" Ивана Шмелёва - и почувствуйте разницу.
Tags: книжки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments