Квакль-бродякль (kvakl_brodakl) wrote,
Квакль-бродякль
kvakl_brodakl

Categories:

Неделя о блудном сыне

Вспоминая постепенное и давнее знакомство с текстом, пожалуй, самой известной евангельской притчи, помню и то, что мне - особенно сначала - было очень жаль старшего сына. Обида, которая в нём говорит (как же так, отец, я постоянно был с тобой, я работал на тебя, не покладая рук, и ничего не требовал от тебя, а ты для меня никогда не сделал даже малой части того, что сделал для "этого твоего сына", который растратил всё имение, живя блудно) была мне по-человечески очень понятна, а яркие детали (даже козлёнка не дал мне, чтобы я мог, зарезав и приготовив его, повеселиться с моими друзьями, а ради него заклал тельца упитанного) делали эту сцену настолько живой и близкой, что становилось ещё жальче.
И ежегодная проповедь, расставлявшая всё на свои места - но всегда обращавшаяся главным образом к младшему сыну - реализующему сначала свободу воли, а потом - абсолютно искреннее покаяние, и к отцу - Отцу Небесному, радующемуся на небесах об одном покаявшемся грешнике более, нежели о девяноста девяти праведниках, - притупляла эту жалость, но не исцеляла.
В сегодняшней проповеди - впервые слышу проповедь нашего отца дьякона (и опять же в скобках - о.Александр с самого начала проповедовал по-другому, нежели о.Владислав, не стремясь подражать, как это бывает; прекрасно, что и о.Сергий идёт своим самостоятельным путём - пожалуй, в наибольшей степени филологическим, я бы сказала) - было обращено внимание на то, что старший сын относится к другому типу грешников, к тому же, что фарисей из прошлонедельной притчи. Он соблюдает все законы, он живёт по правилам и никогда ничего не нарушает, но... не имеет настоящей любви ("Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я - ничто" 1-е Кор. 13:1-2).
Человеческий тип, представленный в образе старшего сына, узнаваем и в наши дни и мне лично малосипатичен. Но - несмотря на это и даже вопреки этому - старшего сына всё-таки по-прежнему жаль.
Давно думаю, что надо бы написать статью про мотив "блудного сына" в русской литературе второй половины XVII в., да всё руки не доходят.
Tags: размышлизмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments