Квакль-бродякль (kvakl_brodakl) wrote,
Квакль-бродякль
kvakl_brodakl

Ещё раз про образование

В последнее время как-то часто в разных беседах обсуждаются темы, которые надо бы сложить вместе... К тому же, в связи с последним интервью на форуме была подвергнута остракизму за довольно робкую попытку начать разговор о необходимости инновационных подходов.
Мир меняется, и процесс образования должен как-то откликаться на перемены в этом мире. Лет десять, наверное, разные люди пытаются убедить нас в том, что по-старому преподавать сейчас уже категорически нельзя. Бессмысленно начитывать традиционные лекции: фантастически увеличившийся объём материала в них уже просто не влезает никаким образом, надо давать некоторые системные сведения, а за конкретикой отсылать к различным информационным ресурсам. Бессмысленно проводить традиционные семинары: в результате практических занятий современный студент должен не выучивать нечто, а вырабатывать определённые навыки и умения (филолог, например, должен прежде всего учиться порождать разные типы текстов; умеет ли это нынешний средний выпускник - вопрос, зачастую, слишком риторический). Очевидно, что аудиторная работа в традиционном понимании должна уступать место каким-то новым формам. Возможно, практикумам и индивидуальным консультациям. Возможно, большему количеству письменных работ, нацеленных не на проверку того, знает ли студент, какого цвета были обои в комнате Коробочки или платье, в котором Анна Каренина приехала на скачки, а, например, на как можно более вариативное текстопорождение. Возможно, интерактивным формам работы, посвящённым реконструкции различных профессиональных ситуаций. Возможно, чему-то ещё, что сейчас не очень видно.
Готовы ли мы к этому? Честно скажу, что, по моим понятиям, нет. Сила привычки вступает в очевидное противоречие с веяниями времени. Мы привыкли учить именно так, поэтому и рассказываем себе и другим о достоинствах традиционной системы образования. Я не отрицаю этих достоинств, но хочется заметить, что в современном мире у этой системы очевидны не только они.
Почему мы к этому не готовы? За всех не берусь сказать, но многим (и мне в том числе), в общем-то, банально страшно. Грядущие перемены в системе не могут не коснуться каждого. Непопулярные меры вроде сокращения штатов дамокловым мечом висят над преподавателями, порой парализуя и волю, и здравый смысл. Нам - в нашей среде - наше положение традиционно казалось довольно устойчивым, нас не коснулись драконовские вихри "лихих девяностых", мы благополучно живём иллюзией того, что так будет всегда. Сейчас уже очевидно, что не будет.
Тем не менее, именно поэтому мы - преподаватели, причём в широком смысле этого слова - не хотим посмотреть в глаза очевидному. Отказываемся видеть, что сейчас вряд ли нужно такое количество выпускников высших учебных заведений. Отказываемся думать над тем, насколько нужно то, чему мы учим, в дальнейшей профессиональной деятельности среднестатистического студента. Отказываемся принимать меры в отношении профнепригодных коллег, прикрываясь фразами о корпоративной этике, а на самом деле, кто - по мягкости характера, кто - из резонных опасений, как бы впоследствии не пришли за ним. Отказываемся воспринять как нечто позитивное любую идею перемен, потому что так, как сейчас, - спокойнее. Там, где мы сейчас, у каждого из нас есть своё вполне определённое место. Будет ли оно при других раскладах - Бог весть.
Преодолеть эту инерцию сложно, но, как кажется, возможно. Вряд ли необходимо 40 лет водить людей по пустыне, дожидаясь, пока перемрут носители традиционного сознания (тем более что, на самом деле, эти идеи - как и пресловутый "комплекс раба" - увы, наследуются в процессе воспитания и передачи опыта). Надо всего-то попытаться посмотреть на проблему не с точки зрения личной заинтересованности, а с точки зрения пользы дела. Только это очень немногим под силу.
Самая большая беда заключается, однако, в том, что поступающие сегодня сверху инициативы оказываются направленными на всё большее ограничение чего бы то ни было. В те самые девяностые и в первой половине двухтысячных нам показалось, что можно своими руками попытаться постоить то, что ты видишь. Сейчас пока ещё не объясняют, в каком направлении следует строить, нынешние начальники только пытаются взять под контроль то, что из-под этого контроля расползлось за двадцать лет, но тенденция-то очевидна. Поэтому есть опасность либо реформационного движения единым строем и в одном направлении, без учёта специфики конкретных профессий и отраслей знания, либо консервации реформ в современном (очевидно, переходном, а следовательно - далеко не лучшем) состоянии. Потому что любые ограничения всегда начинаются с ограничения свободы...
Tags: актуальное, участь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 224 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →