Квакль-бродякль (kvakl_brodakl) wrote,
Квакль-бродякль
kvakl_brodakl

Про фантастику и Александра Бушкова

Читая сборник ранних повестей Александра Бушкова, поняла, что для меня является главным условием хорошей фантастики. Прежде всего, это стремление создать непротиворечивый особый мир, отличающийся от земного. Именно поэтому я люблю Льюиса, Толкиена, да и Фрая, в конце-то концов. Как только миры смешиваются, возникает ерунда. Бушковская "Анастасия" хороша ровно до тех пор, пока там не появляется десантник-афганец, "Господа альбатросы" как-то нарочито сбиваются с экзотики Вундерланда на банальную пьянку, а "Первая встреча, последняя встреча" с её бомбистами-нигилистами, офицерами царской армии, жандармами и ... инопланетянами, мягко говоря, образует довольно странный и плохо перевариваемый коктейль.
Немного иначе воспринимаются альтернативные исторические реконструкции. Пожалуй, "Примостившийся на стенке гусар" привлекает даже не столько чувством юмора, сколько возможностью помыслить мир, в котором победившая революция и германский нацизм - нереализованные варианты истории, поэтому Гитлер умирает в сорок четвёртом в Вальпараисо, а парализованный Ленин доживает свой семьдесят пятый год в окружении актёров и сценаристов, создающих вокруг него иллюзию победы мировой революции.
И, похоже, одна мысль всё-таки не даёт автору покоя: и в гениальном "Лабиринте", и в замечательном "Как рыцарь средних лет собрался на дракона" говорится о том, как буднично и обыденно бывает то, что молва, легенда или миф назовут подвигом. И правда, никто и никогда не узнает, как всё было на самом деле, потому что даже участник события всегда имеет двести пятьдесят две причины для того, чтобы никогда и никому не рассказать правду. И пусть хочется выть от тоски, но Тезею суждено остаться в веках именно победителем Минотавра, который оказался не чудовищем, а обыкновенным человеком, жертвой, к тому же - безоружным, поэтому его убийство лишено всякого героизма и вообще-то - поступок довольно подлый; а безымянному рыцарю - победителем последнего в Европе дракона, убийство которого напоминает не поединок, а скотобойню, настолько тот беззащитен. Но если попытаться рассказать о том, что было на самом деле, как пытается сделать это рыцарь, возвращающийся из крестового похода, в небольшом рассказе "Домой, где римская дорога", то и это не поможет избавиться от смертной тоски, раз и навсегда завладевающей сердцем того, кто наконец-то понимает, что на самом деле у нас практически никогда нет выбора...
И всё-таки ужасно раздражает, когда в книжке много опечаток...
Tags: книжки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments