Квакль-бродякль (kvakl_brodakl) wrote,
Квакль-бродякль
kvakl_brodakl

Category:

От сессии до сессии живут студенты весело, или Балльно-рейтинговая система

Под впечатлением очередного совещания хотелось бы поставить очередной вопрос "реформообразовательного" характера.
Как известно, одним из постулатов Болонской концепции является вопрос о качестве образования и о формах контроля компетенций, которые формируются у студента в результате освоения того или иного предмета. Для более эффективного контроля предлагается вводить так называемую балльно-рейтинговую систему. Она будет включать в себя промежуточные формы контроля (контроль посещаемости, рефераты, контрольные работы, тесты, коллоквиумы, в нашем случае, видимо, также домашнее чтение и т.д.) и влиять на допуск к зачету/экзамену (не набрали, допустим, 50 баллов из 100 - не имеете права даже тянуть билет), а возможно - и на оценку за экзамен (допустим, итоговая оценка складывается на 10% из оценки за посещаемость, на 10% из оценки за реферат, на 40% из оценок за 4 контрольные работы, которые надо написать в течение семестра, и на 40% - собственно из той оценки, которую вы получаете за итоговый тест или экзамен; важно, что в этом случае может сложиться такая ситуация, что к началу самого экзамена вы уже можете рассчитывать только на "4" или даже только на "3" по результатам работы в семестре; важно также, что в этом случае может сложиться и такая ситуация, что вы заработаете экзамен "автоматом" уже за работу в семестре).
Выскажу свое личное мнение. Я считаю, что оценка на экзамене никоим образом не должна быть заранее предопределена работой студента в семестре. Все мои студенты знают, что я никогда не ставлю оценку "автоматом" (за исключением иностранной группы, но это - совершенно отдельная тема). Я считаю, что системное представление о курсе истории литературы того или иного периода складывается у студента именно в процессе комплексной подготовки к экзамену. Именно тогда обобщаются в сознании все лекции, все, что написано в учебнике, опыт семинарских занятий, впечатления от прочитанных произведений. Если студент получит "5" автоматом, у него не будет стимула обобщать факты, представленные в его сознании в разрозненном виде. Поэтому хорошему студенту совсем не вредно приложить еще некоторые усилия систематизирующего характера перед экзаменом. Но все мои студенты знают и то, что я очень спокойно отношусь к вопросам, связанным с посещаемостью, с пропусками занятий отдельными личностями и т.д. Я никогда не отмечала присутствующих и никогда не ставила оценку за экзамен в прямую зависимость от интенсивности посещения семинаров, точно так же как и от активности высказываний на семинарах. На экзамене все зависит от ответа студента на вопросы, связанные с проблематикой курса в целом. Я считаю, что у каждого студента существуют свои правила и методы работы. И допускаю возможность интенсивного освоения материала непосредственно перед экзаменом. Именно поэтому экзамен должен давать студенту возможность - независимо от всего, что было в семестре, - получить максимально выскоую оценку.
С другой стороны, я отдаю себе отчет в том, что мое мнение может быть обусловлено прежде всего органической нелюбовью к приему каких-либо экзаменов, зачетов, контрольных работ, тестов и т.д. Мне гораздо интереснее просто поразбирать тексты, подумать над ними, обменяться мыслями, попробовать увидеть в них что-то новое. Мне интереснее не контролировать, а общаться. А для пользы дела нужно и то и другое. Может быть, текущие формы контроля заставят студентов более интенсивно осваивать курс по ходу дела, внесут некий организующий момент в последовательное и систематическое изучение дисциплины. Может быть, они будут способствовать большей объективности итоговой оценки (процесс "складывания" оценки из различных форм семестровой работы можно отследить, на него студент может многажды - на каждом очередном этапе - лично повлиять и т.д.). А насколько возможны одинаковые (допустим, прописанные в положении) принципы работы, допустим, при изучении литературы, теоретических лингвистических дисциплин и практического языка?
Преподаватели и студенты, нынешние и бывшие, а что думаете вы?
Tags: актуальное, опросы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 115 comments