Квакль-бродякль (kvakl_brodakl) wrote,
Квакль-бродякль
kvakl_brodakl

Categories:

"Любовный треугольник" в "Россияде"

Мне тут уже несколько дней не даёт покоя одна мысль.
"Любовный треугольник" - сюжет, как кажется, в эпическом роде литературы (речь идёт о литературе до XIX в.) характерный для жанра романа, повести или новеллы. При этом в романе и повести коллизия "любовного треугольника" развивается скорее трагически (будь то, скажем, "Роман о Тристане и Изольде" или уже упоминавшийся как-то "Отрывок из так наз. "Романа в стихах""), а в новелле - скорее сниженно-комически (фаблио, шванки, новеллино, фацеции, "Декамерон" и т.д.). Исключения, конечно, известны, но в целом, с известной долей упрощения, правило, кажется, работает.
В "Россияде", совершенно очевидно, мотив "любовного треугольника" (Сумбека - Осман - Алей) нарочито подчёркивается и выделяется, причём часто - при помощи глубоко психологически выверенных характеристик всех трёх героев. Пересмотрела "Казанскую историю" - там, естественно, только самые общие упоминания, причём не одновременные, а последовательные. У Татищева этой линии нет вообще. Таким образом, кажется, можно констатировать сознательное художественное решение. А это странно, поскольку, как кажется, мотив этот для эпопеи не только не был актуальным (разве что вспомнить Елену - Париса - Менелая? всё-таки интуитивно - с учётом вмешательства богов, а также удельного веса в общем контексте произведения - здесь имеет место несколько иной сюжет), но и скорее даже чужд ей. В чём же цель такой "романизации" наиболее "авторитетного" жанра? Херасков считал для эпопеи необходимыми не только большую (по сравнению с предшественниками, пытавшимися писать эпические поэмы о Петре) историческую дистанцию, но и сближение эпопеи с романом? Тредиаковский в "Тилемахиде" освобождался от романного в первоисточнике, а Херасков идёт по пути привнесения романного начала в эпопею? Или всё-таки как-то не так?
Идея Западова насчёт того, что это всё иносказательно о Екатерине II, мне известна, но не убеждает. Не в том дело, что такая интерпретация невозможна, а в том, что для этой цели не обязательна именно эта модель. Остальные искатели руки Сумбеки, что очевидно, ищут брака с ней только ради власти, поэтому ставить их в один ряд с Османом и Алеем нельзя.
Tags: книжки, профессиональное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments